• Старший тренер мужской сборной России по биатлону Владимир Аликин: «И вечный бой»

    17.03.10 01:09

    Старший тренер мужской сборной России по биатлону Владимир Аликин: «И вечный бой» - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Автор: Спорт день за днём

    Во время очередного этапа Кубка мира в Контиолахти Владимир Аликин обстоятельно рассказал корреспонденту «Спорта» о событиях в Ванкувере, поделился планами на будущее.

    — Олимпийские игры закончены, но продолжаются кубковые старты, как настроение и самочувствие?
    — Настроение — боевое! Хотя, конечно, чего уж там скрывать, еще осталась усталость после Игр. В этот раз для нас все было непросто, я думаю, все смотрели трансляции гонок и все видели сами. Мы, когда приехали в Ванкувер, осознавали, что на этой Олимпиаде наша страна особенно рассчитывает на биатлонные медали — как мужские, так и женские.
    В сборной была очень напряженная атмосфера, мы же понимали, что нужны медали, и это, конечно, давило психологически, была, можно сказать, гипермотивация. Команду в Ванкувер привезли сильную — должны были выигрывать.
    В спринтерской гонке нас подвела погода — первая стартовавшая десятка разыграла между собой подиум. Но и у Вани Черезова была хорошая стартовая позиция — он ушел на дистанцию пятым, и если бы не эти ненужные промахи… Да что теперь говорить, в биатлоне не бывает «если бы».

    — А по остальным гонкам?
    — Очень было обидным четвертое место Жени Устюгова в индивидуальной гонке. Честно скажу, настроение в команде в тот момент было очень подавленным. К счастью, в масс-старте Женя сумел выиграть золото! А ведь у наших мужчин 16 лет не было золота в личных гонках! После этой победы в команде воспряли духом, Ольга Зайцева выиграла медаль, психологически стало полегче.

    — Вы привезли запасным Виктора Васильева, который так и не стартовал ни в одной гонке…
    — Да, Витя готовился, и эта поездка стала для него хорошим опытом, даже при том что он не стартовал. Я думаю, это очень нужный опыт для молодого спортсмена, тем более для такого перспективного, как Витя. Я ему сам сказал: «Готовься, смогу поставить в гонку — побежишь». Но не вышло.

    — Как определялись с эстафетным составом?
    — Мы смотрели по результатам тренировок — перед эстафетой у нас было время отдохнуть и определиться с участниками. Максим Чудов очень собрался после своих неудач и был готов бежать и бороться. По Ване Черезову вопросов не было вообще — он наш бессменный забойщик. У нас уже есть такая примета: если Ваня выиграл старт, как биатлонисты говорят, выиграл «поляну», значит, будет все хорошо. С финишером тоже было все понятно — Жене Устюгову это было вполне по силам. Что касается Антона Шипулина — то решились доверить ему второй этап по итогам эстафетных гонок.

    — А что с ним произошло? Почему он отстал на финише этапа?
    — Будем еще разбираться с этим, но, скорее всего, это такая реакция организма на нагрузки и высоту. Печально, конечно, что это случилось именно во время эстафеты. Но Антон — молодец, смог доехать, что называется, «на зубах».

    — На Олимпиаду приехало много наших соотечественников — ощущалась ли поддержка трибун?
    — Наших слышно всегда, даже если приезжает всего несколько человек! Приятно, когда летят поддержать команду на другой конец планеты. Тут на трассе-то зябко стоять несколько часов, а они по шесть-семь часов на трибунах выстаивали! Спасибо, что поддерживали, даже несмотря на отсутствие медалей. Вообще, хочу заметить: у нашей команды очень преданные болельщики.

    — Как были готовы олимпийские трассы?
    — Снега было много, кстати говоря, но он очень быстро «старился», да дождь периодически шел — получалась каша, тяжело было готовить лыжи.

    — Наверняка было тяжело и с часовыми поясами. Перестроились уже?
    — Да ну, какое там… До сих пор ночью колоброжу, днем в сон тянет. Тяжело переносятся такие встряски для организма — ночью есть тянет, со сном беда. Когда летели в Ванкувер, дал установку не спать, пока не прибудем на место, ходил по самолету, сам всех будил. Вот в следующем году даже не знаю, как будем работать — по предварительному расписанию, два американ­ских этапа. А потом сразу чемпионат мира в Ханты-Мансийске. Это не только разные часовые пояса, это и высоты разные.

    — Сувениры с Олимпиады привезли?
    — Жена просила олимпийские красные варежки. Я пошел покупать — а у нас в Уистлере, где мы жили, за ними выстраивались такие очереди, что стоять я бы просто и не смог — у меня времени столько свободного не было, и давали по две пары в руки. Купил значков, магнитов с символикой Игр. Но я не могу сказать, что был большой выбор, в Турине с этим было получше.

    — Ванкувер хоть посмотрели?
    — В прошлом году только, в этом не ездил. Ребят возили в Русский дом после эстафеты, Коля Круглов тоже там побывал, а я так и не выбрался.

    — Кстати, о Николае — он ведь объявил о завершении карьеры?
    — Это его решение, и тренерский штаб его принял, хотя в его возрасте многие спортсмены только начинают раскрываться — взять, к примеру, серебряного призера этих Игр Зуманна. Коля в команде уже давно, всегда был надежным эстафетным бойцом. Но наша работа не самая легкая — по одиннадцать месяцев в разъездах, наверное, он устал, его тоже можно понять. Когда ярких, стабильных результатов давно не было — может, и лучше уйти. Предпосылки были, не без того, но повторюсь, что это целиком его решение — никто из команды его не гнал.

    — А что можете сказать по поводу возвращения Дмитрия Ярошенко?
    — Я, конечно, надеюсь, что в следующем году он сумеет вернуться в команду. Он сейчас готовится самостоятельно, я с ним недавно созванивался, как раз разговаривали обо всем. Скорее всего, будет отбираться через российские соревнования. К слову сказать, во время допингового скандала с лыжниками я удивлялся, как можно бросать своих спортсменов на произвол судьбы. Да, понятно, такая история не делает чести федерации, но…

    — Как вы считаете, на сегодняшний день с допинговыми скандалами в сборной России покончено?
    — Я на это очень надеюсь — столько сломанных судеб. По-человече­ски их очень жаль.

    — Какие планы после Олимпиады?
    — Бороться за «Хрустальные глобусы»! Женя Устюгов половину сезона провел в желтой майке лидера, да и в Кубке наций у нас хорошая позиция для борьбы.

    — Что будете делать по окончании Кубка мира?
    — Отдыхать! В лес хочу, на рыбалку! Жена знает: мне дня на два-три обязательно надо съездить — по­охотиться, порыбачить, голова отдохнуть должна. А потом опять за работу, и вечный бой.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»