Новость об уходе из «Спартака» Сергея Родионова и Наиля Измайлова вызвала слишком много эйфории. Врать не буду, у меня она была тоже, но длилась до тех пор, пока внимательно не перечитал новость. На словах «по окончании сезона» все стало ясно. «Разводят» довольно дешево.
Разве кто-то «Спартак» уже покинул? Во-первых, сам Измайлов при назначении Кононова говорил, что они с Родионовым рискуют своими контрактами, если задача не будет выполнена. Во-вторых, вам напомнить, сколько раз Родионов обещал покинуть «Спартак»? А уж сколько раз он менял табличку на двери своего кабинета, вряд ли даже в отделе кадров помнят. На это ушла точно не одна пачка шурупов. И что, покинул?
В-третьих, есть замечательная должность, которая называется «советник» или «консультант» – вроде бы и спросу никакого, но полномочия на месте. Это как в детстве, когда говоришь: «Я в домике». Вот сейчас в «Спартаке» Леонид Трахтенберг «в домике», но, судя по работе клуба с медиа, ничего не изменилось. На клубном сайте Леонид Федорович по сей день значится директором департамента по связям с общественностью. Не так важно, с умыслом это сделано или по недосмотру, с какой стороны ни глянь – по сути не изменилось ничего.
Не исключено, из той же оперы отставка Родионова и Измайлова. Также возможно, что план с этой «сенсационной новостью» родился в голове одного из «уволенных». И он сработал. Зашкаливающий градус негодования если и не упал до нормы, то понизился на порядок. Старый сценарий с отставкой тренера уже не мог принести такого эффекта. Уход Кононова был бы таким же пустым и бессмысленным, как игра красно-белых при нем.
«Кредит доверия»
«Спартак» уже давно приучил к абсолютно неожиданным, невменяемым и необъяснимым решениям, в которых порой даже под микроскопом сложно разглядеть логику, но… Рискнем предположить, что никакого кредита доверия Кононову нет. Как мы знаем по старой спартаковской примете, слова поддержки от совета директоров – это первый предвестник скорого увольнения. Но сам месседж о доверии Кононову – это не для публики, а для команды. Очевидно, что тренер не знает, как выбираться из этой ситуации, в народе его все величают «пиджаком». Любая команда слабость тренера чувствует, в «Спартаке» же отдельные игроки, полагаю, на него уже смотрят как на добычу. Если бы сейчас совет директоров официально списал Кононова той же датой, что и Родионова с Измайловым, он автоматически бы из «пиджака» превратился в «ветошь», такого тренера и во время тренировки в удивительные места послать могут. И уже не то что о Лиге чемпионов – вообще о еврокубках можно будет смело забыть.
Жаль ли Кононова? Во всяком случае, отдельное спасибо Олегу Георгиевичу за игру с «Арсеналом»: избавил от лишней работы, и теперь не нужно долго и нудно на примерах доказывать, что игра у «Спартака» напрочь отсутствует. Этот матч был самым наглядным и поставил жирную точку: оставшиеся пять игр уже ничего не изменят в плане оценки работы Кононова. Остановимся лишь на некоторых важных моментах и «заслугах» Олега Георгиевича в «Спартаке». Многие отмечают быстрые атаки. Мол, позиционную атаку тренер выстроить не сумел, но быстрые время от времени уже работают. Так оно и есть, но при быстрой атаке требуется в разы меньше командных взаимодействий, чем при позиционной. Порой достаточно всего одного хорошего открывания и одной качественной передачи в нужную зону. Если в составе есть игроки высокого уровня, то и без тренера быстрые атаки время от времени будут проскальзывать. Вспомните «Спартак» Аленичева или Гунько – даже тогда что-то подобное порой прорастало через плотное «ничего».
Дело в том, что качественный игрок – это в числе прочего и игрок обучаемый, а как действовать в тех или иных стандартных ситуациях, игроков учат на протяжении всей карьеры. Удачное совпадение, два-три игрока одинаково оценили ситуацию – вот и пошла быстрая атака. И одно дело, когда за счет них строится игра команды и они работают как часы, ну хотя бы как сейчас в «Ростове» или «Арсенале», и совсем другое, когда они проходят изредка. Во втором случае тренерского примерно ноль, тем более в той команде, где действительно есть высококлассные футболисты, пусть и не на всех позициях.
Еще один важный момент – суперпрессинг на первых минутах, который порой даже результат приносит. Кто-то ставит это Кононову в заслугу, кто-то в вину: мол, физическая форма плохая и на весь матч игроков не хватает, максимум минут на 20–25. На самом деле это две стороны одной медали, а весь матч играть в таком темпе не выдержит ни одна команда, даже корейская. И штука-то полезная, если бы она не была выбрана в качестве единственного оружия.
Кононов – сильный тактик, Каррера всего лишь неплохой мотиватор, говорили они… Да, Андрей Арнольдович? Кстати, в «Арсенале» Олег Георгиевич тоже не смог или не успел выстроить позиционную атаку, его «Ахмат» вообще никак не остался в памяти, ну а по «Краснодару» судить сложно. Там Галицкий.
Откровения от Андрея
На самом деле высказывания Федуна-младшего, пусть порой вызывают удивление и смех, но все же несут полезную информацию. И в данном случае абсолютно неважно, сколь глубоко Андрей Арнольдович разбирается в футболе – наверняка у него есть какие-то другие таланты. Все же человек и военным был, и врачом, и бизнесменом, и стадион строил, и нынешний медицинский департамент «Спартака» создал. Хотя последнее достижение скорее в минус, чем в плюс.
Андрей Арнольдович куда лучше нас знает внутриклубные процессы и при этом словоохотлив. Да, порой он говорит совершенно абсурдные вещи – вспомнить хотя бы слова о том, что при Каррере никто из игроков «Спартака» не прогрессировал. А Зобнин, пришедший из вылетевшего московского «Динамо» и ставший системообразующим игроком чемпионского «Спартака», оказывается, был уже готовым футболистом. Кто тогда не готовый? Парень со двора? Так в XXI веке, если что, состав не набирают. Да и все четыре представителя «Ромашки» провели лучший сезон в своей карьере. А чемпионские медали на шее Ещенко и Тарасова, пожалуй, главные чудеса российского футбола на моей (и не только) памяти. Это все равно что воду в вино превратить.
Одно из этих удивительных чудес сотворил Семин, а другое – как раз Каррера. И ровно в том же интервью Федуна-младшего есть еще одно не менее спорное утверждение: в заслугу Каррере поставлен хороший микроклимат в команде и больше ничего. Мнение не новое, этой информацией болельщиков вот уже полгода кормят. Но «едят» плохо, и на то есть причины. Хотя бы потому, что у Карреры тренерских ошибок вряд ли было больше, чем у Семака в этот почти уже чемпионский сезон. А если посмотреть на «Локомотив» к 11-му туру (обе команды набрали по 19 очков и делили 5–6-ю строчку на момент отставки итальянца), то и не больше, чем у опытнейшего Семина. А это значит, что Массимо ошибался на уровне успешных тренеров топ-клубов России, и уж точно меньше Кононова сейчас.
К чему вспоминать высказывания Андрея Арнольдовича? К тому, что с любой информацией можно работать, но проверяя, критически оценивая, фильтруя. Еще в ноябре мне рассказали, что такого мнения придерживались большинство членов совета директоров «Спартака», а Андрей Федун в интервью просто подтвердил информацию.
Но с чего вдруг владельцы, не обладающие каким-то глубоким пониманием футбола и не имеющие возможности ежедневно погружаться в дела команды, сделали такие выводы? С чего они решили, что Каррера лишь везунчик и неплохой мотиватор, но тренер посредственный? В версию болельщиков о легкой степени слабоумия у членов совета директоров «Спартака», разумеется, мы не верим, все же красно-белые боссы – успешные люди.
Зато можно освежить в памяти события четырехлетней давности, когда власть «профессионалам» передавали. Именно тогда сообщили, что связующее звено между советом директоров и тренером – Сергей Родионов. И звено, надо признать, крепкое, раз больше сезона балласт… простите, багаж Аленичева смогло выдержать. Потом, в чемпионский сезон это звено заменили «инородным» Юханом Гераскиным, но через год вернули истинно спартаковский «скреп» на место. Только вот с Каррерой что-то пошло не так… Может быть, красно-белый скреп работает только с родными детальками, на которых стоит штамп в виде ромба? Иначе почему он отторг итальянца и сформировал среди членов совета директоров именно такое мнение?
Залечь на дно в «Спартаке»
В тандеме Измайлов – Родионов главным сложно было считать первого. И сколько бы ни говорилось о том, что Сергей Юрьевич не тянет на роль управленца, что он недостаточно пробивной и современный, не обладает талантами, свойственными руководителям, «слабый и бесхарактерный» Родионов сумел продавить назначение Аленичева, убедить уволить Карреру, привести Кононова, и все вопреки здравому смыслу. Думаете, это простая задача?
Плюс еще трансферы, переподписания контрактов, назначения помощников, тренеров дублей, молодежных составов и т. д. Там тоже, возможно, на какие-то процессы Родионов влиял. К примеру, с той же заменой Бесчастных на Гунько была очень интересная история, к которой Сергей Юрьевич приложил руку. В числе главных причин увольнения назывались командный результат и то, что Бесчастных не разбирает игры соперников. Это в молодежной-то команде, цель которой не результат показывать, а индивидуально сильных игроков для главной готовить. И самое смешное, что Родионов, как экс директор академии «Спартака», такие вещи понимать обязан. Но то ли забыл, то ли очень хотел помочь Гунько по каким-то причинам… К слову, непотопляемый Дмитрий Иванович, несмотря на свои многочисленные провалы, по сей день в структуре клуба.
Да, под решениями по Аленичеву, Каррере и Кононову не стоят подписи Родионова, но какое это имеет значение? Тем более Сергей Юрьевич никогда не стремился к публичности, а напротив, с удовольствием уходил в тень. Для такого человека сложно придумать более подходящую должность, чем должность советника. Никакой публичности и повышенного внимания, а убеждать вышестоящее руководство делать даже самые абсурдные вещи Сергей Юрьевич умеет.
Болельщикам остается развлекаться, читать слухи и перебирать в голове кандидатов в руководство и на пост главного тренера. Нужный эффект достигнут! А пока одни тщательно подбирают кандидатов, другие мечтают о золотых медалях, розовых единорогах и цветных воздушных шарах. Сложно сказать, что собой будет представлять новый «Спартак» по форме, но с содержанием понятно все уже сейчас. Тренера-менеджера не будет, как и не будет самостоятельного управленца. «Староверы» опять победили.