Масса выброшенных в воздух эмоций, управление игроками на поле и зрителями на трибунах: главный тренер сборной России успевал все. При этом на послематчевое общение Черчесов пришел спокойным, как будто матч с Хорватией был давным-давно. Встретили его, без сомнения, аплодисментами.
— Можно ли сказать, что сборная России на этом чемпионате прыгнула выше головы?
— Мы готовились к турниру, максимально изучили детали, а Кубок конфедераций нам в этом помог. Вы сами видели, что работа, которую мы проделали, дала результат. Не знаю, знают ли иностранцы слово «дембель»… Сегодня мы вышли в дембель, он нас разочаровал. Хотели послужить родине до 15-го числа, к сожалению, не получилось. Сейчас нужно хорошо подготовиться к Лиге Наций, соперники хорошие, Турция и Швеция. Давайте все проанализируем, в команде часто происходят изменения, что-то планировать заранее нельзя. Главное, что с первой секунды мы знали, чего хотим и куда идем. Нам это удалось, надеюсь, сделаем еще шаг вперед.
— В сборную России мало верили перед турниром. Может, если бы поддержки было больше, прошли бы дальше?
— Ни в одну сборную, которая когда-либо играла на чемпионате мира, ни одна своя страна не верила. Вы из какой страны? Италия? Вы правильно не верили… Главное, мы сами в себя верили. И просить кого-то это делать за нас мы не можем. Можем заставить в себя влюбиться своей работой. Сейчас вся страна знает, что такое сборная России.
— Сегодня поддержкой трибун довольны?
— Если на поле ничего не происходит, на трибунах шумно не будет. Пришлось и мне подирижировать — надеюсь, Валерий Гергиев на меня не обидится, если какие-то жесты я делал не так (смеется).
— Через четыре года на чемпионате мира в Катаре можно рассчитывать, что сборная России выйдет на такой же уровень?
— Я даже на четыре дня вперед не загадываю, не то что на четыре года. Я благодарен футболистам за то, что они сделали сейчас.
— Нет ли сожаления насчет некоторых кадровых решений?
— У меня много недостатков. Наверное, даже больше, чем хороших качеств. Но одно из них: никогда не жалею, если принимаю решение. Если принял решение, делай максимум. Те, кто с нами были, были лучшими. Лекцию о том, как строится команда, можно читать долго.
— Почему Смолов решил бить первый пенальти?
— Почему вы после Испании об этом не спросили? После 120 минут бьют те, кто готов. Кое-кого я спрашивал, а люди даже не понимали, что я говорю. Так что бьют те, кто могут. И в том матче было то же самое.
— Звонил ли вам президент после матча?
— Он звонил днем, позвонил и после игры. Поздравил с хорошей игрой, с тем, как мы себя проявили. Мы все расстроены, но Владимир Владимирович пожелал держать голову выше и сделать следующий шаг. После матча зашел в раздевалку и Дмитрий Медведев, но я был в это время на интервью…
— Что посоветуете детям, которые сейчас наверняка захотят заняться футболом?
— В футбол насильно не играют. Первый шаг ребенок должен сделать с родителями, но дальше уже идет сам. Если будет любить игру сердцем, пусть продолжает. А то бывает, что приводят насильно.
Сочи