В понедельник главный тренер сборной России на специальной пресс-конференции в столичном Доме футбола на Таганке прокомментировал состав национальной команды на контрольные матчи с Кот д’Ивуаром (24 марта, Краснодар) и Бельгией (28 марта, Сочи).
С капитаном определимся на сборе
— Станислав Саламович, на днях о завершении карьеры в сборной объявил Василий Березуцкий. Насколько для вас это стало неожиданностью?
— С Василием был разговор, и он свое решение аргументировал. Это решение нужно принять так, как есть. Поскольку Василий Березуцкий был капитаном сборной, понятно, что определенные надежды в этом смысле на него были. Но теперь ситуация поменялась, и мы от этого отталкиваемся. Тем не менее, ни Березуцкого, ни других опытных футболистов мы со счетов не сбрасываем, тем более что чемпионат мира всего-то через полтора года, и мы не знаем, кто в каком состоянии к этому турниру подойдет. Но за оставшееся время необходимо наигрывать тех, кто должен к чемпионату мира, как говорится, созреть. А что касается контрольных матчей, они таким опытным игрокам как Василий Березуцкий по большому счету сейчас не нужны.
— Повлияет ли уход Березуцкого из сборной на тактическую схему, которую вы собираетесь использовать?
— Нет, никак не повлияет. Если помните, мы и на предыдущих сборах постоянно вели речь о переходе на систему игры в три центральных защитника. И ситуация так складывается, и мы оцениваем свои возможности, выстраивая то, что нам необходимо, чтобы быть конкурентоспособной командой.
— Сейчас уже можете сказать, кто будет капитаном сборной?
— Думаю, решим этот вопрос на сборе, который начнется в Краснодаре 20 марта. У нас есть хорошие кандидаты на должность капитана — Игорь Акинфеев, Александр Самедов. Вряд ли в этом смысле нас ждут какие-то сюрпризы. В общем, на месте все решим.
— Есть ли уже юридическое решение, позволяющее Марио Фернандесу играть за российскую сборную?
— Знал, что этот вопрос может прозвучать. Марио вызывается в сборную не первый раз, но раньше это делалось для того чтобы он освоился в команде, почувствовал, чем она дышит. Сейчас есть определенные нюансы, и чтобы я что-то не перепутал, лучше все это узнать у юриста, с которым созванивался представитель РФС Евгений Савин. Должно быть официальное заключение, чтобы я сейчас не сказал что-то не то.
Статистика — за Нойштедтера
— В списке вызванных игроков присутствует фамилия Георгия Джикия, который после перехода в «Спартак» пока не имеет игровой практики. Можно ли сравнить эту ситуацию с той, что была в прошлом году с Иваном Новосельцевым, сидевшим на лавке в питерском «Зените», но получавшем приглашение в сборную?
— Наверное, определенную параллель провести можно. Я смотрел все игры после возобновления сезона весной, и это относится не только к «Спартаку», но и к другим клубам. Почти во всех матчах на сборах Джикия играл, выглядел достаточно квалифицированно. Первый официальный матч он пропустил из-за четырех желтых карточек, полученных еще в «Амкаре». Чемпионат только-только набирает ход после паузы, Георгий — еще достаточно молодой игрок.
И, кстати, здесь хотел бы отметить, что еще один защитник — Владимир Гранат — тоже был в наших списках, но жаль, что буквально на моих глазах (я был на матче Лиги Европы в Ростове) получил травму и выбыл до конца сезона. А так Гранат был бы в составе сборной, потому что и в чемпионате страны достаточно убедительно играет, и в Лиге Европы хорошо смотрелся. И большим подспорьем был тот факт, что Владимир отлично подходит под ту схему, которую мы планируем наигрывать в ближайшее время. И еще один плюс заключается в том, что Гранат — левоногий футболист, что очень важно для той позиции, на которой мы планировали его использовать. Есть еще Федор Кудряшов и Джикия, будем смотреть, как изменился Георгий по сравнению с предыдущим сбором, сумел ли прибавить, изменился ли в личностном плане после перехода в другой клуб. Конечно, нас это немного напрягает, как в случае с Новосельцевым, когда футболист переходит в другую команду и там почти не играет. К каждой ситуации нужно подходить гибко.
— На какой позиции планируете использовать в сборной Романа Нойштедтера?
— Естественно, следим за Романом постоянно. За последний месяц он провел три полных матча, а до этого регулярно выходил на замену. Кстати, и в Лиге Европы в матче с «Краснодаром» он тоже был в основном составе, если помните. В «Фенербахче» Нойштедтер постоянно играет на позиции центрального защитника, хотя раньше играл и «опорника», и на замену выходил в центральную зону в полузащите. Это нас чуть-чуть смущало, но теперь он более или менее регулярно играет в «основе» и на «своей» позиции, да и статистика говорит в его пользу: подборы, передачи, верховая борьба, другие технико-тактические показатели у Романа в порядке. Мы с ним общались и на прошлом сборе, и буквально вчера я с ним разговаривал, нацеливал на то, что нужно быть готовым к игре за сборную.
Бухаров в сборной не только из-за гола «МЮ»
— Александр Бухаров вызван в сборную после семилетнего перерыва. Вас настолько впечатлил его гол в ворота «МЮ» в Лиге Европы?
— Почему только этот гол? Мы видели все игры «Ростова», в том числе и на предсезонных сборах, и уже тогда было видно, что Александр находится в хорошей форме. И помимо гола «Манчестеру» он ведь еще два мяча забил в матче чемпионата страны и, если мне память не изменяет, отдал еще две голевые передачи. Поэтому один гол в ворота «МЮ» не значит, что это что-то из ряда вон выходящее. Мы видим, как Бухаров играет, как работает, а главное — какое место может занять в той игровой системе, которую мы собираемся использовать в сборной. У нас есть один габаритный нападающий — Артем Дзюба, и если мы хотим наигрывать какие-то системные вещи, то сейчас, тем более в отсутствие Александра Кокорина и травмированного Федора Смолова, который, правда, все равно включен в список кандидатов, нам необходим еще один мощный форвард. Мы постоянно декларируем, что двери сборной открыты для всех, и приглашение Бухарова это лишний раз подтверждает.
— Вы упомянули Федора Смолова, который пока не играет из-за травмы. А каким еще футболистам, вызванным в сборную, повреждения могут помешать сыграть в контрольных матчах?
— Если вы обратили внимание, в нашем списке достаточно много футболистов — 27. Это во многом потому, что сразу трое — Марио Фернандес, Денис Глушаков и Смолов — пока под вопросом по разным причинам. Хотя и Юрия Жиркова в воскресном матче заменили из-за травмы, и Федора Кудряшова тоже. А впереди еще ответные матчи 1/8 финала Лиги Европы, еще один тур чемпионата страны. Так что всякое может случиться. Но поскольку сбор мы проводим в Краснодаре, то тот же Смолов в любом случае будет находиться с нами. Важно его присутствие на теоретических занятиях, на других общекомандных мероприятиях, чтобы он впитывал то, о чем мы говорим футболистам. Если бы Федора не было на предстоящем сборе, вышло бы так, что он пропустил три сбора подряд. А виртуальный футболист, который может играть за сборную, но мы в реальности его не видим — это не плюс ни ему самому, ни команде. То же самое касается и Глушакова. Хотя обещаю, что мы будем подходить очень скрупулезно к их участию в контрольных матчах, чтобы не усугубить травмы.
— На предыдущих сборах у вас была практика приглашения двух футболистов как бы в роли запасных, на просмотр и для знакомства…
— Сейчас такого нет. На данный момент все для себя по всем кандидатам поняли. Если в дальнейшем появится какой-то новый игрок, обязательно его пригласим в подобной роли и просмотрим.
— То есть можно сказать, что на ближайшие контрольные матчи вызван тот вариант состава сборной, который вы будете использовать на Кубке конфедераций?
— По большому счету да.
Рекорд Акинфеева? Любой рекорд для того, чтобы им восхищаться
— Отсутствие в списке Александра Кокорина — это в большей степени следствие его не самой лучшей спортивной формы или здесь есть элемент воспитательной работы в связи с последними скандальными эпизодами с участием форварда «Зенита»?
— Мы прежде всего смотрим, кто как себя проявляет на поле. То есть на первом месте — спортивный принцип, никто никого не собирается воспитывать за нарушение правил дорожного движения. Хотя понятно, что нет ничего хорошего в том, что за потенциальным игроком сборной тянется шлейф каких-то скандалов и инцидентов. Но я еще на самом первом сборе сказал футболистам, что вызов в сборную будет базироваться на спортивном принципе.
— В нынешнем составе сборной лишь два представителя «Зенита» — Юрий Жирков и Артем Дзюба. На фоне в целом невыразительной игры питерской команды эти футболисты вас впечатлили?
— Да, применительно к ним тоже можно говорить о приглашении по спортивному принципу. Жирков важен для сборной как кандидат на позицию левого полузащитника, а Дзюба показал хорошую игру и в Лиге Европы против «Андерлехта», и практически в каждом матче у него есть голевые моменты. Да и для партнеров Артем создает выгодные ситуации. Уже который год он подтверждает свой довольно высокий уровень.
— Довольны ли вы тем, как отреагировал на ситуацию вокруг своего контракта Алексей Миранчук?
— Могу говорить только о тех двух играх, в которых видел его на поле. А в остальном повторюсь, что мы никогда не вмешиваемся в клубные дела. На эту тему с Миранчуком не разговаривали и говорить не собираемся. Игрок сам должен отвечать за свою карьеру в клубе, а мы лишь смотрим, как он играет и в каком качестве он сборной нужен.
— Как вам Александр Самедов в новом старом клубе? С ходу влился в состав «Спартака»?
— Ну вот вы и ответили на свой вопрос! Я бы не хотел обсуждать, кто, куда и зачем перешел. Самедов — один из основных игроков сборной, и сейчас у него есть определенные положительные эмоции из-за того, что он постоянно играет, а теперь еще и победный мяч забил в последнем туре.
— Есть ли у вас понимание, как вы будете использовать трех приглашенных вратарей в двух контрольных матчах?
— Еще раз повторю: заранее ничего не можем предполагать. Вот, к примеру, в Катар осенью прошлого года мы поехали с тремя голкиперами, а потом оказалось, что в строю всего один. Игорь Акинфеев тогда травму получил, Сослан Джанаев не смог сыграть, поэтому заранее невозможно рассуждать такими категориями. Оценим ситуацию, что нам нужно в данный момент. И если есть желание проверить в воротах какого-то дебютанта, то лучше, чтобы не желание превалировало, а его реальная готовность прямо сейчас.
— Как можете прокомментировать очередной рекорд Игоря Акинфеева по количеству «сухих» матчей в чемпионате страны?
— Могу сказать так: рекорд ставится для того, чтобы им восхищаться.
В свое время принимал участие в закладке фундамента «Фишта»
— Какая позиция в вашей тактической схеме вызывает наибольшие вопросы и сомнения?
— У нас есть полное доверие ко всем игрокам, которых мы вызываем. Если же возникают какие-то вопросы, мы их решаем.
— Что скажете о соперниках нашей сборной по контрольным поединкам? Будет ли ротация состава в этих матчах?
— За полторы недели до первого из этих матчей, наверное, никто не сможет сказать что-то определенное по составу. А что касается соперников, они оба хорошего уровня. Кстати, посмотрите, в какой отборочной группе к чемпионату мира мы бы играли: Эстония, Кипр, Греция, Босния… Единственное исключение — Бельгия, которая входит в пятерку лучших по рейтингу ФИФА. Вот если бы мы в сентябре сыграли не с Турцией, а с Эстонией, это было бы лучше? Это я к тому, что вы постоянно говорите и пишете, что у российской сборной контрольные матчи постоянно со слабыми соперниками. Или вот затем провели бы матч с Боснией вместо Ганы, которая была финалистом предыдущего Кубка Африки и полуфиналистом нынешнего. Если пройтись дальше, играем с Коста-Рикой, Бельгией, Венгрией, Чили — то есть выстраиваем некоторые вещи в зависимости от возможных соперников на чемпионате мира. Вы же видите, что сейчас снова будут встречи с африканской и европейской сборными — как, скорее всего, в группе на мировом первенстве.
— Матчем с бельгийцами наша сборная откроет новый стадион в Сочи. Вы уже бывали на «Фиште», имеете представление, что это за арена?
— Как бы это вам сказать… Видите, как иногда круг замыкается. В свое время, когда в основание этого стадиона только заливали бетон, я работал в сочинской «Жемчужине», и мы на эту церемонию ездили и какие-то мероприятия проводили. На моем сайте есть фотораздел, где я запечатлен в строительной каске с главным инженером. Поэтому в определенном смысле я с «Фиштом» знаком, правда, только с его фундаментом (улыбается). Но по фотографиям, которые сделал сотрудник РФС Евгений Савин, а также из последних уст — Виталий Мутко там совсем недавно побывал — знаю, что и арена полностью соответствует необходимым стандартам, и поле на ней хорошее. И, насколько я знаю, уже около 25 тысяч билетов продано на матч с Бельгией. То есть ажиотаж определенный есть, что нас не может не радовать.
— С какими чувствами приедете в город, в котором провели часть своей тренерской карьеры? Может быть, с кем-то из старых знакомых хотелось бы встретиться?
— Сейчас в Сочи строится новая команда, спортивным директором в клубе работает Максим Деменко, который был у меня капитаном в «Жемчужине». Если будет время, наверное, заскочит ко мне, пересечемся. Все-таки мы ненадолго туда приезжаем — буквально накануне игры, 26 марта вечером. Есть обязательная программа, которая называется концентрация и подготовка к игре, а есть произвольная — если будет время.