В это сложно поверить, но новостные сводки больше не начинаются со скандальных событий на стройке стадиона «Санкт-Петербург». Тяжба городских властей с генподрядчиком закономерно завершилась в пользу первых. Недовольный сроками и качеством выполняемых работ, Смольный сменил компанию, переложив ношу с «Инжтрансстроя» на «Метрострой». «Спорт День за Днем» рассказывает, как дела обстоят сейчас не только в Северной столице, но и в других городах, которым посчастливится принять лучшие национальные команды планеты.
У ФИФА и Мутко нет сомнений
С 1 октября за строительством арены, где среди прочего должен пройти матч за третье место на ЧМ-2018, наблюдает чрезвычайный штаб по координации завершения работ. Сроки поджимают, волнуются все — от местных властей до министра спорта Виталия Мутко и ФИФА. Бывший генеральный подрядчик стройки на Крестовском 26 августа завершил передачу площадки стадиона и документов по выполненным работам властям города, параллельно подав в суд иск, оспаривая причины расторжения контракта и объясняя выполнение работ на 1,8 млрд рублей. Вот что несколько дней назад Business FM говорил глава совета директоров «Инжтрансстроя-СПб» Кирилл Поляков: «Еще в мае прошлого года мы говорили о пяти ключевых проблемах — отставание в проектировании на стороне заказчика, дефицит бюджета строительства, дефицит текущей ликвидности, отсутствие эксплуатации и неготовность служб заказчика к управлению такой масштабной стройкой».
Что удалось сделать с тех пор? Для выполнения работ в срок в бюджете Санкт-Петербурга увеличили стоимость строительства более чем на 4 млрд рублей, но использовать их на данный момент не удалось. Стадион готов на 85 процентов, возведена чаша стадиона, смонтированы стационарная раздвижная крыша и выдвижное поле. Проблемы есть, например, из-за суровой питерской погоды была сорвана часть обшивки крыши. Но официальные лица излучают позитив. «Специалисты ФИФА и министр спорта Виталий Мутко не испытывают сомнений в сдаче стадиона на Крестовском острове до конца этого года», — сообщил вице-губернатор Игорь Албин «Радио Балтика». Смущает лишь то, что работы новым генподрядчиком ведутся без строительной документации от Главстройэкспертизы.
Крышу и поле уже проверяют
Но процесс идет. Главный инженер департамента по строительству СПб ГКУ «Фонд капитального строительства и реконструкции» Петр Максаков утверждает, что работоспособность системы чаши арены подтверждена. Южный пролет крыши переместили в штатном режиме под пристальным контролем специалистов. Пролет двигался на третьей части от максимальной скорости, поэтому процесс растянулся на час, но стандартное время раскрытия — 15 минут. Тестируется и работа выкатного поля. Специалисты, правда, не хотят рисковать раньше времени, поэтому ограничились перемещением на метр вперед и назад. Все прошло без эксцессов, поэтому сейчас идет процесс выравнивания покрытия.
Территорию зоны контроля доступа вокруг стадиона «Санкт-Петербург» дополнительно к обычным опорам освещения оснастили высокомачтовыми опорами (ВМО) на постоянной основе. ООО «Метрострой» выполнило работы по подключению 14 ВМО, обеспечивающих освещение всей зоны контроля доступа, а также работы по подключению 40 опор освещения, расположенных на холме стадиона.
Как вы видите, сплошь сухая информация, разобраться в которой могут лишь люди «в теме». Однако не может не радовать, что мы больше не слышим об остановке работ. Это сейчас важнее всего. Игорь Албин дал обещание, что основные труды завершатся к декабрю, а время до первых матчей Кубка конфедераций — 2017 будет потрачено на косметический ремонт. 4500 человек продолжат делать из петербургской «летающей тарелки» конфетку, аналоги которой сложно найти. Еще ведь необходимо достроить станцию метро «Новокрестовская», чтобы понять, как она будет справляться с большим потоком людей в дни матчей. Стоит еще раз вернуться к вопросу платных и бесплатных парковок, чтобы городские дворы во время Кубка конфедераций и чемпионата мира не превратились в место паломничества тысяч водителей. Главное, чтобы обошлось без форс-мажоров, лимит которых был исчерпан в предыдущие годы.
Патриотичные бордовые сиденья
Пока у всех на устах был многострадальный петербургский стадион, на второй план отошла главная арена грядущего мундиаля. Как там поживают «Лужники»? Там, оказывается, все в полном порядке, уже началась прошивка натурального газона. Делается это для дополнительной защиты поля от износа во время футбольных матчей. Об этом сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.
По его словам, голландские специалисты приступили к прошивке поля искусственными волокнами. «Футбольное поле стадиона просеяно, а не уложено рулонами. Трава уже выросла до нужной длины, и ее начали прошивать искусственными нитями на глубину 18 сантиметров. Получается своего рода гибрид, в котором трава натуральная, но с синтетическим укреплением, это стабилизирует грунт и укрепляет корневую систему, — сказал Хуснуллин. — Требования к качеству футбольного поля ФИФА предъявляет самые высокие. Поэтому при реконструкции стадиона все игровое поле было заменено на современное и высококачественное покрытие. Сейчас это многоуровневый пирог из инженерных коммуникаций. Под натуральной травой смонтированы новейшие системы дренажа, подогрева и полива».
Основные строительные работы планируется завершить в этом году. После реконструкции количество мест на трибунах стадиона увеличится с 78 до 81 тысячи. В «Лужниках» появится единый центр управления с удобным визуальным обзором, а также два больших видеоэкрана для просмотра матчей. Несмотря на то что матчи чемпионата мира, в том числе и финал, пройдут летом, в «Лужниках» озаботились комфортом зрителей и в более холодную погоду. Устанавливаются новые кресла, которые будут дольше держать тепло. Кстати говоря, будут они бордового цвета. Прямо как форма сборной России в последние годы.
Трибуны максимально приблизят к футбольному полю, а количество входов увеличится с 13 до 23. Из других удобств стоит отметить канатную дорогу, которая свяжет стадион и смотровую площадку на Воробьевых горах. Наверняка это будет самое популярное место для фотосессий туристов после Красной и Дворцовой площадей в двух столицах.
Ростовчане опережают график
В Екатеринбурге завершено строительство опорных колонн крыши стадиона ЧМ-2018. Высота конструкций достигает 42 метров. Каждый пилон состоит из наружного и внутреннего металлических колец, между которыми на арматуру залит безусадочный высокопрочный бетон. Всего на пилоны ушло более 2000 кубических метров бетона. Строители также приступили к работам по устройству теплового контура подтрибунных помещений: устанавливаются алюминиевые оконные конструкции и двери. На территории спортивного объекта возводится павильон досмотра при восточном секторе: полностью готов железобетонный каркас, ведется кирпичная кладка стен. Также построена распределительная подстанция, которая в будущем обеспечит электроэнергией не только обновленный стадион, но и близлежащие жилые и социальные объекты. В настоящий момент ведется монтаж оборудования.
На стройплощадке калининградского стадиона ЧМ-2018 собрали огромный кран. Как сообщает пресс-служба ФГУП «Спорт-Ин», кран грузоподъемностью 750 тонн предназначен для монтажа металлоконструкций крыши арены. Укрупнительная сборка первого элемента покрытия сейчас уже осуществляется в Калининграде. Вскоре сформированный монтажный блок будет поднят с помощью крана и установлен в проектное положение.
И пока в Петербурге, Екатеринбурге и Калининграде лишь пытаются сделать все в срок, ростовчане рапортуют о том, что объект строится с опережением графика на три месяца. Уже в текущем году начнется укладка газона.
«В октябре будет подключено тепло, что даст возможность опережающими темпами выполнять отделочные работы внутри стадиона, а также сделать обогрев поля и засеять газон именно в этом году. В целом стадион получается светлый и компактный, с очень удобным расположением зрительных мест — с каждой позиции будет удобно наблюдать за играми», — заявил первый заместитель губернатора Ростовской области Игорь Гуськов.
Петербуржцы спят и видят, когда примерно то же самое скажет Игорь Албин или другой ответственный за стройку на Крестовском.