• Справедливость итогов

    15.07.10 00:25

    Справедливость итогов - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Честно признаться, давно не припомню столь логичного в своих итогах чемпионата мира.

    При этом под логичностью я ни в коем случае не имею в виду его безальтернативность. И не говорю только лишь о чемпионе. Могло ведь быть иначе? Могло, конечно.

    В футболе ВСЕГДА может быть иначе. Даже до первого выхода Роббена один на один... Дай судья (а ведь должен был, там три (!) испанца в штрафную вбежали) перебить пенальти парагвайцу Кардосо — все могло бы быть иначе. И между тем Испания — достойный чемпион мира. Совершенно заслуженный. Не пропустив ни одного гола в плей-офф — разве можно быть недостойным? Имея в каждом матче десять процентов отрыва от любого соперника по части владения мячом — разве можно быть недостойным?

    Но главное, что я понимаю под справедливостью итогов, касается даже не одного, а всех трех призеров. На этом чемпионате призерами стали те, кто крепче других выучил уроки. Кто тверже помнил ту игру, в которую команда и собиралась играть на этом чемпионате. Которую, так сказать, привезла с собой в чемодане. Что за разница — с горя (из-за отстутствия Баллака и Вестермана) немцы стали играть столь атакующее, столь одушевленно, столь «немашинно», столь «без кожи» или это теперь так будет всегда?

    Что за разница — голландцы столь экономны были «разово» или это тоже теперь на годы? Они с этой игрой приехали, они в нее и играли. Кому-то нравилось, кому-то наоборот. Однако ВИДЕЛ, как они будут играть, тоже любой. И понимал, «что вот эти вот в этом матче» будут делать.

    И какие у них здесь плюсы. И какие у них здесь минусы. Про испанцев в этой связи даже и не говорю. Вот и вышло, что три команды, лучше других «сделавшие уроки», и стали призерами. Я бы в этот ряд еще и Гану подсунул. Но «пряников сладких всегда не хватает на всех». Особенно если мажешь пенальти на 120-й. Да и Уругвай обижать неохота... Понравилась ведь команда, согласитесь...

    Я понимаю, что нынешнему миру, как и осьминогу Паулю, лень садиться и считать до тысячи. До двух — вот это по-нашему! И потому любое рассуждение о справедливо­сти непременно будет привязано к тому, «что Испания играла лучше и потому победила». Да, она играла лучше. Хотя с точки зрения футбольной тактики Парагвай ее практически победил. Разбив, уничтожив игру испанцев, разобрав ее практически на молекулы. А голландцы в отличие от немцев сумели (опять же потому, что готовились к этому) бегать девяносто минут без мяча, заниматься черновой работой и ждать, когда им представится случай отправить Роббена вперед. И ведь дождались же! И не с неба же он свалился, случай этот... Вы посмотрите еще раз повтор, на пасе Снейдера разницу между игрой в «одно или два касания» можно демонстрировать любому, хоть мастеру, хоть мальчику...

     

    Девяносто минут матч был, по сути, равным. Но равным, опять же, при визуальном превосходстве Испании... Только ведь из визуального превосходства каши не сваришь... Четыре года назад в финале Франция тоже играла с преимуществом. Таким же примерно, как и Испания в воскресенье... И моментов создала побольше. И атаковала с ходу чаще. И вроде территорией владела. И что?

    А вот что. Четыре года назад, играя с преимуществом, Франция все же играла в «не совсем то, чего мы от нее ожидали». А Испания — играла именно в то самое. И с португальцами, и с парагвайцами, и с немцами, и с голландцами. И под нее подстраивались. Немцев — заставили. Трое остальных по своей охоте играли «второго номера». А мы смотрели и видели: играют испанцы в ФУТБОЛ (то есть ИГРУ С МЯЧОМ) — раз. Играют в тот футбол, в который они играть и собирались, — два. И в тот самый футбол, в который играли бы мы сами, будь каждый из нас Дель Боске либо Иньестой, — три. И вот это уже, господа, называется резонанс. Вот это уже, что называется, звенит. В нас как

    зрителях. И в них как игроках. Тем более звенит, что остальное (кроме немцев, а с ними-то Испания разобралась НАИБОЛЕЕ показательно) как раз и не звенит... И от этого Испания нам кажется, может быть, даже краше, чем она есть на самом деле. Хотя она и на самом деле — ого-го!

    Четыре года назад все уперлись (по законам первой страницы глянца) в Зидана. Гениально, не спорю, игравшего. Но к постижению французских общекомандных хитростей мы не очень были готовы. Фигура заслоняла. Нынче же применительно к испанцам речь шла именно о команде. Мы ждали этого и были к этому готовы. И ровно так и получилось. Так что поставить законность победы испанцев под сомнение — все равно что выставить себя дураком.

    Еще раз — я ищу различия у испанцев и у четырехлетней давности французов. Не итальянцев, нет. Потому что тогда в финале именно Франция играла первого номера.

    А Италия была скорее воскресной Голландией... Только счастливой...

    Ван Марвейк точно не проиграл Дель Боске тренер­скую дуэль. Он подтягивал, дотягивал и держал игру в рамках равенства. Уж по моментам — точно. В основное время. И терпел до поры с заменами: кто его знает, как придется перестраивать игру, когда кто-то получит красную? А ведь ей пахло, красной, она могла выскочить практически отовсюду. Он не жался к воротам и не играл на отбой. Замена Кюйта на Элиа и де Йонга на ван дер Варта — ничего себе отбой! Голландия отдала середину — это правда. Но отдала осознанно, без паники. Опять же будучи к этому готовой. Ведь у нее и длинными пасами поддерживать напряжение получалось неплохо... Внешне не очень цветистый финал содержал массу нюансов. Один выход Наваса чего стоит!

    Голландии нужен был первый гол. Тогда Снейдер с Роббеном получили бы то, что в прошлом году в «Спартаке» мастерски использовали Алекс и Веллитон. Пространство. Но Роббен сблизился излишне с Касильясом и не забил... Испанцы число голевых моментов «подравняли» очень быстро. И даже еще кое-чего насоздавали: чтоб понятно было, кто в доме хозяин... Было бы это все при 0:1? Или нет? Спорить теперь бессмысленно. Забить испанцам ведь в плей-офф так никто и не смог...

    А потом пришел овертайм. И равенство команд в зазубренности игры наложилось на невозможность быть свежими. Каждый взгляд на свободного (или закрытого?) партнера давался усилием. Помните эпизод, когда Иньеста просочился в штрафную, слева был абсолютно свободный партнер, но свежести просто бросить туда взгляд не хватило даже ему, не знающему усталости...

    Игра вскрывалась: внимание просело, пошли ошибки в выборе позиции. И стало ясно: голландцы «вспоминают» свои маневры каждый раз. Тратя на это время. И нервы. И (в итоге) силы. А у испанцев многое идет на автомате. Помнят ноги потому что... На девяносто минут Голландии хватило. Даже на сто хватило. На сто двадцать — нет. И я опять возвращаюсь к органике. К генетике даже. К тому, что позволяет нам не тратить последнюю толику сил. Потому что что-то за нас сделают папа с мамой. Их уроки. Не зазубренные, а сидящие у нас в подкорке. Вот чем Испания взяла финал. Породой, если угодно. Органикой.

    Повод ли это упрекать ван Марвейка в том, что «он отступил»? Думаю, нет. «Голландия не должна быть разной, она должна быть всегда одинаковой, прекрасной и атакующей», — не так ли думает процентов девяносто из нас? Ну так такая Голландия на чемпионате была. Только звалась Германией... И что?

    Я болел за голландцев, как и всегда. Но я с удовольствием принимаю итоги чемпионата. Он нашвырял Блаттеру с Платини массу вопросов по судейству. Не слишком надеюсь, что, как говорится, прямо завтра они займутся этим вопросом. Но вдруг? Большего, чем сделал, чемпионат по этой части сделать не мог...

    Он наказал авантюристов (Аргентину), неготовых (Англию) и тех, кто позволил себе вдруг забыть (хоть и на четверть часа) свою игру (Бразилию). Он наградил (каждого по-своему) тех, кто учился и работал. Он показал, что Европа пока сильнее Южной Америки. И в отдельно взятой Европе выявил команду, которая теперь — чемпион всего на свете.

    И даже по части лучшего игрока чемпионата у меня нет вопросов. Хотя, спроси кто меня, я отдал бы свой голос за «хоббита» Иньесту. Но и «белогривый конь» Форлан не вызывает у меня вопросов. Понимаете, в то время, когда «победитель получает все» (хоть игрок, хоть команда), назвать лучшим форварда четвертой команды — ну нужно же было вспомнить и о его лидерской харизме, и об игре через боль, и о той перекладине на последней минуте...

    Нет, очень правильный вышел чемпионат... Так долго разгонявшийся, он раскочегарился в конце концов... И, беспокоясь поначалу о том, «выдержим ли мы как зрители все это», я нынче очень расстроен тем, что он закончился... Пускай даже закончился правильно.... Просто не хочется с ним расставаться...    

     


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»