На президентском совете по спорту в Краснодаре местный губернатор Вениамин Кондратьев попросил главу государства одним махом импортозаместить в нашем футболе всех легионеров оптом. Идея смелая. Новаторская. Но она несколько отвлекла всеобщее внимание от главного, от того, чему, собственно, и посвящено было высокое собрание. А между тем на Кубани был предложен национальный план по борьбе с допингом. Обнародовал его Виталий Смирнов. Напомню, что почетный президент ОКР теперь еще и глава Независимой общественной антидопинговой комиссии.Так вот, в этом плане хватает пунктов, шокирующих посильнее, чем оригинальное предложение губернатора.
Конфискация без суда и следствия
Вот, к примеру, меня более всего поразила идея взыскания всех материальных благ, полученных за высокие результаты спортсменом, который затем был уличен в нарушении антидопинговых правил. Квартиры, машины, деньги — все подлежит изъятию, причем без срока давности. Ну и люстрация: проштрафившийся атлет теряет право работать в области спорта.
Жестко, согласитесь. Для начала смущает то, что конфискация производится, согласно плану, без суда и следствия. Вердикт ВАДА, подтвержденный анализом мочи, это серьезно… для спортивной карьеры. Но конфискация имущества — понятие сугубо юридическое, а в отечественном уголовном кодексе нет никаких ссылок на мочу. Спортсмен подчиняется правилам соответствующих федераций и МОК.
Отрабатывать ущерб на лесоповале?
Бегун, уличенный в применении эфедрина, скажем, под свист и улюлюканье изгоняется из дружной олимпийской семьи, словно жена, застигнутая врасплох преждевременно вернувшимся из командировки супругом, из ячейки общества. Но спортсмен ведь прежде всего гражданин и имеет полное право зайти в аптеку и приобрести там средство от насморка, вот на этом самом эфедрине замешанное. Или, того хуже, принять это средство по совету любимой бабушки, гостя у нее в заброшенной деревне, где ни врача (любого, не то что спортивного), ни аптеки, ни канализации, а заложенный нос не дает продохнуть. Потом его за это лишить жилища, полученного за прежний триумф на беговой дорожке?
Согласен, можно изымать неправедным путем завоеванные медали, кубки, грамоты, подвергнуть остракизму в прессе (хотя и это отнюдь не бесспорно), но отбирать деньги, машину, квартиру?!
А как быть с теми проштрафившимися, уличенными, которые все это успели потратить, прогулять, спустить на скачках и на девочек? Не запрещается же. На лесоповал, чтобы отрабатывали причиненный ущерб?
Очень надеюсь, что этот пункт предложенного плана останется лишь декларацией. Нам ведь сейчас необходимо не только демонстрировать лояльность ВАДА, но и рвать на себе рубаху, выражая готовность искоренить каленым железом допинговую заразу.
Но речь, напомню, о гражданах России. Которые под защитой ее Конституции.