«Алмаз-Антей», пожалуй, одно из самых интересных явлений в российском детско-юношеском футболе. Его команды играют в современный атакующий футбол, и это дает результаты. Команда 2006 года лидирует в ЮФЛ Северо-Запад с 11 победами в 13 матчах. О философии клуба, его целях и планах на будущее мы поговорили со спортивным директором «Алмаз-Антея» и главным тренером команды 2006 года Максимом Крычановым.
—Тренеры «Алмаз-Антея» постоянно говорят о системном подходе. В чем суть этого подхода?
— Все очень просто. Есть философия клуба, которая была создана тренерским штабом и подписана президентом клуба. Есть четкое понимание, зачем мы здесь работаем. Основная цель — это подготовка ребят к команде мастеров. Соответственно счет на табло и победа любой ценой, привычные для детского футбола, отходят на второй план. У нас четко прописано в философии клуба: во что должны играть команды, какой стиль исповедовать. Прописаны принципы игры в атаке, в обороне, в переходных фазах. Если они соблюдены, мы считаем игру хорошей, но при этом счет может быть отрицательным. И, наоборот, не раз были такие случаи в прошлом году, когда мы выиграли 5:0, а в раздевалке был разбор того, что наша игра не соответствовала нашему качеству.
Мы приверженцы того, что счет на табло ничего не отражает. Это только подспорье для эмоционального фона ребят, тренеров. Естественно, мы понимаем, что без побед развитие не присутствует.
Мы априори хотим побеждать в любой игре, но основной вопрос, который мы себе задаём: «За счет чего мы хотим побеждать?». За счет нашей поставленной игры. Это и есть наше отличие от других школ.
— При счете 5:0 за что вы могли дать нагоняй?
— Если прописанные нами принципы не были соблюдены в четырех, в двух, в одной фазе — ставится отрицательная оценка в баллах, как в школе. Счет может быть крупным из-за того, что защитник просто избавлялся от мяча, а нападающий убегал и пять мячей забил. Но при этом центральный полузащитник, условно говоря, коснулся мяча два раза. Этого быть не должно. И футболисты понимают, почему они могли получить нагоняй. Мы постоянно задаём футболистам вопросы во время игры, в перерыве игры или после: «Ребята, как вы считаете, сегодня принципы игры в атаке были соблюдены в завершающей стадии, в зоне проникновения или в штрафной площади? Или в обороне, в переходах?». И ребята сразу отвечают на эти вопросы, потому что они, как и тренеры, зубрят эти принципы.
— А какая была общая оценка за две ничьи с калининградскими командами? (эти матчи единственные, где «Алмаз-Антей» потерял очки — прим. СДЗД).
— Четверка за СШОР-5 и твердая пятерка за игру с «Балтикой». С «Балтикой» работала система InStat: мы нанесли 39 ударов по воротам. Чтобы вы понимали, в РПЛ две команды за игру наносят где-то 20-25 ударов, и это считается хорошим результатом. Просто дело случая, что мяч не зашел в ворота. Мяч попал в штангу, перекладину, во вратаря. От технического брака никто не застрахован. В атаке соперник ничего не создал — только один удар в руки.
С СШОР -5 не будем выставлять полную статистику игры, чтобы случайно никого не нервировать, ведь там не было системы InStat, и мы считали показатели тренерским штабом: удары по воротам, голевые моменты, проникновение в третью зону, доставки в штрафную площади и передачи мяча, во всех показателях были большие преимущества наших ребят. Остановимся только на передачах мяча: 357 у наших футболистов — против 34 у соперников. Даже любителю можно понять, если у нас было в десять раз больше передач, соответственно, наши футболисты получали опыт и развитие, ведь они работали с мячом. Счет на табло отрицательный, мы им недовольны, но язык не повернется сказать ребятам, что они действовали неправильно. Как у нас принято говорить - во время матча мы играем две игры, первая – это результат на табло, в котором мы можем проиграть и второй - это наша философия – идея, от которой наши команды не должны отходить ни при каких обстоятельствах.
Мы ставим во главе угла психологию и понимание игры. Технические моменты — это кочка, мяч, соперник, не выспался — бывает. Роналду тоже не забивает с двух метров. Это можно подправить.
В понимании игры мы преуспели, и ребята получили хорошие оценки. Мы их поблагодарили. К тому же было много трудностей в организации этих игр в плане переездов, проживания и качества поля.
— Кстати, про психологию. Ваши футболисты часто отмечают, что вы с ними гуляете по городу, когда отправляетесь на выезды. Для чего это нужно, и как помогает?
— Все просто. У нас есть прописная истина: уважение к людям. Футболисты наравне с нами. У нас нет такого: «Я тренер, ты дурак». Мы делаем общее дело, мы одна семья. По поводу гуляния: у 2006 года получается разорванный день из-за того, что игра в 2 часа дня. Получается, у нас обед в 11:30. Поэтому мы перед обедом просто растряхиваемся. Вечером они постоянно делают разминку с тренером по физподготовке. А с утра вместо растяжки 20 минут растрясывают ножки. Последний раз в Вологде мы прогулялись от гостиницы до стадиона. Мы знали, что не будет автобуса, поэтому до обеда мы не гуляли и сразу пошли на стадион. Вопрос логистики, никакой тематической задачи не присутствовало. У нас есть постоянные психологические беседы: и групповые, и индивидуальные. Выезды в этом плане, конечно, помогают: мы футболистов видим, чувствуем и можем пообщаться. В этом плане, прогулка не имеет значения.
— В команде есть психолог или детский психолог?
— Мое личное мнение: в клубе футболистам психолог не особо нужен. Психолог нужен тренерам. Когда один психолог на 8 команд, то просто нереально, чтобы он обслужил 200 человек. Набрать 30 психологов невозможно.
Поэтому мы проводим постоянные психологические тренинги с тренерами в период с ноября по март, когда идет предсезонка. Мы стараемся 3-4 семинара посветить психологии. Тренеры получают информацию в плане работы с детьми. В нашей интерпретации тренер должен быть передатчиком этой информации, а не каким-то посторонним человеком.
— Все академии друг у друга учатся. Заимствуете ли вы чьи-то методики?
— Да, у нас получилось найти контакт с русскоязычными коллегами из академии Аспайр (Катар). Мы находились в постоянном контакте с ними в период пандемии, ведь не было возможности тренироваться,мы сидели дома и один из семинаров у меня сложился пазл, понял для себя, что такое философия клуба. Кого мы получим на выходе, если в клубе 10 тренеров и каждый работает по-своему? Посоветовавшись с коллегами из Катара, я наконец понял и пришел к мнению, что же такое Философия ФК, под этим мы понимаем совокупность принципов работы в структуре футбольного клуба, которым все должны безоговорочно следовать для достижения поставленных целей.
Мы выявили для себя две цели — это спортивная и социальная. Хочу отдельно отметить, что ФК «Алмаз-Антей» - это социально благотворительный проект, поэтому в нашем клубе социальные и спортивные цели вещи неразделимы.
Также мы определили обязанности работы тренеров и как должны играть наши команды, проще говоря, мы утвердили их принципы.
Я, старший тренер и наши координаторы, составили скелет тренировочного процесса. Что-то копировать у кого-то неправильно, ведь важны детали. А детали ты не сможешь донести, если ты просто у кого-то скопировал.
В пандемию был большой минус, что мы не играли. Но и был большой плюс: нам удалось за 4 месяца написать нашу методологию, которую мы ежемесячно наполняем дополнительной информацией.
— Во что должен играть «Алмаз», согласно этой философии?
— Если мы говорим про атаку, мы с футболистами говорим о атаке пространства. У нас нет готовых решений в нападении. Где у нас преимущество, там и атакуем. Если у нас преимущество в финальной трети поля, вратарь туда сделает длинную передачу.
Есть приоритеты -это игра вперёд, то есть, при получении мяча, игрок должен посмотреть вперед -если там нет ситуации где у нас преимущество, мы будем за счёт циркуляции или индивидуальных действий с мячом должны искать варианты для создания голевой ситуации. Пас ради паса не наш вариант. Особенно уделяем внимание игре 1/1. Категорически требуем, чтобы наши футболисты брали игру на себя и не боялись обыгрывать в любой зоне и в любой ситуации. Если они приняли решение, надо смело его исполнять, а мы уже после разберёмся, правильным оно было или нет. Если вы обращали внимание, наш вратарь спокойно может пойти обыгрывать 1-2 игроков соперников. Если он ошибется, не будет никакой критики, мы требуем от ребят быть смелыми.
Если говорить об обороне, это высокий прессинг с высокой линией защиты. Мы хотим доминировать и сразу после потери мяча забирать его обратно в кратчайшие сроки. Мы постоянно в диалоге с футболистами, ушли от шаблонов и хотим, чтобы они сами искали эти варианты. Мы хотим, чтобы они научились принимать решения под давлением. Если ты не совершаешь ошибок, ты не развиваешься.
Мы приверженцы того, что до U17 футболисты должны ошибаться и принимать сложные решения. Мы же не знаем, в какой команде они окажутся. В профессиональной команде им скажут: «Подальше от ворот – поближе к премиальным». Мы выбираем тактическую схему под развитие ребят. У нас есть три сильных центральных защитника, значит, они должны быть на поле. У нас есть два сильных центральных нападающих – они будут на поле. У нас схема не зависит от нашей философии. Все зависит от того, какие у нас футболисты в наличии, и тренер должен распознать, какую структуру игры использовать. Но принципы меняться не будут. Если мы играем 3-5-2, мы не будем играть в низком блоке. Мы все равно будем играть высоко, после потери мяча будем его забирать. Схема – это средство для развития футболистов.
— Не может ли доминирование «Алмаза» в ЮФЛ Северо-Запад стать вредным для самих футболистов команды? Не потеряют ли они мотивацию развиваться?
— Все обучение происходит в тренировочном процессе. Мы тренируемся пять раз в неделю, а играем один раз. В неделю мы тренируемся 600 минут, а играем 90. Все развитие мы закладываем на тренировочном процессе. Игра – лишь контрольная работа, которую можно написать хорошо или плохо. В идеале, чтобы обучение и игры были хорошего качества.
Конечно, нам хочется, чтобы нас больше прессинговали, было больше переходных эпизодов. Игры бывают разные. Но мы много развиваемся в рамках нашей философии. Центральный защитник и вратарь много играют с мячом, много принимают тактических решений – это тоже элемент развития. В этом турнире мы развиваем определенные качества.
Мы постоянно беседуем с ребятами. Если видим, что игра была легкой, будем создавать еще более тяжелые условия в тренировочном процессе. Если будем выигрывать 5:0, попросим играть высоко и держать темп игры. Нам счет на табло ничего не говорит. Если мы всех обыграем по 10:0, а потом ни один наш футболист не перейдет в команду мастеров… Печально.
Но для нас оптимальный вариант – это федеральная ЮФЛ, в которую мы надеемся попасть в следующем году.
— Что клубу для этого нужно сделать?
— Мы уже начали работу в этом направлении. Школа подала документы для присвоения школе статуса 2-й категории, получение которого в дальнейшем даёт возможность претендовать на статус Регионального центра или академии. Приезжала комиссия РФС на игру с «Псковом». Методическое, административное, организационное и инфраструктурное направления коллег устроили. Они увидели, что по спортивной части мы соответствуем. Остались вопросы, которые, я уверен, наше руководство обязательно доведёт до конца.
— «Алмаз» будет готов к этому уровню?
— «Алмаз» окажется готов играть в свой футбол и психологически, и тактически, и технически, и физически. Это 100%. Для ребят и тренеров это вызов. Мы просто будем тщательнее подбирать какие-то нюансы в тренировочном процессе. Мы уже не раз были на России. С 2006 годом стали пятыми. И в каждом матче играли от себя. Ни в одной игре не ушли от своей философии. Даже когда проигрывали «Чертаново» 0:6. Возможно, понадобится небольшое время для адаптации. Сколько? Одна игра, две, пять –никто не знает. Но я могу гарантировать, что ребята будут играть в футбол. Футбол – это игра с мячом. Когда мяч в воздухе находится – это не футбол, это регби, наверное. Ребята будут принимать решения и играть «от себя».
— Вопрос актуальный для каждого детского тренера – вопрос вмешательства родителей в тренировочный процесс. Как происходит взаимодействие с родителями? Приходится ли их отгораживать?
— Слава Богу, с этим уже давно проблем нет. У нас также выработана концепция работы с родителями. Я лично собираю два раза в год собрания со всеми возрастами школы.Как спортивный директор доношу какую-то информацию изнутри. Мои двери всегда открыты – родители могут задать любой вопрос.
Вы обратили внимание – у нас на трибунах качественное боление: барабаны, поддержка и уважение ко всем участникам. Проделана большая работа, и родители понимают, что они представляют серьезную организацию. Вначале приходилось вызывать родителей и беседовать. Были и жесткие разговоры, когда приходилось говорить: «Если не будет изменено ваше поведение и вмешательство в тренировочный процесс продолжится, нам придется расстаться. Такие наши правила».
Но последние два года все выстроено достаточно добротно. И тренеры открыты, просто не могут закрыться. Мы объясняем каждое свое действие, например, почему хотим, чтобы тренировки были закрытыми или открытыми. Когда родители не владеют информацией, у них много вопросов. Мы эту информацию даем.
Особенно приятно посмотреть, как болеют за 2008 и 2009 годы. Многим можно поучиться. Я сам бы хотел, чтобы у старших юношей так же было, хотя уже сложно завести родителей на трибуны. Но если так будут болеть за каждый возраст – это будет круто.
— Любая петербургская команда не избежит вопроса о взаимодействии с «Зенитом». Есть ли оно? И с какими командами оно еще присутствует? «Ядро» вот недавно подписало контракт с игроком команды до 17 лет.
— У нас есть наработанные связи. Есть свое агентство в клубе. Также есть договоренность со многими клубами в РПЛ, с молодежными командами. В частности, с «Ядром». Каждый год клубы пополняются нашими ребятами.
С «Зенитом» у нас хорошие отношения между руководителями, полный контакт.
География каждый год расширяется. Недавно мы возили ребят в «Спартак», в ближайшее время повезем еще в одну академию. Мы пришли к мнению, что если футболистам (именно им, а не нам) предложат какие-то условия в виде договора, то мы особо не разговариваем и даем ребятам возможность расти. Если это переход внутри ЮФЛ, не видим в этом смысла, ведь основное развитие в тренировочном процессе, а он у нас налажен.
Сейчас выстроена вертикаль, и ребята видят, что на выходе, в 17 лет, они получат свой шанс в профессиональном футболе. Зацепятся ли они или нет – это уже не мы решаем. Но к нам пристальное внимание, мне ежемесячно звонят коллеги, многие хотят вести конструктивный диалог. И есть плюс в федеральной ЮФЛ, ведь на нас стали обращать внимание.
— Последний вопрос про ближайшее будущее. ЮФЛ Северо-Запад закончится. Как дальше будет выстраиваться тренировочный процесс?
— Тренировочный процесс не зависит от соревнований. Также будет недельный микроцикл, который незыблем в течение года. Единственное, у нас бывают пограничные недели, когда футболистам нужно разгрузиться. Тогда они плавают в бассейне, ходят в баню, играют в баскетбол.
Конечно, в манеже не так много места, как на поле. Приходится немного колдовать, находим варианты. Все тренируются в таком же ритме. Хорошо, что есть зимнее первенство, где мы можем задействовать большую часть своих команд.Какие-то возраста могут съездить в Москву на 3-4 дня и сыграть с местными клубами в ноябре-декабре. Игровой сезон непрерывен.
Фото: Группа «Алмаз-Антея» во «Вконтакте»