• «Спорт День за Днем»-2018. Давайте оставим Россию такой

    Разбираем архивы за все годы

    30.12.18 22:07

    За время чемпионата мира автор «Спорта День за Днем» в формате блога «Зимин топчет Россию» объездил все города, принимавшие турнир, и понял главное: Россия может быть по-настоящему крутой, открытой и дружелюбной.

    На мосту с Лениным

    В больших городах это особенное ощущение смыли в канализацию. Его нет в Москве, Петербурге, оно не такое сильное в Самаре или Екатеринбурге. Объездив половину страны, я вернулся в город, где сыграли никому не нужный матч за третье место. Стало очень тоскливо. Чем вы тут все восхищались? Где вечеринки, иностранцы и «большой праздник», о котором говорил Джанни Инфантино? Даже наехал на коллег, которые продолжали писать о чем-то «невероятно крутом». Ответ на самом деле прост, как душа русского человека, которую за месяц изрядно потрепали: праздник начал катиться к непереносимой скуке после группового этапа, а пролетел через нее после 1/8 финала, когда Россию покинули большинство аргентинцев, мексиканцев, колумбийцев. Ведь они создавали эту атмосферу, а никак не парни, которые катают мячик на стадионах.

    Но вернусь к особенному ощущению. Последний раз оно накрыло меня в Ростове — после 1/8 финала, где бельгийцы спаслись в матче с Японией. Шел со стадиона, думал о Валерии Карпине. По дороге к мосту кое-что заставило меня отвлечься от «Твиттера». Это прозвучит глупо. На дороге стоял (нет, пытался стоять) человек — полная копия Владимира Ленина. Пара журналистов тыкали ему в лицо камерой, еще несколько хотели сфотографироваться. И только два полицейских, понимая, что товарищ еле держится на ногах, дружелюбно повели его прочь. Без агрессии, смеясь, не настаивая. Люди вокруг падали на асфальт от истерики. Абсурд ситуации понимал и сам «вождь пролетариата».

    Я прошел еще 100 метров, и в ногах оказался мяч. Несколько волонтеров пинали его прямо на перекрытой части моста. Смеялись, приглашали сдержанных японцев в свою компанию. Некоторые соглашались. Параллельно — десятки фотографий на фоне стадиона, песни — в общем, полная непосредственность. Эту дорогу по мосту стоило вырезать из общего восприятия действительности и включить в пособие уроков счастья. Неторопливо шагая, смотрел вокруг, наслаждаясь колоритом Дона, я чувствовал себя абсолютно своим в круговороте праздника. Уверен, каждый из вас ловил такое ощущение. Неважно, выигрывала ваша любимая команда или нет. Это инородное чувство, изменившее наше сознание, не сравнить ни с чем. И всплывало оно благодаря каждой детали, крутящейся вокруг. И вернувшись в Петербург, я подумал об одном.

     

    Можем ли мы хотя бы частично это сохранить?

    Куда хочется возвращаться

    Видел разное во время своей поездки: спящих около вокзала людей, потому что внутри не хватало места, мерзких таксистов, пытавшихся содрать деньги с туристов, даже пьяных девчонок, которые уезжали вместе с иностранцами в их отели. Не говорю уже о бабушках, которые возмущались повышением цен с 10 до 15 рублей в местных кафе. Доходило чуть ли не до слез. А объяснение было одно: чемпионат мира.

    Но ни в одном из случаев старался не оставаться безучастным. Не строил раздраженную гримасу, если кого-то пытались надуть.

    Искренне хотел, чтобы потом, через месяц, год или пять лет, говорили не о Путине, Сирии или особом Русском пути. А именно о стране, которую МЫ показали миру: притягательной, доброжелательной, да просто классной! Месте, куда хочется возвращаться. Она ведь может такой быть, но пока не является.

    И, может, теперь мы научимся делать что-то и сами. Для себя.

    Можно не дерзить полиции.

    Не превращаться посреди моста в Ленина.

    Не кричать вокруг о плохой жизни, а пытаться что-то изменить.

    Можно быть приветливым, а не угрюмым. И в этом нет ничего необычного.

    Чемпионат мира показал: можно создавать что-то хорошее даже в самые скверные времена.

    И создают все это не люди в больших кабинетах. Поэтому давайте найдем способ сохранить то, что мы получили за этот месяц.

    Давайте оставим Россию такой!

    Ведь все на самом деле зависит от нас.

    А не от тех, кто бегает по полю или каждый Новый год говорит в телевизоре.

    О Сочи

    Сочи обожают первые пару дней. Потом у многих сгорают плечи и нос, однообразная еда начинает раздражать, а от вида девушек в коротких джинсовых шортах хочется выдавить глаза. Ладно, с последним переборщил. Смотря какая девушка. И какие шорты.

    Аэропорт принимает рейсы чуть ли не каждые десять минут. «Аэрофлот», «Россия», Nordwind, S7 — когда в пятый раз смотришь в небо, мешаются уже все цвета. Самолеты пролетают над целым районом олимпийского Сочи и садятся, кажется, в нескольких сотнях метров от жилых домов.

    — Перед чемпионатом мира здесь летали военные самолеты, — рассказала девушка, работающая в баре. — Как нам объяснили, везли какую-то технику для чемпионата мира. Звук был такой, что действительно забирались под прилавок. Поэтому гражданскими уже не удивить. Пусть летают.

    О Саранске

    Практически все, кому за 40, демонстративно игнорируют чемпионат мира. Их полностью устраивало медленное, но понятное развитие города. Теперь же они видят на 3/4 перекрытый в день матча город (такого нет нигде), постоянно гуляющих, поющих и пьющих иностранцев, которым сложно что-то объяснить, и непонятное будущее… Саранск вряд ли станет привлекательнее даже для собственной молодежи, не говоря о туристах.

    О Нижнем Новгороде

    Нижний Новгород — это матрешка, которую мне подарили. Самый традиционный сувенир пытаются впихнуть в карманы всем туристам. Они от нее в восторге. Для россиян же это примерно такой же аксессуар, как бокалы для коньяка, которые за ненадобностью выкидывают. Так же и Нижний — город, где создали уют и чистоту в самых знаковых местах, где ходят иностранцы, однако на остальное забили. А когда вспомнят — неизвестно.

    О девушках

    Выйдите на улицу и посмотрите на русских девчонок своими заплывшими глазами. Да, они кайфуют. Мексиканцы, шведы и все остальные улыбаются им, говорят об их красоте и признаются в любви. А знаете почему? Потому что они лучшие! И достойны такого внимания. Вы реально считаете, что после пары комплиментов они уже едут в отель или идут в ближайший переулок? Если да, сходите к психиатру.

    Отвалите от русских девчонок и не мешайте им кайфовать. Раз вы сами не способны говорить им об их уникальности, пусть это делают другие.

    2018-й год в спорте

    Вот это да! Отказ НХЛ отпустить хоккеистов на Олимпиаду в Пхенчхан мешает считать победу хоккейной сборной России по-настоящему полновесной. Ее, кстати, и не было на Играх-2018. Не победы — сборной. В Корее наша команда выступала под вывеской «Олимпийские спортсмены из России». Но разве это кого-то волновало, когда за 56 секунд до конца финальной игры с Германией Никита Гусев сравнял счет, а в овертайме Кирилл Капризов сделал нас олимпийскими чемпионами?

    Вы серьезно?! Александр Овечкин лишь спустя тринадцать лет после дебюта в НХЛ добился победы в Кубке Стэнли, но не ему было суждено стать главной медийной фигурой года. Хабиб Нурмагомедов молниеносно стал самым обсуждаемым человеком года. Для этого ему пришлось «задушить» Конора МакГрегора и стать чемпионом UFC в легком весе, а сразу после окончания боя он выпрыгнул за пределы клетки, чтобы начать драку с оскорблявшей его командой ирландца. Разбирательства идут до сих пор, что не мешает Хабибу удостаиваться личной встречи с Владимиром Путиным и смотреть матч Лиги чемпионов по соседству с Миком Джаггером и Леонардо Ди Каприо.

    Сказано: «Выйдя с олимпийского льда, Медведева сказала совершенно детскую фразу: “Неужели вы не могли Алину удержать еще один год в юниорах?”» Этери Тутберидзе рассказала о реакции Евгении Медведевой после поражения от Алины Загитовой на Олимпиаде–2018.

    Фото: EPA/Vostock-photo; фото автора


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»