• Спорт, который задумывал Ленин: Народность, чистота, романтика, жертвенность. Но бывало всякое

    150 лет о дня рождения Владимира Ильича

    22.04.20 08:47

    Спорт, который задумывал Ленин: Народность, чистота, романтика, жертвенность. Но бывало всякое - фото

    Фото: Wikimedia Commons

    Расцвет советского спорта (не одноименного издания) и золотая его пора пришлись на период, вроде бы достаточно отдаленный даже от смерти основателя государства В.И. Ленина. Но фундамент, в значительной мере, закладывал именно он. Роль спорта в жизни народа Ленин прекрасно понимал и потому говорил о его обязательной широкой доступности и необходимости пропаганды вовлечения масс в занятия.

    Ленин вел первый парад физкультурников

    В это сложно поверить, но первый парад советских физкультурников в Москве на Красной площади состоялся в 1919-м году, 25 мая, в разгар гражданской войны, когда вроде бы и не до того. Организатором и инициатором парада выступил Ленин. Но самое интересное и сегодня совершенно малоизвестное: Ленин присутствовал на Красной площади на этом параде!

    Массовость, массовость и еще раз массовость – этот ленинский основополагающий фундаментальный призыв оставался таковым в спорте на протяжении всего советского времени. Я еще застал те времена, когда тренеры различных специализаций буквально не вылезали со школьных уроков физкультуры. То была пресловутая система гребневого прочеса: ни один мало-мальски перспективный ребенок не должен быть упущен!

    Так рождались 10-летиями побеждающие школы советской спортивной гимнастики, лыжных гонок, биатлона (сегодня мы и помечтать об этом вслух боимся), фигурного катания с его мировой славой, коньков, борьбы, штанги, легкой атлетики (ярчайший пример – школа В.И. Алексеева в Ленинграде), шахматная школа…


    Вмешалась холодная война. Не лучшим образом

    В том спорте хватало проблем и откровенной неправды. По-другому и быть не могло, в затяжную эпоху холодной войны он стал важнейшим элементом пропаганды.

    Великое спортивное противостояние двух сверхдержав (СССР и США) началось во второй половине пятидесятых годов минувшего столетия. До этого холодная война не распространялась на стадионы. 

    После Карибского кризиса Никита Хрущев неожиданно заявил, что каждая медаль, завоеванная на Олимпиадах спортсменом, представляющим государства СЭВ, доказывает преимущество социализма над капитализмом. Хотя советский лидер не разъяснил, как быть с медалями атлетов из стран НАТО, на эту сомнительную эскападу тут же повелся и отреагировал Джон Кеннеди. Президент США отметил, что «для престижа нации по-настоящему важны две вещи: полеты в космос и золотые олимпийские медали».

     

    Любители? Нет, но и не вполне профессионалы

    В СССР спорт официально был объявлен любительским. Наши ведущие атлеты при этом отменно зарабатывали. Но отменно – это по меркам своей страны, обеспечить спортом себя на всю жизнь они не могли, в отличие от подлинных профессионалов, скажем, НХЛ или НБА, тенниса и футбола Западной Европы. А ведь спорту наши целиком и полностью посвящали все свое время, силы и здоровье, начиная с раннего детства и до завершения карьеры в возрасте, как правило, 30+. Им можно было завидовать, глядя на новенькие «Волги», но разумно было и посочувствовать, если разобраться. Николай Озеров был неправ, говоря «наши любители» и «канадские профессионалы» во время той легендарной суперсерии-1972. Но и Владимир Высоцкий, отреагировавший на репортажи мэтра песней о хоккее со словами «а наши ребята ЗА ТУ ЖЕ ЗАРПЛАТУ...», тоже погорячился.

    Он вообще много писал о спорте, ярко, с присущим ему талантом и знанием темы, подчас и иронизировал над явными искривлениями. Вспомним шикарную песню «Честь шахматной короны». Все верно, всей государственной машиной власть пыталась не допустить воцарения американца Бобби Фишера на троне. Выглядело глуповато. Но еще более глупо отрицать другое: во времена холодной войны шахматам, интеллектуальному виду спорта, придавалось гигантское значение и в результате, завоевав корону в 1848-м году советские гроссмейстеры лишь ОДИН РАЗ упустили ее в 1972-м (вернув в 1975-м) до распада страны.

    Матч Бобби Фишера и Бориса Спасского, 1972 г. (Wikimedia Commons)

    Добро на суперсерию

    Парадоксов хватало. Лучший друг советских физкультурников И.В. Сталин не допускал наших атлетов до международных турниров без гарантий от спортивных руководителей в том, что они способны бороться за победу.

    В 1952-м году на Олимпиаде в Хельсинки наши футболисты уступили югославам, сборной страны «кровавого паука Тито». Легендарный зенитовец Фридрих Марютин, участник тех матчей, до последних дней не мог без содрогания вспоминать, как команду досрочно увезли обратно из Финляндии и ребята были уверены: по лагерям, не домой. Обошлось.

    Но не тайна и то, что именно Политбюро дало разрешение на хоккейную суперсерию, где все предрекали нашим позорный разгром. А ведь никто, кроме сборной СССР, и не претендовал. Не решался.    

    Героев было несравнимо больше

    Было все за много лет. Перебежчики случались. Чтоб их пересчитать, хватит пальцев двух рук. Но был Николай Тищенко, на победной Олимпиаде в Мельбурне доигрывавший футбольный матч (замены были тогда запрещены) со сломанной ключицей и знавший об этом. А вот на такие примеры уже никаких пальцев не хватит! Мы помним, как на одной лыжне (вторая сломалась) бежал почти целый этап лыжной олимпийской эстафеты в Лейк-Плесиде Евгений Беляев, как в Риме проехал лишний круг и выиграл велогонщик Виктор Капитонов, как катались и победили с прерванным музыкальным сопровождением Ирина Роднина и Александр Зайцев…

    Этот перечень бесконечен.

    Зарабатывали, разумеется, те спортсмены – «любители». Но пожалуй, их главное отличие заключалось в том, что они отменно понимали, знали, чувствовали, что выступают для народа, несут ему радость и пользуются гигантской ответной любовью.

    Любовь и железный занавес

    Сегодня многое кажется смешным, а то и просто возмутительным. В 1962-м году Виктор Косичкин выиграл чемпионат мира по конькобежному спорту в Москве, угодил в правительственную ложу и на вопрос, есть ли просьбы, ответил утвердительно. Он мечтал о праве на брак, страшно сказать, с иностранкой, чешской спортсменкой Ганой Бартошевой. Дозволили в виде исключения.

    А вот экс-чемпион мира по шахматам Борис Спасский, желавший жениться на француженке, дочери русского белогвардейского генерала, стал за это на долгие годы невыездным. Но и это преодолели.

    Избранница Бориса Васильевича Марина Щербачева работала в торговом представительстве Франции в СССР, и ей-то во въезде в страну не откажешь, на каком основании?! Белокаменную посещает президент Франции Жорж Помпиду, и решительная дама с отцовским, генеральским характером получает приглашение на прием, который устраивает Леонид Брежнев в честь высокого гостя. А на приеме скромная (на фоне других гостей) представительница торгпредства вдруг спрашивает у президента, как он относится к любви. Помпиду в первую очередь все же француз, поэтому радостно и громко отвечает, что прекраснее этого чувства ничего нет на этом свете. На что Марина жалуется, что ей с Борисом Спасским запрещают пожениться, хоть они любят друг друга. Разговор переводят Брежневу. Вот вам и хеппи-энд. 

    Светлая ностальгия

    Давайте все же сегодня отметим, что советский спорт, благодаря своей задуманной Лениным массовости и доступности, подлинной народности, доминировал в мире долгие годы, побеждая в общем зачете Олимпиад. Принося радость людям. Действительно сплачивая народ. И без гигантских денег и легионеров, без торгов и контрактов, но с готовностью спортсменов отдать все для победы, смотрелся как-то чище и романтичнее.

    За что мы и вспоминаем его с такой теплой ностальгией. 

    Читайте также

    10 лет со смерти Хуана Антонио Самаранча. Такой фигуры категорически не хватает МОК

    Фантастический прыжок Бимона не стал прыжком в XXI век. Все опять из-за ВАДА 


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»