• Спонсоры затянут пояса

    27.02.09 17:19

    Спонсоры затянут пояса - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Автор: Спорт день за днём

    Мировой финансовый кризис, заставивший футбольные клубы срочно заняться перекраиванием бюджетов и повсеместной экономией, грозит нанести футболу очередной болезненный удар.

    По прогнозам ведущих финансовых аналитиков, щедрые потоки спонсорских денег, выручаемых за счет размещения логотипов грандов мирового бизнеса на футболках игроков, в ближайшие месяцы могут иссякнуть.

    Экономика должна быть экономной

    Согласно исследованию Football Money League 2009, проведенному авторитетной аудиторской компанией Deloitte, в этом и следующем годах сразу у пятнадцати футбольных грандов (см. таблицу) закончатся контракты с корпоративными спонсорами, чьи логотипы красуются на футболках.

    С высокой долей вероятности будут продлены самые долгосрочные из этих сделок — производитель автомобильных шин Pirelli уже не первое десятилетие ассоциируется с миланским «Интером», а датская пивоваренная компания Carlsberg практически не воспринимается потребителем футбольной рекламы в отрыве от «Ливерпуля».

    Перспективы же продления спонсорских контрактов с компаниями, принявшими на себя основной удар финансового кризиса, эксперты оценивают не столь оптимистично. Самыми уязвимыми они считают сделки клубов с финансовыми и банковскими организациями и страховыми компаниями — эти сектора экономики пострадали сильнее других, и ожидать от их руководителей, распоряжающихся рекламными бюджетами, такой же щедрости, что и раньше, вряд ли придется.

    «В пору финансовых трудностей компании будут искать способы сокращения расходов, и спонсорство спортивных мероприятий, включая контракты по размещению логотипов на футболках, в данном контексте кажется вполне логичным объектом экономии», — цитирует Reuters Криса Брукса, преподавателя экономики и финансов университета в Рединге.

    Кто заменит страховщиков?

    К этой категории относятся и спонсируемый американским страховым гигантом AIG «Манчестер Юнайтед», и бременский «Вердер», который в следующем сезоне от Citibank получит последний транш 10-миллионного контракта, и «Ньюкасл», чей печально известный спонсор банк Northern Rock в разгар кризиса в прошлом году избежал банкротства лишь благодаря интервентным мерам британского правительства.

    Впрочем, действующий клубный чемпион Европы и мира, как и подобает солидному клубу, на авось полагаться не стал: как только AIG уведомила, что не собирается продлевать действующий контракт, МЮ объявил о начале кампании по сбору коммерческих предложений от потенциальных спонсоров. Ожидается, что итоги нового тендера МЮ подведет до истечения четырехлетнего соглашения с AIG, которое закончится в 2010 году.

     

    В числе основных претендентов на роль преемника AIG чаще всего пока упоминались бюджетная малазийская авиакомпания AirAsia и саудовский телекоммуникационный гигант Saudi Telecom.

    Чистые футболки бедных клубов

    Однако далеко не все клубы пользуются таким интересом спонсоров. Скромные результаты отпугивают инвесторов, и рассчитывать на новые вливания середнякам весьма сложно.

    Игроки лондонского «Вест Хэм» отыграли три месяца в «чистых» футболках, после того как в прошлом году обанкротился их спонсор туристическая компания XL. Новый спонсор отыскался не сразу, да и платить стал в два раза меньше, чем старый, — в течение полутора лет «молотобойцы» на футболках будут рекламировать букмекерскую компанию Sbobet, которая перечислит в клубную казну 2,2 млн евро.

    Еще хуже дела обстоят у другого представителя премьер-лиги — борющийся за выживание «Вест Бромвич» так и не смог найти спонсора в этом сезоне, тогда как в испанской примере в «чистой как слеза» игровой форме выступают футболисты сразу шести команд.

    «Клубы, находящиеся за пределами высших эшелонов футбольной иерархии, в ближайшие полтора года ожидают непростые времена, и им придется пересмотреть свои финансовые ожидания, если все же хотят добиться успеха на ниве подписания аналогичных спонсорских контрактов», — считает профессор университета в Ковентри Саймон Чедвик, специализирующийся в разработке бизнес-стратегий в спорте. Причина очевидна: кризис.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»