В среду Питеру едва не стало совсем тоскливо: «Барселона» всем своим видом показывала, как не хочется ей рвать жилы в игре со «Спартаком», а красно-белые, наоборот, разработали концепцию и упорно старались воплощать ее в жизнь до самого конца. При таких исходных данных сенсация на «Камп Ноу» была весьма реальной, и только когда каталонцам попала вожжа под хвост в виде гола Ромуло, те перестали играть мячом в тетрис, задвигались и победили. Не забей Месси два гола, болельщику сине-бело-голубых оставалось бы только лихорадочно повторять: «Зато мы их 5:0...»
Но все кончилось «хорошо», и второй российский клуб проиграл дебютный матч в Лиге. При всей очевидности результата на «Камп Ноу» и объяснимости того, что произошло на «Росаледе», вывод получается только один: в ближайшие полгода (как минимум) что бы ни сделал строящийся под руководством Унаи Эмери «Спартак», все будет общественностью встречено со сдержанными оптимизмом и похвалами. И даже откровенные провалы вроде того, питерского, сочтут лишь рабочим моментом. Точно такие же успехи «Зенита» воспримутся как само собой разумеющееся, а поражения обязательно спровоцируют вихрь народного возмущения, и пнуть петербургский клуб захотят даже те, кто относился к нему нейтрально.
Такое вот светит лидерам нашего футбола информационное поле, и виноват в этом тот, кто задает моду. То есть «Зенит». В данном случае мы не обсуждаем, хорошо ли плохо то, что на Витселя и Халка было потрачено 100 миллионов. Просто самим фактом осуществления этих трансферов питерцы не оставили себе лазеек, а остальным — шансов трактовать деятельность клуба двояко. Все определит результат, и только он. О сомнительном факторе имиджевости трансфера Халка уже рассуждал побывавший в Малаге коллега Семенеев, добавить остается совсем немного. Покупая «галстук», точно такой же, как в соседнем бутике за 100, за 150, клуб посадил в одну лодку всех ответственных лиц разом. И в первую очередь презумпции невиновности лишился Лучано Спаллетти, мирно совершавший чудеса с одним и тем же составом в течение двух лет, а теперь оказавшийся под прессом ожиданий. По внешним признакам тренер поддавливал руководство, намекая, что команде нужна свежая кровь. Согласно внутренней информации, Спаллетти все это время отмахивался от настойчивых предложений рассмотреть покупку того или иного футболиста, и именно это стало причиной пассивности «Зенита» в предыдущие трансферные окна. Я больше верю во второй вариант. Хотя бы потому, что в высшей степени странно объяснять трансферы стремлением усилить имидж после полуторагодичной «засухи» и очевидной необходимости в притоке свежей крови.
Спаллетти теперь придется работать с нуля. И вписывать в состав Халка с Витселем, которые, конечно, футболисты хорошие, но разницу между командами «Эштрела Амадора» и «Крылья Советов» вряд ли увидят. При этом разум возмущенного народа будет отказываться воспринимать объективные факторы вроде травмы Кришито и прочих проблем с составом. И как бы Спаллетти не начать завидовать Унаи Эмери.