• Советы постороннего?

    20.05.07 16:01

    Советы постороннего? - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Автор: Спорт день за днём

    Договоренности – благое дело. Мы сразу согласились не обсуждать текущие дела команды и подопечных нашего собеседника. Просто потому, что не истек срок, отведенный себе тренером на какие-либо выводы. Мы признали, что любое заявление может быть ошибочным. Но в каждом своем слове этот человек уверен и готов за него отвечать. Договариваться о том, что нашему собеседнику небезразличны дела и безделье петербургского футбола, не пришлось: он сегодня искренне живет этим. Игорь Чугайнов-старший – тренер дубля «Зенита», москвич и человек футбола.

    Кризис назрел

    – Игорь Валерьевич, петербургский юношеский футбол в кризисе?
    – В общем-то, да. Это подтверждается и неудачными выступлениями команд Петербурга в последние годы на российских соревнованиях. И тем, что все меньшее число воспитанников петербургских спортшкол привлекаются в сборные страны. Например, в команде 1992 года рождения их нет вообще. Значит, в Петербурге тренеру с точки зрения показываемого уровня игры никто не интересен. Об итогах выступления выпускного класса «Смены» в первенстве России вы знаете (сменовцы на своем поле проиграли команде из подмосковного Егорьевска со счетом 0:4. – «Спорт»).

    – Но команды младших воз­растов показывают неплохие резуль­таты?
    – Возможно, через три-четыре года ситуация начнет улучшаться. Но при тех системных проблемах, которые, по моим представлениям, существуют при подготовке юных футболистов в Петербурге, только этими результатами дело может и ограничиться.

    – Почему так происходит? Не могла же система, которую считали одной из лучших в стране, рухнуть в один день?
    – Конечно, проблемы начались не вчера. Основная причина – нель­зя жить прошлым. Если тренер, впрочем, как и футболист, начинает ссылаться на прежние заслуги – прогресса не будет.

    – Так, может, кризис во всем российском юношеском футболе?
    – Мне кажется, что Россия все-таки выходит из сложной ситуации. Во-первых, клубы поняли, что свои воспитанники необходимы. Да и УЕФА ориентирует на это. Но, заметьте, речь не идет о том, что игрок должен непременно родиться в той местности, где расположен клуб. Почти в каждом крупном городе России открывают интернаты. И привозят ребят, которых находят на периферии.

    Надо формировать конкурентную среду

    – Но ведь помимо повышения уровня подготовки игроков необходимо и улучшение качества работы тренеров?
    – Согласен. Смотрите, увеличили доходы тренеров до уровня, позволяющего содержать семью. Должна появиться конкуренция. И привлекать к работе нужно только по профессиональной пригодности.

     

    – Где же взять тренеров?
    – Считаю, что идеальный тренер детей лет до 14 – это человек, поигравший не на высоком уровне, но способный и, самое главное, любящий работать с детьми. А 15-летних тренировать должен человек с именем.

    – Зачем?
    – Юношеская психология требует. Подростку необходим авторитет. И именно в области футбола.

    – А где, скажем, Леонид Слуцкий заработал имя?
    – Он взял маленьких в «Олимпию», сделал команду. Потом его пригласили в дубль «Уралана», и он этих ребят взял с собой… То есть заработал себе имя именно как тренер.

    – То есть путей все-таки два?
    – Скорее всего.

    – Так есть ли конкуренция в Петербурге на тренерские места?
    – Надо посмотреть. Ведь сколько футболистов здесь закончили играть…

    – Но ведь не из каждого получится тренер?
    – Конечно, нет. Надо искать, предлагать, обучать. И создавать конкурентную среду.

    – А сами футболисты? В чем основные проблемы, например, ваших подопечных?
    – Они заявляют, что футбол для них – это жизнь. На самом же деле  у них футбол занимает полтора часа, пока над ними дядька стоит.

    – У всех?
    – Практически у всех. Но я очень надеюсь, что у моих что-то меняется в сознании. Смотришь, уже без напоминаний после тренировки в баню отправляются. Значит, что-то откладывается в голове.

    – Почему степень профессионализма молодых игроков в других странах выше?
    – А это уклад жизни, что ли. Россия все же страна особенная.

    – Как повышать чувство ответ­ственности?
    – А как это делают, например, в Москве? Приучают к конкуренции. Мальчик занимался до 12 лет, потом привозят юношу из другого города, а тот – лучше. И школа будет работать с ним. А ты ищи другую команду. И никто уже не помнит – здесь родился или приехал. Воспитанник школы – и все.

    – Каков выход?
    – Интернат построить, который будет принимать ребят со всего Северо-Запада.

    – Что же делать городским спортшколам?
    – Как что делать? Да тренировать точно так же. Ту же конкурентную среду формировать. Повторю, тренер дубля любой команды себе не враг: будет выбирать лучших. Главное, чтобы выбор был. А сейчас его нет, совершенно нет.

    Источник всех бед – непрофессионализм

    – Чего не хватает местным воспитанникам, играющим в дубле «Зенита»?
    – Прежде всего, технического оснащения. Страшно сказать, не умеют бить по воротам. И выслушивать, что нет условий для обучения, – нет сил. Какие нужны условия, чтобы обучить бить по мячу? У нас не было манежей, но вырастали игроки… Лавочку ставили и били. Сейчас бьют?

    – Не знаю.
    – Судя по тому, что бить по мячу не могут, лавочек нет никаких. Да, я понимаю, это нудно, неинтересно. Но почему балерина стоит у станка по четыре часа, баскетболист без конца бросает в кольцо? Это и называется школой. А все остальное может прийти только на ее базе, и никак иначе.

    – Технически плохо готовы. Что еще?
    – Физически. Тот же Егорьевск в уже упоминавшейся игре просто продавливал наших. Они, может, не выглядели мощнее. Но упругие, жилистые. И работающие все 90 минут.

    – Тактически?
    – Здесь у меня больше возможностей как у тренера. Но ведь опять-таки какие-то азы необходимы. Элементарно мяч не умеют отбирать. Вернее, им это и не нужно: соперник и так мяч отдаст. Потому что больше двух-трех передач сделать не могут даже без сопротивления.

    – Так что же делать?
    – Ребятами надо заниматься. Учить их футболу. Думать о будущем. И не только об улучшении материального положения: своего и школы. Нужно трубить о том, что футбол в кризисе. Те, кто кивает на то, что взгляды приезжих не состоятельны – мол, приехали на время и отбудут, – только вредят: они больному говорят, что он здоров. А когда больной умрет, они покачают головой: «Ах как жалко». Это первое.

    Второе. У клуба должна быть своя школа, выполняющая задачи, которые клуб ставит. И в футбол будет играть, в который играет основная команда.

    Третье. И для меня главное. Не надо ничего выдумывать: все уже придумано, как говорится, до нас. Необходимо деление на три сферы приложения ума и сил: «дворовый» футбол, массовый спорт и футбол высших достижений, профессиональный. И не надо смешивать. А у нас в спортшколах все вместе крутятся. И как из этой усредненной массы выбирать?.. Я помню о необходимости выполнения социальной функции. Но тогда давайте разделим функциональные задачи!

    Источник же всех бед – непрофессионализм. Равно как и выход из этого – в профессиональном отношении всех к своему делу. Ребят – к тренировкам, тренеров – к работе, функционеров – к деятельности клуба, собственников клуба – к дея­тельности тренеров и функцио­неров.

    – Вы не боитесь, что ваши слова будут восприняты как «советы постороннего»?
    – Нет. Потому что если их хоть кто-то услышит, хоть в ком-то они найдут отклик – они произнесены не зря. Уверен.



    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»