• Socios. Свои люди

    27.03.12 08:44

    Socios. Свои люди - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Автор: Спорт день за днём

    Если в России болельщик в массе своей является лишь простым «потребителем услуг» без где-либо прописанных прав и обязанностей, то в Испании клубная принадлежность фиксируется довольно четко. И для того чтобы ощущать себя частью того или иного клуба, приходится платить из собственного кармана, причем чуть ли не с самого рождения.

    Болельщики со статусом

    Испания стала одной из первых европейских стран, в которых была принята система клубного членства, когда болельщик за определенную сумму получает официальный статус, подтверждающий его принадлежность тем или иным цветам. И, как свидетельствуют история и практика, такая форма «симбиоза» является выгодной для обеих сторон. Клубы получают еще один гарантированный и неиссякаемый источник доходов, тогда как их болельщики чувствуют себя равноправными партнерами, а не посторонними людьми, с мнением которых никто не считается. Данный статус именуется socio, что в переводе означает «член организации», «партнер», «участник», и клубное руководство относится к его обладателю соответствующим образом.

    Так, в подавляющем большинстве клубов первого дивизиона, включая обоих грандов, socios выбирают президента путем прямого тайного голосования. Если же первое лицо не оправдает надежд болельщиков, они могут начать сбор подписей за досрочное прекращение его полномочий и добиться проведения новых выборов. Таким же путем принимаются и другие судьбоносные решения. К примеру, в «Бетисе» они настояли на том, чтобы вернуть стадиону «Мануэль Руис де Лопера», названному так в честь бывшего президента – фигуры весьма неоднозначной, прежнее имя «Бенито Вильямарин», а в «Райо Вальекано» недавно проголосовали за то, чтобы принадлежащая клубу арена называлась «Вальекас» вместо «Тереса Ри-веро».

    Автоматически socio становятся футболисты основного и дублирующего составов, а также все сотрудники клуба, включая билетных кассиров и контролеров. Если раньше работой со «статусными» болельщиками, как правило, занималась пресс-служба, то теперь это находится в компетенции специального департамента, который есть в каждом клубе Примеры (десять лет назад таковых было только 9 из 20). В обязанности данного департамента входит не только выслушивание вопросов, жалоб и предложений, но и организация экскурсий и поездок на выездные игры, разрешение конфликтных ситуаций (стычки с полицией, беспорядки на трибунах), а также проведение встреч игроков с различными pe~nñas – группами болельщиков, чаще всего образованными по территориальному принципу.

    Для того чтобы создать «пенью», требуется не менее 50 человек, и после регистрации она получит признание в клубе. У грандов такие группы болельщиков есть по всей стране и даже за рубежом, включая Россию (самая известная – Fondo Ruso у «Реала»), хотя не исключено, что русские «пеньяс» появятся и у куда более скромных представителей испанского футбола. Так, в «Леванте» уже поступил запрос из… Санкт-Петербурга, где один энтузиаст, впечатленный выступлением валенсианских «лягушек», решил создать местную «пенью».

    У стен в палатках

    Но самое главное, ради чего болельщики платят деньги за официальный статус, – это возможность вживую увидеть выступление любимой команды, что удается далеко не всем. У тех, кто не вступил в ряды socios, всегда есть риск остаться с носом. Так, в Бильбао еще за четыре дня до ответного матча 1/8 финала Лиги Европы против «Манчестер Юнайтед» простые болельщики «Атлетика» начали разбивать своеобразный палаточный городок у стадиона «Сан-Мамес» в надежде купить хотя бы один билет. И это с учетом того, что билеты в кассах могли появиться разве что по мановению волшебной палочки, да и то лишь накануне игры! Дело в том, что вместимость арены, не считая мест, зарезервированных за «випами» и представителями спонсоров, составляет 38 тысяч зрителей. 35 с лишним тысяч в момент расхватали socios, имеющие на это первоочередное право, а 2 тысячи (5 %) в соответствии с регламентом УЕФА выделили англичанам. И хотя такое количество гостей с Туманного Альбиона до севера Испании не добралось, в специально отведенный для них, огороженный и охраняемый сектор местных во избежание эксцессов решили не запускать.

    Оставшиеся 900 билетов распределили между 6000 будущих членов клуба, которые приобретут официальный статус после того, как откроется новый стадион «Атлетика». Он будет вмещать уже 55 500 зрителей, а его «инаугурация» ожидается в 2013 году – если, конечно, «львам» будет дозволено играть на недостроенной на четверть арене. В противном случае первый матч на «Сан-Мамес Баррия», строительство которого ведется второй год и обойдется по минимуму в 212 миллионов евро (сам клуб выложит 50 миллионов), состоится лишь в начале сезона‑2015/16.

    Старый «Сан-Мамес» давно уже не может вместить всех желающих, но в текущем сезоне интерес к выступлению «Атлетика» приобрел масштабы настоящего сумасшествия. И связывают это прежде всего с игрой, которую баски демонстрируют под руководством Сумасшедшего по имени Марсело Бьелса. Аргентинский специалист в довольно сжатые сроки сумел-таки изменить примитивный британский стиль команды, что не замедлило сказаться как на результатах, так и на посещаемости. Трансферная кампания клуба, принципиально опирающегося на «внутренние ресурсы», была традиционно скромной, и ничем иным, кроме как возросшей зрелищностью игры, массовый приток болельщиков на трибуны не объяснить.

    Цена причастности

    Строительством нового стадиона озаботился и «Атлетико», переживающий почти такой же болельщицкий бум, что и его нелюбимый «старший брат» из Бильбао. Первая «волна» пошла еще три года назад, когда под руководством Кике Санчеса Флореса «матрасники» впервые попытались за­явить о себе, как о «третьей силе», способной прервать гегемонию. двух грандов. С приходом на пост главного тренера Диего Симеоне «красно-бело-синяя» армия поклонников вновь воспрянула духом, свидетельством чему стал резкий рост посещаемости.

    Уже сейчас «Висенте Кальдерон», рассчитанный почти на 55 000 мест, с трудом выдерживает наплыв болельщиков, и, несмотря на шаткое финансово‑экономическое положение клуба (только налоговому ведомству «Атлетико» должен 155 млн евро), решение о строительстве нового стадиона, принятое еще пять лет назад, осталось в силе. Разумеется, без посторонней помощи воплотить в реальность столь масштабный проект не представлялось возможным, и на помощь «Атлетико» пришли одна из ведущих пивоваренных компаний Испании Mahou и городское правительство Мадрида. Согласно утвержденному плану вместимость новой арены составит около 70 тысяч зрителей, а срок ее сдачи в эксплуатацию назначен на лето 2015 года. И можно не сомневаться в том, что матчи с ведущими клубами Испании и Европы будут проходить при аншлаге.

    Для того чтобы привлечь новых, – а то и давно уже состоявшихся, но не видевших смысла в покупке абонементов – поклонников два года назад клубное руководство развернуло масштабную кампанию, которая за прошедшее с тех пор время дала прибавку в 20 % от общего числа socios. В том числе и за счет граждан других стран, число которых, несмотря на обширную географию (от Аргентины до Китая), ранее не превышало одного процента. К тому же если самый дешевый сезонный абонемент, не включавший в себя матчи еврокубков и Кубка Испании, стоил 300 евро, то теперь за право почувствовать себя причастным к «Атлетико» без «обязаловки» требуется уплатить всего 40. Такая же сумма в дальнейшем будет автоматически списываться с банковского счета каждый год, если, конечно, новоиспеченный адепт вдруг не уведомит о своем желании отказаться от членства.

    Для сравнения: в «Барселоне» аналогичное удовольствие (с правом бесплатного посещения трех матчей в сезон) стоило 180 евро, а в «Реале» для «симпатизирующих» еще в начале века завели так называемую «карточку болельщика» (carne madridista). Что касается абонементов на «Сантьяго Бернабеу», то очередь за ними растянулась на года, если не на десятилетия: бедолаги, вставшие в нее еще восемь лет назад, до сих пор не получили вожделенного статуса abonado. Вот и остается им разве что болтать в близлежащих барах о «старых добрых временах» с такими же добрыми старичками, еще видевшими в игре живую легенду «Реала» – Альфредо ди Стефано.

    В отличие от «глорихантеров» двух грандов, socios «Атлетико» становятся сознательно, а не из-за желания «примазаться» к славе; виданное ли дело – когда в 2000 году «матрасники» вылетели в Сегунду, число официальных членов клуба только увеличилось. Надо отдать должное тогдашнему президенту «Атлетико» Хесусу Хилю, который отблагодарил болельщиков за поддержку: для тех из них, что хранили верность клубу на протяжении двух лет кошмара Сегунды, скидка на абонементы составила 50 процентов. И хотя в Испании недоброжелатели называют поклонников «Атлетико» мазохистами, имея в виду частые разочарования от несоответствия желаний возможностям, результаты последних лет доказывают ошибочность данного утверждения. Ну, в конце-то концов, кто в блестящем стиле обыгрывал непобедимую «Барселону», доходил до финала Кубка Испании, пробивался в Лигу чемпионов, стал первым победителем Лиги Европы и выиграл Суперкубок УЕФА?!

    Кстати, перед началом текущего сезона «Атлетико» выпустил рекламный ролик, в начале которого психолог рассказывает об угрозе депрессии в реалиях сегодняшнего кризисного времени. После этого камера переключается на одетых в красно-белые футболки представителей различных профессий, которые на фоне своих измученных и уставших коллег выглядят беззаботными и жизнерадостными. И в завершение всего на экране появляется надпись: «Для некоторых возвращение к действительности происходит намного легче».

    От мала до велика

    Стать socio «Атлетико» очень просто: достаточно прийти в клубный офис, расположенный на стадионе «Висенте Кальдерон», в любой день кроме воскресенья с 9 до 19.00 (по пятницам – до 15.00, а по субботам – до 14.00). Вся процедура, включающая заполнение анкеты и получения клубной карточки, занимает максимум пять минут. Сумма взноса, скажем прямо, незначительная, но и она предоставляет владельцу красного прямоугольника определенные преимущества. Во‑первых, один матч чемпионата Испании – любой, кроме «Атлетико» – «Реал» и «Атлетико» – «Барселона», можно посетить бесплатно, уведомив о своем желании двумя днями ранее. Во‑вторых, обладатель карточки Socio no abonado имеет приоритетное право покупки билетов или скидки на матчи как национального первенства, так и еврокубков. Остальные преференции, как то: различные скидки (от 10 до 50 процентов) при посещении клубного магазина, музея и ресторана, а также матчей «Атлетико»-В в расчет принимать не стоит, но для болельщицкой семьи численностью четыре-пять человек, что в Испании не редкость, экономия получается ощутимой.

    Незначительное, но все-таки пополнение клубной казны «Атлетико» дают… дети. Но это вовсе не означает, что руководство «матрасников» решило нажиться на святом. Просто предыдущее испанское правительство социалистов, ввергнувшее страну в кризис и напринимавшее немало несуразных законов (чего стоит одна лишь легализация однополых браков), под вывеской «борьбы с насилием на трибунах» очень своеобразно «позаботилось» о подрастающем поколении. Теперь, начиная с этого сезона, на испанские стадионы нельзя проносить даже не занимающих отдельного места грудничков, если на них не выписано своеобразное «удостоверение личности» – детская карточка Socio Benjamin (для детей до пяти лет).

    Такая карточка выдается бесплатно, тогда как для следующей возрастной категории (до 12 лет) ее стоимость составляет 20 евро. Неудивительно, что на данный момент 20 % socios «Атлетико» – это дети в возрасте до 12 лет, по всей видимости, записанные своими родителями в члены клуба чуть ли не с появления на свет – обычная, в общем-то, для Испании практика. Кстати, socio с рождения является и внук Диего Марадоны – сын бывшего форварда мадридского клуба Серхио Агуэро. А четверть века назад один из болельщиков «Реала» попросил принять в ряды socios своего сына, и когда от него потребовали представить свидетельство о рождении, он принес рентгеновский снимок, зафиксировавший мальчика… в утробе матери. Эта просьба рассматривалась на самом высоком уровне, и в конце концов тогдашнее руководство «Реала» приняло решение ее удовлетворить. С тех пор каждый год обязательно находится пара-тройка таких фанатичных поклонников, которые не могут дождаться появления своего отпрыска на свет…

    С другой стороны, 40 % членов клуба «Атлетико» составляют взрослые от 31 года до 50 лет. Обладателю членской карточки за № 1, чей клубный «стаж» ведет отсчет с 1933 года, недавно исполнилось 87 лет, а возраст старейшего socio насчитывает на шесть лет больше. И пусть походы на футбол остались в прошлом, статуса болельщика у них уже никто не отнимет, ведь он дается раз и навсегда.

    Мадрид


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»