(Фото: РИА «Новости»)
Игры в Сочи закончились, но обсуждать их можно и нужно долго. Более эффективного урока со знаком плюс современная Россия еще не получала.
Велкам ту домой!
— Вот там за углом есть хороший магазинчик. Можно купить в любое время суток все что угодно. Пиво, орешки, водичку, — говорит гусь, вытягивая шею куда-то в черное небо.
Человек с нашивками важно кивает, подтверждая. Пожилая женщина с сумками проходит сквозь ворота, машет рукой:
— Бай-бай, ребята.
Человек с нашивками и бородой раскланивается вслед и подхватывает хриплым голосом:
— Гуд-бай. Велкам ту домой!
Он смеется, женщина тоже, и гусь где-то в вышине начинает трястись.
Это не фрагмент очередного «отрывного» романа Харуки Мураками. Все описанное происходило на КПП жилого городка на окраине Олимпийского парка. В Сочи мне довелось быть в прошлом году трижды, и ни разу не уехал оттуда с твердой уверенностью, что все пройдет как по маслу. Слишком много пыли, суеты, раздражающих факторов. Наверное, прав Виталий Мутко: такие чувства всегда испытывает человек, у которого в квартире идет ремонт. Представление было примерно таким: объекты, несомненно, построят. Туристов куда-нибудь распихают. Даже снегом трассы обеспечат, пусть в Сочи стабильного покрова местные жители не видели, пожалуй, с тех пор, как генерал Деникин отбил город у Грузии. Но ведь нужно еще и щелкнуть пальцами так, чтобы все задвигалось, поехало, чтобы машины и автобусы не стояли часами в пробках, а на иностранных гостей не смотрели исподлобья: чего лепечешь? Проси мало, уходи быстро.
И вот стою я на проходной своего жилого комплекса и вижу, как персонаж, похожий на хармсовского дворника Харитона, который произносил нехорошие слова перед дамами, пытается говорить по-английски! И пусть это была игра, но она жителю российской глубинки нравилась, он достал из себя нечто, на что, не будь Олимпийских игр, никогда не сподобился бы. Как и зазывала-гусь, заботившийся не столько о рекламе своего ресторана, сколько о том, чтобы гость, только что свалившийся с неба и с трудом представляющий, где он будет есть, спать и работать, как можно быстрее успокоился и понял, что ничего плохого с ним не произойдет. То, что Сочи стал центром вселенского внимания (как знать, может, и марсиане наблюдали за странными вспышками в Имеретинской долине в свои телескопы), разбудило в людях что-то запрятанное глубоко внутри.
Не жди, не приедет
Год назад сочинцы видели Олимпиаду в гробу. Это не преувеличение — от знакомого таксиста наслышался историй на несколько лет вперед. О крышах, которые непременно нужно красить в красный цвет. О ценах на жизнь. О грязи и пыли, о которых, собственно, и не нужно было рассказывать. Об отсутствии света и воды. О том, что, видимо, нужно куда-то валить на период Игр, потому что работать в такси не дадут, привезут «московских». Кончилось тем, что водитель приобрел необходимую для работы таксистом в период Игр лицензию и «отбил» ее за несколько дней Олимпиады. И почувствовал себя уверенно настолько, что решил не приехать на вызов в аэропорт, хотя мы предварительно договаривались. Каждый, кто хотел, нашел себе место на этих Играх.
Теперь Сочи должен забыть о пробках — дороги и развязки здесь невероятного качества. Работа транспорта вообще не напоминала о том, что ты находишься в России. Несметное количество автобусов решило проблему перемещения болельщиков и журналистов, ходили они четко по расписанию, как правило, не реже, чем каждые десять-пятнадцать минут. При минимальном планировании своих действий можно было не сомневаться, что в нужное время окажешься именно там, где нужно быть.
Спортивные объекты оказались такими, что хочется только одного — чтобы ничего не разбирали, не увозили, пусть стоят там, где стоят. Горный кластер представляет собой теперь полноценную базу для занятий зимними видами спорта. Хороший повод перестать ныть из-за отсутствия мест для тренировок и добиться прогресса в некоторых видах спорта. Искусственный снег, как оказалось, не проблема. В дни, когда вокруг не было ни снежинки, он все равно лежал, пусть и выглядит и ощущается несколько иначе, чем обычный. Плотная, несколько клейкая масса, по которой довольно скользко идти в обычной обуви, она не тает только оттого, что ты по ней потоптался. Весь мир ехал в Сочи с предубеждением: летом зимние Игры не проводят! И с каждым новым днем Олимпиады вопросы, которые совсем недавно всем казались ключевыми, отпадали один за другим.
Забрать все что можно
На что, скажу вам, те же чехи любят все поругать. И как настороженно многие из них относятся к России, особенно если это их первая поездка. Но мне и не вспомнить, когда последний раз болельщики, журналисты, спортсмены из Чехии в один голос чем-то так открыто, безо всяких «но» и «если» восхищались, как уже на второй-третий день Олимпиады в Сочи! Каждый комментарий начинался со слов «конечно, сначала я опасался». Все кругом работало как часы. Безопасность была на абсолютном уровне. Кто-то пожал плечами: живем, словно за колючей проволокой. Но безопасность уж такая вещь: либо меры по ее обеспечению беспрецедентные, либо ее нет в принципе.
Теему Селянне — тот самый, про которого сейчас шутят, что через четыре года он выступит за Россию под именем Витя, — высказался прямее некуда: «Вы должны гордиться собой за то, как провели эту Олимпиаду». Если есть такой повод, почему бы к финну не прислушаться? Коль скоро сумели прорваться через уйму собственных комплексов и особенностей менталитета и не только построили, но и запустили механизм самого масштабного спортивного мероприятия планеты. Игры в России? Оказывается, возможно, если перестать строить из себя убогих, но разбитных дурачков. И если в какой-то момент не каждый четко осознавал, нужны они или нет, то, пожалуй, правильно, что нашелся тот, кто настоял. В единоначалии по умолчанию нет ничего плохого — символично, что пока в Сочи шли Игры, которые многие назвали лучшими в истории, на Украине, к горькому сожалению, происходили совсем другие события.
Недостатков не могло не быть. Заключались они, конечно, в человеческом факторе. Меня удивило, что далеко не каждый волонтер пошел по пути Харитона и гуся и заставил себя поднатореть в английском. Безусловно, люди в цветных куртках поддерживали ощущение праздника, но далеко не от всех можно было получить ответ на вопрос. Причем особенно неприятно удивило то, что даже пожилые люди, с которых спрос в этом плане меньше, пытались объясняться с иностранцами и добивались успеха, тогда как молодые кивали на другого: че он сказал? Олимпиада для многих была шансом: других посмотреть, себя показать, наладить связи, знакомства, как минимум понять, что мир очень большой и в нем бывают иные правила, чем те, по которым привык жить ты. Но это уже проблемы отдельных ребят. Просто из олимпийского опыта очень многое можно и нужно забрать с собой в повседневную жизнь. Например, если волонтер, дежуривший на остановке автобуса, видел, что кто-то опаздывает, бежит со всех ног, то обязательно сообщал водителю, чтобы тот подождал. Захлопнутые перед носом двери — такого в Сочи не было.
Потолок летит в космос
Сложно сказать, есть ли куда еще взлетать Виталию Мутко. Это тот случай, когда человек оказался тысячепроцентно на своем месте. Люди, по-разному относящиеся к министру спорта, не могли не признать: Мутко был духом этой Олимпиады. Он старался появляться на каждом соревновании, даже если успевал туда лишь гипотетически. Иногда казалось, что он присутствует одновременно на хоккее, биатлоне, бобслее. Практически всегда по окончании мероприятия он шел в народ, тратя не меньше четверти часа на общение с болельщиками. Таким помню его и по «Зениту»: Виталий Леонтьевич хотел быть везде. Не каждый раз это находит поддержку у других, но только не когда речь идет о домашних Олимпийских играх. Здесь Мутко обрел своих «чудо-богатырей». Все потолки, сдерживавшие когда-либо его буйную энергию, сорвались и улетели в космос. Наверное, Виталий Леонтьевич сейчас — самый счастливый человек на Земле. К нему по-разному относятся (у меня самого отношения с ним не всегда были ровными), но скажите, что он свое счастье не заслужил.
Соединенные Штаты уже назвали эти Игры худшими для себя, посчитав потери и недоборы медалей. То, что у всех было лишь на уме, не постеснялся озвучить чемпион Турина конькобежец Шани Дэвис — в его виде американцы тоже не отличились. «Можно, конечно, верить в то, что нам обеспечат медали через четыре года в Корее наши мастера фристайла, но, к сожалению, другие страны тоже повысили уровень мастерства в этом виде», — цитирует спортсмена ESPN.
После провального Ванкувера нынешний президент РФ перед телекамерами увел Виталия Мутко в свой автомобиль, и они уехали ВМЕСТЕ. Многие расценили это как карт-бланш и не ошиблись. Ставка на блицкриг в новых видах спорта оправдала себя сверх нормы. Как знать, подняли бы себя лыжники и биатлонисты на финальные подвиги, не разорви Виктор Ан всех в клочья двумя днями ранее в «Айсберге»? Возможно, тогда мечта выиграть медальный зачет стала приобретать реальные очертания прежде всего в сознании спортсменов, ждавших своего старта.
Это показывает правоту тех, кто пошел на крайнюю и не для всех популярную меру — призвать под российский флаг иностранцев. Когда речь идет о домашней Олимпиаде — непозволительная глупость и наивность ждать, пока наберут обороты отечественные производители чемпионов в шорт-треке, фристайле и так далее. Виды спорта, где нет медалей, у нас народ просто не заметит, как это, увы, происходит с горными лыжами. И «витями» дети стать не возжелают. Опрос на сайте sportsdaily.ru поражает результатами — вы его найдете здесь же. Смотрю и, честно говоря, не верю сам.
Без хохломы!
Самое плохое, что мы теперь можем сделать, — перегнуть палку, требуя от того же Ана исполнения гимна России, пытаясь разрисовать лыжи другого Вика — Уайлда — под хохлому, и исплеваться ядовитой слюной в сторону Америки, которая вообще-то свое поражение по всем фронтам приняла достойно. Ведь им действительно есть за что переживать: если исключить наши внутренние разборки за честь Евгения Плющенко, в Сочи не было ни единого судейского скандала, вроде тех, что испортили атмосферу в Солт-Лейк-Сити. Но повышение нашей самооценки должно происходить солидно, эффективно отражаясь на прочих сферах нашей жизни, а не сея кругом деструктив и шовинизм. Глупо уронить в грязь все, что мы имеем сейчас, после того как весь мир увидел, что у России-то действительно человеческое лицо!
Наша собственная Олимпиада, по сути, только начинается. И место в ней должно найтись как для тех, кто поработал над успехом Сочи, так и для других, которые до сих пор убеждены, что средства, утонувшие на Черноморском побережье, можно было потратить с большей пользой. У меня хорошие отношения со многими людьми, что высказываются против Игр и всего с ними связанного. Никогда не стану с ними спорить, это бесполезно. Но среди них есть и такие, кто любит очень часто кивать на Запад и рассказывать, как там хорошо. При этом добавляя: «Но слишком уж трудно жить, нужно соблюдать законы».
Сложно представить себе, на что потратили бы вы деньги, отпущенные на Олимпиаду, попади они к вам в руки.
Игры прошли. Пришло время заняться собой.
Сочи — Санкт-Петербург