Сегодня «Спорт» расскажет читателям несколько историй, которые, наверное, могли произойти только в нашем футболе.
Кому держать Марадону?
Эту байку рассказал известный грузинский футболист и тренер Гиви Нодия о другом известном грузинском игроке Манучаре Мачаидзе. Тот играл защитником в тбилисском «Динамо» и сборной СССР, а когда закончил выступать, то был назначен в конце 1980-х тренером в тбилисский «Локомотив». Эта команда выступала во второй лиге и была укомплектована в основном молодыми игроками. Однажды Мачаидзе на тренировочной базе обходил комнаты футболистов, которые отдыхали после интенсивных занятий. Зашел к номер к перспективному защитнику и увидел на стене плакат с Диего Марадоной. Произошел следующий диалог:
— Скажи, Тенгиз, а ты мог бы сдержать Марадону?
— Не знаю, — после паузы ответил слегка ошарашенный футболист.
— Молодец, что сказал: «Не знаю»! Если бы сказал, что не сможешь сдержать Марадону, то я бы тебя сразу из команды выгнал!
— Почему, батоно Манучар?
— Как почему! В этом году мы выигрываем вторую лигу — выходим в первую! В будущем году выходим в высшую лигу! В следующем году выходим в Кубок УЕФА! И вот в Кубке УЕФА нам по жребию выпадет играть с «Наполи»! А в нем Марадона! Я думал, кому поручить его держать? Я же на тебя рассчитывал!
«Здесь только мы бьем пенальти»
Во времена чемпионата СССР существовала во второй лиге девятая зона, в которой выступали команды из закавказских республик — Азербайджана, Армении, Грузии и примкнувший к ним ашхабадский «Копетдаг». В конце 1980-х, когда обострились межнациональные конфликты, зону переформировали, армянские клубы заменили командами с юга РСФСР, но нравы в ней не изменились — победа на чужом поле приравнивалась к подвигу.
Так вот однажды в одном из матчей в маленьком закавказском городке (может, в Гори, а может, в Мингечауре) молодой, неопытный арбитр назначил пенальти. В ворота хозяев! В первые минуты никто не мог поверить в случившееся. Ведь такого не могло быть, потому что не могло быть никогда, как писал Антон Павлович Чехов! Но арбитр настаивал на своем и, видя, что игроки приезжей команды, мягко говоря, робеют, самолично установил мяч на «точку». Когда осмелевший футболист гостей решился-таки пробить и отошел подальше, чтобы начать разбег, капитан хозяев подошел к рефери и заявил:
— Товарищ судья, а пенальти бить нельзя!
— Так здесь от 11-метровой отметки до ворот всего восемь метров! Измерьте!
— Да как это может быть!? Как же вы на этом стадионе столько лет играете?
— А здесь только мы бьем пенальти!
«Народ просит!»
Еще одна история о той же девятой зоне второй лиги чемпионата СССР. Закрытие сезона, последний матч в турнире. Команды ни на что уже не претендуют, просто играют, для зрителей. Матч подходит к концу — счет 0:0. И вдруг после столкновения игроков в центре поля арбитр берет мяч, несет его к 11-метровой отметке в штрафной гостей:
— Пенальти!
— Но за что, товарищ судья? Ничего ведь не было! — умоляюще спрашивает капитан пострадавших.
— Как за что? Народ просит!
«По тундре, по железной дороге»
Питерский «Локомотив» когда-то поднимался до пятого места в первой российской лиге. В нем начинали футболисты сборной страны Дмитрий Сенников, Дмитрий Бородин, Дмитрий Васильев, заканчивали карьеру чемпионы СССР 1984 года Михаил Бирюков и Юрий Герасимов. Нынче же команда играет только в чемпионате Санкт-Петербурга. После вылета из первого дивизиона «железнодорожники» несколько сезонов провели в любительском первенстве Северо-Западного региона. С финансами туго, а география турнира была обширной — от Калининграда на западе до Коряжмы на востоке (или на севере). Но «Локомотив» расстояния не смущали, так как они приспособились их преодолевать на дрезине. Моторной, конечно. И дешево, и быстро — на железных дорогах не бывает пробок и распутица не страшна.
Предъявите документы!
Российский первый дивизион — турнир вполне себе серьезный. Правда, до недавнего времени он был изрядно раздут, и многие команды ни за что не боролись. Значит, и спроса с них не было никакого. Подумаешь, нахимичили немного с легионерами или выдали кого не положено за россиянина — никто на такие проделки середнячков и смотреть не будет. И вот отправился на выезд пятигорский «Машук-КМВ». Клуб небогатый, народу взяли с собой по минимуму. Вратарь и вовсе один — молдавский легионер. Поселились в гостинице, назавтра игра. Администратор проверяет паспорта, выдает ключи. У молдавского голкипера просрочен вид на жительство. Возникла заминка. Позвали начальника охраны, чтобы тот решил, можно ли закрыть глаза на такую мелочь. Взял в руки паспорт, повертел. «Да тут не вид на жительство просрочен, тут паспорт поддельный», — удивился начальник охраны. Напротив гостиницы располагалось областное управление ФСБ — туда легионера и препроводили. Выручали незадачливого вратаря всей командой хозяев, с привлечением губернатора и высокопоставленных болельщиков. А то гости обиделись бы, еще разговоры бы пошли, что все подстроено хозяевами. В итоге успел голкипер к матчу. А репутацией в первом дивизионе принято дорожить — если договорились играть честно, то слово надо держать.
Контрабандный товар
Как-то на глаза попалась программка к матчу одной из команд первого дивизиона. В составе был указан некий африканский легионер — под 20 матчей за сборную Гвинеи, по отзывам — настоящая звезда. Разумеется, по меркам одного из самых бедных клубов дивизиона. А на поле не выходит. Спросил у сотрудника клуба: «Как же так, он же ведь, наверное, неплохой игрок, да и денег стоит. А его не выпускают». Услышанному в ответ долго не мог поверить: «Так у него ни одного документа нет. Ездил домой, говорит, все сгорело. Кое-как добрался до границы сопредельного государства. Пришлось нам его через таможню со сбора в спортивной сумке переправлять. Слава богу, пронесло. Вот выправим ему документы, будет играть». Кстати, вышел на поле африканец через месяц, и заиграл действительно неплохо. Потом даже перешел в более солидный клуб.