• Смена составов

    09.02.11 17:27

    Смена составов - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Автор: Спорт день за днём

    Бесконечный процесс смены составов, укрепления линий, усиления проблемных позиций характерен для каждого межсезонья. Нынешнее – не исключение. Примеров – масса. Достаточно привести один – спартаковский – для того, чтобы представить картинку происходящего. В начале прошлого сезона в составе «Спартака», занявшего, между прочим, в 2009 году второе место, не было тех, кто в команде сегодня: Диканя, Парехи, Рохо, Макгиди, Махмудова, Кариоки, братьев Комбаровых. Дринчич тогда в команде уже был, но почти весь сезон восстанавливался после травмы. Дзюбу в основе практически не использовали и отдали потом в аренду в «Томь». Десять новичков, которых, понятно, надо наигрывать, включать в различные сочетания, ставить, чтобы установить уровень универсализма, на непривычные позиции и не обращать при этом внимания на возникающие вдруг казусы, скажем, на 0:4 от «Русенборга». И все это – в режиме цейтнота: на носу матчи Лиги Европы, в марте – старт растянутого чемпионата, а потом… Потом – новые трансферные окна, новые приобретения, призванные укрепить линии и усилить отдельные позиции.


    Окна и форточки

    Один из аргументов сторонников немедленного перехода на формулу «осень-весна» следующий: нам необходимо синхронизировать трансферные окна с европейцами, с теми, кто проводит чемпионаты в сроки, с нашими не совпадающие. Международная федерация футбола, насколько известно, определила два трансферных окна (любопытно было бы узнать, как навязываемые ФИФА сроки соблюдаются в Азии, Африке и Южной Америке, в частности, в Бразилии). Одно связано с периодом заявок перед новым чемпионатом и началом новых розыгрышей европейских Кубков. Другое – с периодом дозаявок, когда клубам необходимо, по их мнению, немедленное вливание свежей крови. Крови, скажем, Торреса в тело «Челси».

    31 января трансферное окно в странах с чемпионатами, проходящими по схеме «осень-весна», закрылось. Но, оказывается, не во всех. Оказывается, украинские клубы спокойно продолжают присматривать новых футболистов, просматривать их на тренировочных сборах, подписывать с ними контракты. У «Шахтера», киевского «Динамо», «Металлиста», «Днепра» и остальных участников украинского первенства есть возможность заявить новых футболистов до того момента, когда возобновится чемпионат страны. В нем, к слову, сыграно 19 туров. Зимний перерыв составляет три с лишним месяца – 100 дней, по истечении которых публике приходится вспоминать, кто на каком месте пребывает после 19 туров.

    Не вижу, признаться, никакой разницы между зимними трансферными окнами в России и Украине – странах, формулы проведения чемпионатов в которых заметно одна от другой отличаются. «Рубин», положим, ищет и находит новых игроков, а потом, когда наступит пора формальных заявок, принесет в РФПЛ документы не только на прежних футболистов, но и на новичков. То же самое и в те же сроки в Украине сделает, допустим, «Металлист».

     

    Наглядный же пример, подтверждающий несомненную схожесть трансферных ситуаций в России и Украине, – Алиев.


    Мыльная опера

    Мыльная опера с возможным уходом Алиева из «Локомотива» и возвращением его в киевское «Динамо» – одна из основных тем скучноватой на футбольные события зимы. Все после ухода Юрия Семина из «Локо» понимали: Алиева, которому как уроженцу Хабаровска в прошлом году быстренько соорудили новый российский пас­порт, дабы игрок сборной Украины не считался в московском клубе легионером, потянет назад, в Киев. Понимала это, разумеется, и Ольга Смородская. Но ей в наследство достались невыплаченные Киеву транши за Алиева – 4 миллиона евро в общей сложности.

    Алиев сейчас для Ольги Смородской – головная боль: помимо этих 4 миллионов евро, ему самому надо выплачивать неплохую зарплату, Юрий Красножан не знает, может ли он рассчитывать на этого игрока, и несложно представить себе реакцию болельщиков «Локо» в том случае, если клубный президент примет решение мариновать хавбека в резервном составе.

    Попытка Ольги Смородской продать Алиева до закрытия европейского трансферного окна, то есть до 31 января, успехом не увенчалась. Да и не могла, наверное, увенчаться. Вряд ли только по той причине, что «Локо» еще не расплатился за игрока с его предыдущим клубом. Не нашлось, скорее всего, покупателей, готовых выплатить весьма солидную запрашиваемую сумму (неофициально назывались, в частности, 9 миллионов евро, отбившие бы деньги, пошедшие на оплату трансфера Алиева из Киева в «Локомотив» и на зарплату игрока). Во всяком случае, стороне футболиста названия клубов, которым «Локо» будто бы сватал Алиева, не сообщили. Кроме того, не факт, что сам Алиев, называющий только две команды, за которые он хотел бы играть, – киевское «Динамо» и «Локомотив», – согласился бы уехать куда-нибудь в Турцию или в Голландию.

    И сейчас Алиев может уехать только в ту страну, которая, несмотря на то что проводит свой чемпионат по системе «осень-весна», по-прежнему вправе регистрировать новых игроков, представленных клубами, – на Украину.


    Запчасти от банкротов

    Стало доброй традицией появление в зимней России клубов, объявляющих о своем исчезновении. В прошлом году «Москва», сейчас – «Сатурн». Соратники по лиге моментально начинают расхватывать игроков, оказавшихся в одночасье в роли запчастей. Особым спросом, понятно, пользуются футболисты с российскими паспортами. Мало того, что они позволяют маневрировать с составом в условиях лимита, так еще и достаются либо бесплатно, либо за комиссионные агентам.

    Год назад, помнится, словно горячие пирожки в голодное время, разлетелись по другим клубам «москвичи». Четверо – Чеснаускис, Епуряну, Самедов и Ребко (трое последних – с российскими паспортами) – оказались в «Динамо», прилично сэкономившем в тогдашнюю трансферную пору. Ребко перебирался последним, и динамовцы тогда шутили: «У “Москвы” – акция: забираешь троих, четвертого дают бесплатно». Тарасов – почти задаром – перешел в «Локомотив», Шешуков бесплатно достался «Спартаку», Жевнов – «Зениту», Амельченко – «Ростову»… Никто, пожалуй, без работы не остался.

    Схожая история – с «Сатурном». Если бы клуб, давно, безусловно, знавший о том, что с ним произойдет, собирался бы расплатиться с футболистами и тренерами, он еще летом продал бы всех мало-мальски значимых игроков и выручил бы за них приличные деньги (на зарплату и премиальные точно бы хватило). Но «Сатурн», до конца бившийся за место в премьер-лиге (ни себе, ни людям – так это называется), по воле его руководителей, спрятавших финансовые концы в воду, исчез.

    Кириченко вернулся туда, где начинал, – в «Ростов», Махмудов заиграл в «Спартаке», Сапета стал игроком «Динамо», Воробьев поехал в «Краснодар», Нахушев – в «Локомотив», Зелау объявился в «Кубани», Игонин перебрался в донецкий «Металлург», где воссоединился с сатурновским тренером Андреем Гордеевым. Заметную активность в отношении бывших футболистов «Сатурна» проявил «Анжи». Гаджи Гаджиев, в Раменском какое-то время работавший, позвал, насколько известно, Макарова, Каряку, Иванова, Ангбву, Топича. Хотел Гаджиев, рассказывают, заполучить лучшего, наверное, сатурновского полузащитника – Немова, но игрока, на которого был ажиотажный спрос, сумел перехватить «Рубин».


    Из еженедельника «Спорт день за днем» №4 (9 – 15 февраля 2011 года)


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»