В преддверии московского «дерби неудачников» автор делает попытку конспективно рассмотреть ситуацию в командах — участницах субботнего матча в Черкизове. В прошлый раз речь шла о «Локомотиве». На очереди московский «Спартак».
Выслушать другую сторону
Если (без всякого негатива) поросль поклонников красно-зеленых можно назвать молодежью (со всеми капризами, с доминацией всякого рода «хочу!», но с другой стороны — с громадной энергией растущего организма), то спартаковских болельщиков можно и должно представить людьми бывалыми. Женатыми. И если на выплеск эмоций фанатов «Локо» можно порой просто закрыть глаза (пошумят и успокоятся, кровь играет, дело молодое), то спины спартаковских болельщиков, обращенные к полю «Лужников», где армейцы громили красно-белых, — это сбор чемодана. С которым взрослые мужчины уходят если не навсегда, то не на два дня точно.
Любой семейный мудрый человек вам скажет: в браке нет проблем нерешаемых. Есть проблемы непроговоренные. И оттого становящиеся все глубже. И болезненней. И наступает ситуация, которую «амбулаторно» не разрешить. Опыта выслушать другую сторону поклонникам «Локо» просто некогда было набраться. Наберутся, успеется. А вот у «Спартака» этот опыт должен быть нажит. Однако вряд ли был в истории длинной непобедной в чемпионатах России серии клуба момент, когда желание слушать с обеих сторон отсутствовало бы напрочь. И, честное слово, я не могу найти слов, которые подгонят стороны к одному знаменателю.
Федун не забыл Аленичева
Сдается мне, что Станислав Черчесов пытается играть в такой же футбол, в какой пытался несколько лет назад играть Александр Старков. С большой степенью надежности. С правильной геометрией. Жертвуя тем самым «шик-блеск-красота», что спартаковские фаны считают приватизированным. И моментально нарываясь на репутацию «неспартаковцев» со стороны даже безусых болельщиков. Отродясь не видевших в воротах клуба Черчесова. И способных сильно удивиться, если услышат, что вряд ли Сергей Шавло на позиции крайнего хава играл за клуб менее ярко, чем любой спартаковец на той же позиции с конца семидесятых. Если так, спросят (и спрашивают): так чего же они? В самом деле, чего же? А того, что старковский футбол в ту пору давал результат, который на протяжении многих лет мог «Спартаку» только сниться. И Черчесов (мужчина, сильный духом, — думаю, уж этого никто оспаривать не будет) идет (еще раз напомню, это авторская версия, быть правдой вовсе не обязанная) той же дорогой. Теперь это дольше. Трудней. Отсутствием собственных ошибок (они есть, я не спорю, но суть философии Черчесова мне представляется именно такой) нынче всех подряд не одолеешь. Но он идет. Это не похвала. Констатация. И у Черчесова здесь пока карт-бланш от Леонида Федуна. Который (тут надо быть особо осторожным и еще раз напомнить: это область авторских предположений, не более) прекрасно помнит старковскую историю. Интервью Аленичева (имя!) — отсутствие стеночек-забеганий (стиль!) — и произведение всего этого: громоподобное «Долой!» спартаковских болельщиков. Резонанс. «Пробивший» тогда и самого Леонида Федуна. И отстутствие качественного скачка результатов с той поры.
Потому, думаю, Федун где-то не может простить болельщикам, что пошел у них на поводу. И больше на поводу не пойдет. А болельщики ту победу (победу ли? Не иронизирую — спрашиваю. Нет ответа) не согласны считать первой, последней и единственной. И теперь любое молчание или вскользь брошенная фраза (про десять процентов, к примеру) обречены считаться чем-то вроде ворчания. Жизнь идет. Квартира одна. А супружеских отношений почти ноль. Или просто ноль. Сесть и проговорить. Если и есть выход — так только этот. Но для этого «в народ» должен выйти сам Леонид Федун. И объяснять столько, сколько будет надо. Не смущаясь количеством летящих шишек. Первые из которых будут: «Почему каждый раз на «предсезонке» «Спартак» вроде заявляет интерес к полутора десяткам звезд, а не покупает почти никого? А что «Спартак» делал месяц перерыва?»
Когда вернешься?
Второй из этих вопросов — уже абсолютно тренерский. Переходим от болельщицкого среза к тренерскому. Ни в межсезонье, ни в период Евро Станиславу Черчесову не удалось поставить команде «физику». Вообще. Ошибки налицо. Проблемы налицо. Почему бы, собственно, не сказать что-то вроде «не ошибается тот, кто ничего не делает». Время на науку нужно всем. Вместо этого в дубль отправился не только Моцарт (игра которого находится в абсолютной зависимости от его «физики»), но и Егор Титов. Это уже не просто «непроговоренная ситуация». Это (даже при тягостных отношениях в семье) хлопанье дверью на вполне себе приличный вопрос: «Когда вернешься?» Даже если ты постановил не общаться, даже если зол, даже если считаешь, что все без исключения видят, что Павленко нынче сильнее (а видят или желают видеть это далеко не все, правда?), то что мешает ответить: «Вернусь поздно»? Или: «Вернусь завтра». Или вообще: «Когда захочу». Нет. Хлопок дверью. На минуточку — год назад Сергей Липатов собрал пресс-конференцию на два десятка человек по поводу ухода Дмитрия Лоськова. И два с половиной часа отвечал на любые вопросы... Так что ситуация в «Спартаке» серьезна в первую голову серьезностью, взрослостью и неуступчивостью сторон. Бывает страсть через любовь. А бывает любовь через страсть. В «Спартаке», согласитесь, второе. А когда страсть уходит? Вот в этом мне видится главная проблема самого популярного в России клуба. Даже если в субботу он выиграет в Черкизове 5:0 – она не снимется. Отложится только... Владимир Федотов (продолжая кажущийся кому-то завиральным семейный вектор), как житейски мудрый человек, пробовал делать ставку «на детей». Теперь не видно и этого...