На официальном сайте Льюиса Хэмильтона, который, в принципе, ничем не отличается от аналогичных виртуальных страниц других «рабочих» автогоночного цеха, есть одна особенность: карьерный рост спортсмена сопровождается информацией о его возрасте. Первый чемпионский титул в картинге – 10 лет, триумф в национальной «Формуле-Рено» – 18, победа в GP2 – 21. Зная дату рождения британского вундеркинда (а она, естественно, указана по соседству), вычислить эти цифры можно и самостоятельно, однако в данном случае подобная дотошность создателей сайта оправдана: она наглядно демонстрирует, что нынешний лидер чемпионата «Формулы-1» – гонщик поистине уникальный.
Одни тренировки на уме
В продолжение интернетовской темы – еще одно интересное наблюдение. Все тот же официальный сайт lewishamilton.com давно не обновлялся (видимо, друзья Льюиса в последнее время так часто отмечают его успехи, что времени посидеть у компьютера просто не остается), поэтому, например, об увлечениях юного гонщика можно узнать только из предыдущей версии этого же сетевого ресурса. Строка «хобби» по своему объему уступает только профессиональным достижениям Хэмильтона. Здесь вам и чтение книг, и езда на велосипеде, и теннис, и, разумеется, музыка с вполне предсказуемым выбором в пользу таких модных стилей, как хип-хоп и R&B.
А теперь посмотрим, что можно узнать о пристрастиях Льюиса из официального сайта «Макларена», сотрудники которого работают значительно оперативнее. Без хип-хопа не обошлось и здесь, а вот «книги», «теннис», «прогулки с друзьями» и «телевизор» заменены на всеобъемлющее слово «тренировки»! Поскольку в экономии килобайтов «Макларен» заподозрить сложно, да и в невнимательности к своему воспитаннику команда Рона Денниса замечена не была, то можно предположить, что эти разночтения – следствие действительно изменившегося в последние годы стиля жизни нашего героя.
Этого, кстати, не скрывает и сам Хэмильтон. Его интервью удивляют своей непосредственностью. Они совершенно непохожи на короткие, рубленые фразы Кими Райкконена или на выверенные до последнего слова заявления Михаэля Шумахера, которому и в области пиара наверняка тоже не было бы равных. Когда же мы наблюдаем беседующего с журналистом Льюиса, то в первую очередь видим 22-летнего молодого человека со своими успехами, надеждами и трудностями. Англичанин рассказывает о том, как соскучился по родным («Я не был дома девять недель – это очень много!»), делится впечатлениями о мгновенно пришедшей к нему популярности («Я счастлив тому, что смог сделать столько людей счастливыми!») и рассуждает о понятных любому проблемах с налогообложением («Возможно, мне стоит подумать о переезде в Монте-Карло»). Конечно, не исключено, что такое столь нехарактерное для лидеров «первой формулы» поведение – это тоже своего рода пиар-акция. Но тогда ее стоит признать чрезвычайно успешной – после всего четырех стартов в «Формуле-1» у Льюиса по всему миру миллионы поклонников.
Победы по расписанию
Впрочем, наивно думать, что такой популярности англичанин добился исключительно благодаря обходительным манерам и имиджу «своего парня». Куда важнее его беспрецедентные достижения на гоночных трассах. Известно, что Хэмильтон умудрился выиграть все гоночные серии, в которых принимал участие. Внесем маленькое уточнение: лишь дважды Льюису на покорение очередной вершины потребовалось более одного сезона. В 2002-м дебютный год в британской «Формуле-Рено» он закончил на третьем месте, а в 2004-м финишировал на пятой строчке общего зачета в евросерии «Формулы-3».
В обоих случаях следующий сезон в этих же чемпионатах становился для Хэмильтона золотым. Все остальные титулы (от многочисленных побед в различных картинговых классах до триумфа в престижном GP2) он завоевывал с первой попытки.
Еще один любопытный факт биографии Льюиса – давняя персональная опека со стороны «Макларена». Совместную программу поддержки молодых гонщиков «Макларен» и «Мерседес» запустили в 1998-м. После того как стало ясно, что союз одной из самых успешных команд «Формулы-1» и знаменитого немецкого автогиганта – это всерьез и надолго. По фантастическому стечению обстоятельств именно Хэмильтон стал первым обладателем престижного контракта, включавшего в себя солидные финансовые дотации в дальнейшее развитие карьеры и неоценимую консультативную помощь со стороны могущественного Рона Денниса. По сути дела, все шаги Льюиса по автогоночной лестнице в последние 10 лет были расписаны именно менеджерами «Макларена». Самому англичанину оставалось только гоняться. Ну и, разумеется, побеждать – в противном случае программа была бы свернута.
Аналогичные программы поддержки юных дарований существуют и в других топ-командах, однако Хэмильтон и здесь оказался рекордсменом. Заключив контракт с «Маклареном» в 10-летнем возрасте, Хэмильтон до сих пор остается самым молодым гонщиком в истории, подписавшим соглашение с командой «Королевских гонок». К чести специалистов из Уокинга стоит отметить: свой грант они предоставили спортсмену, который на тот момент ни разу не сидел за рулем гоночного болида. Льюис уверенно выиграл несколько чемпионатов по картингу (причем в не самых престижных классах – опять же в силу возраста), однако, как показывает практика, это отнюдь не залог успеха в более серьезных автогонках.
Впереди Брюса Макларена
Это хорошо знают и в «Макларене». Команда Рона Денниса – один из пионеров в работе с молодыми талантами. Правда, до Хэмильтона дело ограничивалось разовыми акциями, а не полноформатными программами. Например, еще в 1989 году «Макларен» учредил ежегодную премию собственного имени и стал вручать лучшему молодому пилоту денежный приз и соответствующий сертификат. Интересно, что первым обладателем этой премии стал не кто иной, как Дэвид Култхард! Возможно, именно дальнейшие успехи шотландца и заставили Рона Денниса расширить работу своей кузницы кадров. Хотя далеко не все бойцы «юной гвардии» «Макларена» становились потом звездами. Култхард, например, до сих пор остается самым титулованным обладателем вышеупомянутой премии. А ведь к настоящему моменту ее получили уже 18 гонщиков.
Но вернемся к Хэмильтону. Тем более что за три месяца пребывания в мире Гран-при он уже и здесь успел установить парочку рекордов.
В Бахрейне англичанин стал первым дебютантом, трижды подряд финишировавшим на подиуме, а в Испании – самым молодым лидером чемпионата мира (в день гонки ему было 22 года 4 месяца и 6 дней, а предыдущее достижение установил в 1960-м основатель команды Льюиса новозеландец Брюс Макларен, которому на тот момент исполнилось 22 года, 5 месяцев и 8 дней). Еще несколько рекордов маячат на горизонте. И на данный момент главный из них – возможность стать самым юным победителем Гран-при. В отличие от трех своих очень серьезных конкурентов по общему зачету Хэмильтон на верхней ступени пьедестала почета еще не стоял. Как только эту преграду вундеркинд преодолеет – можно будет подумать и о чемпионстве. Это, конечно, забавное совпадение, но из восьми победителей Гран-при, чьи фамилии начинаются на букву «Х», семеро впоследствии становились чемпионами мира. Единственное исключение – Джонни Херберт. Впрочем, уже сейчас можно с уверенностью сказать, что Хэмильтон – это птица иного, более быстрого и более высокого полета.
Кстати
Делайте ставки
Вопрос о первой победе Льюиса Хэмильтона волнует всех. В том числе и букмекеров. В одной из самых известных букмекерских контор мира William Hill не сомневаются, что это знаменательное событие произойдет в нынешнем сезоне. Тот, кто считает иначе, может разбогатеть в три с половиной раза. Но выиграете вы только в том случае, если не выиграет Льюис. Можно поставить и на дату предполагаемого триумфа. Здесь букмекеры тоже единодушны: произойдет это скорее раньше, чем позже. На первую победу в двух заключительных гонках сезона ставки 26 к 1. А вот на успех в Гран-при Монако – всего 5 к 1. Впрочем, не стоит забывать, что Монте-Карло – место особенное. И новичкам – даже самым перспективным – Княжество обычно не покоряется.
Примерный семьянин
Экзотическим по меркам «Формулы-1» смуглым цветом кожи Льюис обязан своему отцу – потомку эмигрантов из стран Карибского бассейна. Дед Хэмильтона эмигрировал в Великобританию в середине 50-х годов прошлого века и работал на железной дороге. Этим же поначалу занимался и отец будущей звезды «Формулы-1» Энтони. Но затем он уволился, полностью посвятив себя первенцу в роли менеджера. Также Энтони Хэмильтон открыл фирму, специализирующуюся на банковских инвестициях. В своих интервью Льюис не перестает отмечать поддержку семьи – отца (тот продолжает регулярно посещать гонки и давать Хэмильтону-младшему дельные советы), матери и младшего брата – Николаса, который страдает от церебрального паралича.
Правь, Британия!
Благодаря своим подвигам Льюис Хэмильтон уже совсем скоро может вернуть Великобритании титул чемпиона мира. Ожидание в самой богатой автогоночными традициями стране порядком затянулось – предыдущий титул из британцев выиграл Дэймон Хилл в 1996-м. Что же касается лидерства в чемпионате, то последним представителем Соединенного Королевства до Хэмильтона, возглавлявшим общий зачет был в начале 2003-го на тот момент пилот «Макларена» (а ныне «Ред Булла») Дэвид Култхард. Шотландец захватил лидерство, выиграв первый этап сезона-2003 Гран-при Австралии. Но затем особо не блистал и занял в том чемпионате только седьмое место.
В тему
Эдди Джордан, экс-глава команды «Джордан»:
– Дебют Хэмильтона действительно получился фантастическим, однако всем нам надо быть готовыми к тому, что у Льюиса неизбежно начнется кризис. Он очень талантливый гонщик, но для победы в Ф1 одного таланта мало. Все чемпионы «Королевских автогонок» – это крайне самоуверенные и даже высокомерные люди. Льюис – полная противоположность, поэтому я уверен, что у него возникнут проблемы психологического плана.