Главный тренер «Краснодара» Славолюб Муслин – из тех редких людей, о которых журналистам не хочется говорить ничего плохого. Да и поводов, слава богу, нет. Коммуникабельный, с особой грустной улыбкой, интеллигентный Славо вернулся в премьер-лигу вместе с новой командой, которая еще более загадочна, чем он сам. «Ну что, мы будем сегодня работать или чаю попьем?» – Муслин встречает у входа в «Корнелию Даймондс». Сегодня за окном дождь. Приемный день для журналистов.
Театр не для военных действий
С: Славолюб, разбушевавшаяся с утра непогода не пугает?
Нет, настроение по-прежнему прекрасное. Много работы, сейчас необходимо сыграть как можно больше контрольных матчей, чтобы уже в деле адаптировать новичков. У нас на это очень мало времени: за какой-то месяц надо сделать так, чтобы ребята понимали друг друга на поле. Мы уже значительно усилили команду. К нам присоединились хорошие качественные футболисты. Думаю, будут еще новички: ищем игроков с российскими паспортами.
С: «Краснодар» – команда-загадка и клуб-загадка. Можете дать короткую характеристику своему новому месту работы?
У нас очень молодой клуб, но при этом большие амбиции. В «Краснодаре» профессиональный подход к футбольным вопросам, есть все условия для успешной работы. Не могу не отметить и нашего президента, который очень серьезно подходит к решению всех вопросов. Здесь все работают – и футболисты, и каждый человек из персонала. И у всех только одна цель – сделать так, чтобы у команды было все нормально.
С: Кстати, с соседями вашими географическими – «Кубанью» – как собираетесь делить болельщиков?
Нам всего-то три года, поэтому болельщиков у «Краснодара» не так много, как у «Кубани». Но мы в этом плане будем прогрессировать. Работа ведется. Наш президент строит новый стадион. И у меня, и у игроков тоже есть задача сделать такую команду, футбол в исполнении которой нравился бы большому числу людей. Конечно, по отношению к провинциальным клубам всегда говорят, что для них самое главное – результат. Но, на мой взгляд, игра имеет не меньшее значение. Это – спектакль. Если вы пришли в театр и видите вместо интересного представления нудную пьесу, то, может, сразу и не уйдете, но уж точно второй раз вас сюда ничем не заманишь. Так что именно для молодых клубов и команд очень важно, чтобы зритель, один раз пришедший на стадион, захотел стать болельщиком. Это совершенно не исключает работу на результат.
С: На всякий случай спрашиваю: вы знакомы с Даном Петреску?
Пока не познакомились, но я, конечно, знаю, кто это (улыбается). Мое мнение: мы должны быть в нормальных отношениях друг с другом – и тренеры, и болельщики, и игроки. Вот когда будем играть дерби – тогда конечно, война и революция. Но только в этот самый момент. В футболе, тем более для клубов из одного города, постоянная война друг с другом – далеко не позитивный момент.
С: Из тренеров, с которыми вам довелось пересекаться в российской премьер-лиге, кажется, только Курбан Бердыев продолжает оставаться на месте...
А Красножан? А вот который сейчас в ЦСКА молодой специалист, он ведь тогда был в «Москве»? Божович, который тогда возглавлял «Амкар», сейчас в «Динамо». Еще Рахимов остался…
С: Вот видите, «выжили» единицы. Знаете рецепт?
Не знаю. Думаю, что очень важна сама твоя работа: если руководство видит, что все нормально и стабильно, что задача выполнена, то, наверное, не поднимется рука убрать тренера. Но, конечно, очень часто случается и обратное. В той же Англии руководители клубов очень футбольные, и они понимают, что вполне возможна ситуация, когда при хорошем тренере, прекрасных игроках, всех условиях – результат все-таки не приходит сразу. В этом нет ничего сверхъестественного: крепкому дереву нужно время, чтобы вырасти. Бывает, ждать не хотят. Могу сказать, что в этом плане «Краснодару» повезло: президент клуба – фанат футбола, он прекрасно понимает, что хорошую стабильную команду невозможно создать за два-три и даже шесть месяцев. В России, да и везде, на это нужно время и терпение. В клубах, где тренеры работали длительные отрезки, как Газзаев в ЦСКА, Семин в «Локомотиве», Романцев в «Спартаке», – все получалось. Это примеры, которых надо придерживаться.
Мы не «барселона»
С: Когда мы встречались с вами в Минске (вы возглавляли местное «Динамо»), вы не скрывали, что следите за российским чемпионатом и совсем не прочь вернуться.
Смотрел практически все игры по российским каналам, старался не пропускать и матчи команд, выступающих в еврокубках. Однозначное впечатление, что уровень футбола в России очень вырос. И сейчас будет расти еще быстрее: появятся новые хорошие стадионы в связи с получением права проведения чемпионата мира в 2018 году, будет больше комфорта для болельщиков на аренах. Это поможет решить проблему низкой посещаемости матчей чемпионата.
С: Вы в отеле соседствуете с еще одним новичком премьер-лиги – нижегородской «Волгой». Поделитесь мнением о дебютантах элитного дивизиона – нижегородцах и «Кубани».
Пока все очень приблизительно. С «Волгой» мы играли, и они нас победили, но это был наш дебютный матч на сборах. В тот момент квалифицированных кадров в команде не было так много. Я наблюдаю со стороны за тем, что происходит у соседей. Могу сказать, что они, как и мы, очень серьезно готовятся к сезону, комплектуются, смотрят игроков и наигрывают состав.
С: Много копий ломалось, когда «Краснодар» включали в премьер-лигу. Все-таки пятая команда дивизиона...
Третья и четвертая отказались. По регламенту должны были зайти мы. Все получилось по-честному. Я знаю нашего президента, он честный человек, и он сказал, когда начала развиваться эта ситуация: «Пусть будет как будет». У меня вообще во время подписания контракта были мысли, что надо готовить команду, которая выиграет турнир первой лиги. Никаких мыслей о том, что мы вот так чудом окажемся в элите, не возникало. Сейчас все изменилось, и мне надо подготовить хорошую команду, которая задержится в премьер-лиге.
С: Вы говорите, что готовились к работе в турнире первого дивизиона. Была у вас информация, что это за лига по качеству, по численности, по чистоте?
Я много разного слышал про турнир в первом дивизионе. Много слышал и не очень хорошего, честно признаюсь. Ну, тем более сейчас у нас есть стимул трудиться так, чтобы ни в коем случае туда не возвращаться. Если все, что мне рассказывали про этот турнир и его нюансы, – правда, думаю, ни у кого из коллектива «Краснодара» не возникнет желания вылетать из премьер-лиги. Вот вам и дополнительная мотивация! (Смеется.)
С: Вернемся к премьер-лиге. Много говорят о том, что подтянулись по уровню середняки турнира. Интересно ваше мнение еще по одному вопросу: а лидеры-то на этом фоне прогрессируют или топчутся на месте?
Конечно, прогресс наблюдается. Он не так велик, конечно, как средства, которые топ-клубы вкладывают в свое развитие, но российские команды стали больше уважать в Европе. Это совершенно точно.
С: За тем, что происходит в «Локомотиве», следите?
Да, конечно. Это был первый клуб, в котором я работал в России. По всем параметрам большой клуб, и я очень надеюсь, скоро все его проблемы останутся позади.
С: Юрий Красножан, нынешний рулевой «Локо», долго и успешно работал в провинциальном клубе, но опыта с большой командой у него нет.
Столько об этом говорят, подчеркивая, что он никогда со звездами не работал! Но, может быть, как раз тут у него получится. Ведь никто до сих пор ни разу не сказал, что он плохой тренер. Если человек столько лет проработал в нальчикском «Спартаке» и качественно выполнял свою работу, – значит, он профессионал. Конечно, есть разница – быть тренером команды из провинции или возглавлять команду, у которой высокие амбиции и игроки с именем. Это отрицать невозможно. Но никаких особых барьеров, которые профессионал не мог бы преодолеть, внутри этой разницы нет.
С: Вам в свое время как-то удалось учесть менталитет игроков с именем. Причем настолько успешно учесть, что, несмотря на мнение руководства, один из лидеров команды в телеэфире открыто сказал вам спасибо…
Да, это, конечно, тот момент, который никогда ни один из тренеров не забудет. У меня с игроками в «Локомотиве» сложились нормальные профессиональные отношения: они хорошо работали, они отличные игроки и прекрасные люди. Самое главное, что, как мне кажется, их затронуло, – они видели, как вместе с командой прогрессируют сами. Я счастлив, что такое впечатление от моей работы осталось и у них, и у болельщиков «Локо», и у многих людей в России. Значит, я нормальный тренер.
С: Говорите, что счастливы, но ведь прошло время. А в тот момент, когда вас увольняли, наверняка были обижены?
Нет, говорю искренне, не обиделся даже тогда. Да, мне жалко, что руководство не дало возможности доработать до конца чемпионата: там было еще семь игр, и вполне возможно, мы бы выиграли его. Но об этом никогда нельзя говорить с полной уверенностью, этого уже никто точно не узнает. В общем, больше всего жалеешь о том, что так и не произошло, об упущенных возможностях. Но несмотря на все это, у меня остались прекрасные воспоминания о проведенном в «Локомотиве» периоде.
С: Давайте о городе Краснодаре. Побывали? И как вам провинция?
Эти вопросы всегда звучат так, как будто все с рождения жили только в мегаполисах. Да, в Краснодаре был, провел там десять дней, и мне очень понравилось. Конечно, это не Москва. Но там созданы прекрасные условия для работы как клубом, так и природой, – климат прекрасный (улыбается). Я, честно говоря, пока не знаю, как буду проводить свободные дни в Краснодаре. В Москве много гулял, ходил по музеям, многое успел посмотреть. Думаю, что и на новом месте не останусь без впечатлений. Для тренера город не может быть проблемой, а если он для него проблема, значит, что-то не так с ним как с тренером.
С: А если о «Краснодаре»-команде говорить: по какой схеме будете играть и есть ли уверенность, что все получится?
Когда меня спрашивают об уверенности, всегда убегаю от ответа (смеется). Если серьезно, опыт научил тому, что в футболе никогда нельзя быть уверенным в результате. У тебя в распоряжении может быть абсолютно все – как у Анчелотти в «Челси» сейчас – но при этом, стартовав прилично в начале сезона, ты можешь потом в течение двух месяцев не дождаться побед. Это проблемы сугубо футбольные. Психологические, наверное, больше, чем тактические или физиологические. У меня нет особых различий с другими тренерами в плане философии: мне, как и всем коллегам, хочется, чтобы моя команда демонстрировала красивый зрелищный футбол. Но при этом я понимаю, что на первый план всегда выходит результат. Надо найти золотую середину между красотой и результатом.
С: А как вам мнение, что совмещает приятное с полезным в этом ракурсе стабильно только одна команда планеты – «Барселона»?
Из игры в игру – да, наверное. Но я понимаю, что претензий стать второй «Барселоной» на данный момент у нас быть не может. Хотел бы с «Краснодаром» играть по схеме 4–3–3 либо 4–3–2–1. Но при этом оставляю себе право на корректировку планов. Понимаете, всегда надо отталкиваться от качества футболистов, которые у тебя есть в распоряжении, и в дополнение к этому учитывать качество игроков, которые есть у твоего соперника. Если разрыв тут большой и не в твою пользу, то можно очень ошибиться, решив сыграть в зрелищный атакующий футбол. Поэтому тренеры часто выбирают на какой-то из матчей или в целом на сезон оборонительную концепцию. Понятно, что постоянная игра от обороны не приносит удовольствия никому – ни игрокам, ни тренерам, ни тем более болельщикам. Именно поэтому все хотят, чтобы состав команды пополнялся хорошими исполнителями, которые способны конкурировать с коллегами в плане индивидуального мастерства и быстрого мышления на поле. Это развязывает тренерам руки. Такие футболисты – как дополнительный воздух. С ними можно дать волю тренерской фантазии. В идеале хотел бы, чтобы у нас вся команда была такой, но в реальности понимаю, что в первый год в премьер-лиге, наверное, укомплектоваться таким образом не получится.
С: Мы все больше говорим об уже готовых кадрах, но никто ведь не исключает возможности роста игрока из ординарного в выдающегося?
Это как раз то, на что многие команды, включая нашу, рассчитывают. Но это сложный путь, поэтому надо сделать все возможное, чтобы морально облегчить его для молодых ребят. Всегда стараюсь сделать так, чтобы наши игроки не воспринимали футбол как нудную работу. Если они будут идти на тренировку с желанием, то, можно сказать, уже сделано многое. Поэтому не даю однообразных упражнений, не заставляю до потери сознания и тошноты бегать по кругу. Надо не убить в футболисте желания играть. Если в какой-то момент кто-то из подопечных начнет думать, что футбол для него – только способ заработать деньги, значит, я уже потерпел поражения во всех играх чемпионата заранее. Футбол должен приносить удовольствие всем – от трибун до тех, кто на поле.
С: Как долго еще собираетесь доукомплектовываться?
Рынок сейчас не предлагает большого выбора, какой хотелось бы иметь каждому наставнику. Но это понятно: все-таки сразу три команды пополнили премьер-лигу, и еще ряд тех, кто сохранил место в элите, значительно обновляют составы. Не стану делать секрета: хотел бы укрепить команду одним центральным полузащитником и одним игроком группы атаки. Ну и, конечно, в ходе работы, если появится возможность приобрести футболиста, который может значительно нас усилить, постараемся ее не упустить.
С: В тотал-сейле от «Сатурна» участвуете?
Да, мы уже подписали контракт с Романом Воробьевым, которого я знаю по опыту работы в «Химках». Для меня не так важно, каков статус приобретенного игрока. Он может быть малоизвестен, но гораздо более полезен для командных действий, чем какая-нибудь звезда.
Привезите мне хави!
С: Извините, Славолюб, за отступление: никак не могу отделаться от мысли, насколько же вы похожи на Лучано Спаллетти.
(Смеется.) Это мне каждый второй человек говорит. Я отшучиваюсь: может быть, и результаты будут похожими. Мы не знакомы, но, надеюсь, появится еще такая возможность.
С: А кто сейчас лучший тренер мира, на ваш взгляд?
Гвардиола – лучший. Я вообще болельщик «Барселоны» с тех пор, как команду возглавил Йохан Кройф. Четко понимаю, что «Барселона» построена на голландской школе, и сам Гвардиола учился у Кройфа. Но при этом Хосеп все-таки самостоятельный специалист, прошедший все стадии подготовки – от детско-юношеской школы и до большой команды. Думаю, как раз в молодом наставнике «Барселоны» сейчас воплощено одно из самых главных тренерских качеств: умение воздержаться от соблазна сломать под себя что-то прекрасно созданное твоими предшественниками. Умение продолжить прогресс команды.
С: А если представить себе, что вам для «Краснодара» можно было бы выбрать любого игрока мира, кого бы взяли?
Вот так и любого? Тогда давайте мне Хави!
С: А почему не Месси?
Месси – прекрасный футболист, нет разговора. Лучший на планете. Но мне для «Краснодара» больше бы пригодился Хави. Он очень важный футболист в тактической схеме. Умный, способный плести нити игры. (Смеется.) Так когда вы его к нам привезете?..
Белек