«Славия» в Лиге чемпионов:
– с «Барселоной» – 1:2, 0:0;
– с «Боруссией» – 0:2, 1:2;
– с «Интером» – 1:3, 1:1.
«Спорт День за Днем» рассказывает о клубе, который выиграл Лигу чемпионов без единой победы.
Лига чемпионов неизменно заканчивается победой одного из фаворитов, а ее групповой турнир – естественный отбор, который обычно отсеивает объективно недостойных. Эта предсказуемость заставляет искать повод для удивления. Возможность восхищаться командой, которая никуда не вышла и даже не выиграла ни одного матча.
Пражская «Славия» слишком долго была в тени второго столичного S – «Спарты», чтобы расстраиваться попаданию в группу с «Барселоной», Дортмундом и «Интером». В предвкушении хайпа радовались не только руководители, но и тренер Йиндржих Трпишовски. Именно ради этого он семь лет назад тренировал любительский клуб «Горны Мехолупы», зарабатывая на жизнь администратором в ресторане. Ради этого, а не чтобы на равных биться с «Динамо» (Загреб).
Шесть матчей – достаточное количество, чтобы даже те, кто впервые слышал про «Славию», на нее запали. Мало какой аутсайдер способен до последних минут прессинговать, играя на победу на «Камп Ноу», не уважает «Боруссию» и считает одно очко с «Интером» неудачей. В духе времени Трпишовского записали в гении, но иначе сейчас нельзя. Если ты не гений или не вундеркинд, работы не видать. То, что гении стали часто уходить посреди сезона, тоже никого не смущает – их не поняли…
Сами чехи – люди приземленные, и лучше Чешского Клоппа прозвища Трпишовскому не придумали. Пафос Йиндржих заслужил: бренд «Славии» окончательно притушил яркость «Спарты» и отодвинул стабильную пльзеньскую «Викторию». Но самое главное – с такими уверенностью и удовольствием чешские клубы не играли в Европе давным-давно.
Что сделало это возможным? Прежде чем воскликнуть: «Тренерский гений!», лучше прочесть до конца.
Кондиции
На «Камп Ноу» чехи перебегали «Барселону» на 14 километров. Безусловно, носятся пусть те, кто хуже играет, но если кто-то хуже играет, значит, должен искать иное оружие. К сожалению, для жителей страны, где свинину и полусырое тесто запивают пивом, одно из них называется «физическая готовность».
Футболисты, игравшие у Трпишовского в «Словане» из Либерца, не удивляются, в отличие от Арсена Венгера (в прямом эфире француз восторгался игрой «Славии» в Барселоне), как это возможно. Тем более некоторые перешли вместе с тренером в «Славию», но об этом факторе позже. Тренировки у Йиндры (здесь и далее – как принято у чехов, слегка фамильярно) практически не изменились. При нем привыкли исполнять челночный бег по 8+1 километров, делясь на группы. Самая быстрая не должна была выбиваться из трех с половиной минут, прочие получали лишь по десять секунд сверх. Паузы между забегами не длились больше двух минут. И такое происходило больше раза в неделю.
Наверное, у игроков был повод порассуждать об устаревших методах, но, видимо, 8x1 бегать все же «прогрессивнее», чем часовой кросс, и парни остывали, уходя в работу. В конце концов, Трпишовски, как и его ассистенты, позитивный человек. С шутками и гиканьем пытки переносятся легче.
Сейчас «Славия», пройдя через опустошающие матчи Лиги чемпионов, возглавляет чешскую лигу с 14-очковым отрывом от пльзеньской «Виктории», не размениваясь на чушь, вроде «жертвы» в пользу Лиги чемпионов или «недостаточной мотивации». Работа при графике «через два на третий» была отлажена Трпишовским еще в «Словане», который при нем также немало сил тратил в Лиге Европы. Более легкий стиль тренировок между играми менялся на жесткий при наступлении паузы. Тогда по средам в тренировочном центре Либерца творилось такое, что организм футболистов оказывался полностью исчерпанным. До полудня – силовые тренировки, после – беговые. Причем я бы, наверное, сопровождал каждое предложение изумленными восклицаниями и фэйспалмами, если бы… все это не видел своими глазами в 2003 году на сборах «Зенита» в Турции, где Властимил Петржела учил команду жить заново ровно так же! Круговые тренировки со сменой от 8 до 12 станций, длящиеся больше часа, заставляли зло шипеть как тогда Аршавина и Кержакова, так и теперь Цоуфала, Шевчика, и Говорку.
Как ни странно, впоследствии эти футболисты стали сторонниками грубого обращения с самими собой, к огромному удивлению тех, кто только слышал про эти ужасы. «Начинается игра, и ты чувствуешь, как соперник постепенно сдает, а ты только прибавляешь. В этом и есть настоящий кайф» – так скажет любой представитель старой гвардии Трпишовского.
Разумеется, этот метод (а это всего лишь «один из») тут же улетает в разряд старомодных. В пример приводятся Испания и Гвардьола, где нужных кондиций игроки достигают только через работу с мячом. О Зденке Земане, который не верил в повсеместную эффективность этого подхода, сейчас проще забыть. В мире победившего конформизма тренеру гораздо проще дать игрокам мяч, «квадраты», «двусторонки», чтобы не ссориться с командой. Ведь если еще десять лет назад главным в футболе был тренер, то сейчас – игроки и их окружение. Будешь гонять по барханам, как Лучано Спаллетти, – «съедят». Предложишь «дружескую атмосферу», как Виллаш-Боаш, – полюбят до конца жизни. Вот только если соперник идет с ломом, приема в этом случае, как правило, не находится.
Подготовка «через мяч» подходит тем, кто с этим мячом умеет обращаться. По пальцам рук можно сосчитать команды, способные безостановочно играть в контроль и экономить таким образом силы (это преимущество – кредо Гвардьолы). У «всего остального» мира все сложнее. В игровых тренировках проще замаскировать работу не в полную, в результате в команде оказываются по-разному подготовленные игроки и она не может выполнить общий план на игру, как нужно.
Именно поэтому «Славия» с точки зрения кондиций – на три головы выше остальных в Чехии. Там ведь молодые тренеры тоже читали модные статьи о прогрессивных методах. Позволяющих меньше вступать в конфронтацию с собственными игроками. Самое время перейти к следующей составляющей успеха Трпишовского…
Внутрикомандные отношения
Когда говорят – «не тренер, а менеджер», подразумевают не просто гения со свистком. Чтобы соответствовать второму слову, нужно уметь не только тренировать, но и выстраивать собственную работу, подбирать правильный штаб, выстраивать отношения не только с непосредственными подчиненными, но и в клубе. Что бывает, когда происходит иначе, вам когда-нибудь в старости расскажет Томас Тухель.
Первое, что сделал Трпишовски, придя в «Славию», – отказался от стареющих и немало получающих звезд: пришедших в странное время Халила Алтынтопа и бывшего зенитовца Мигеля Данни. На замену им появились футболисты, соответствующие его критериям, причем важнейшую роль в селекции сыграло то, что многие из них знали требования Йиндры, а главное – были и морально, и физически готовы их исполнять. Лояльность бывает разной, в футболе в том числе. В данном случае понятие «взял своих» сработало на успех.
Ассистентов Трпишовски также взял проверенных – со всеми работал в Либерце и «Виктория Жижков», где добился первого признания. Говорят, Йиндра годом ранее не договорился со «Спартой» лишь потому, что бордовые не захотели взять одного из помощников. Что ж, такие прецеденты бывают – Станислав Черчесов также не хотел идти в «Легию» без целого штаба. Поляки вынуждены были уступить (поставь «лайк» автору материала, приобретя книгу «Черчесов. Стани, Стас, Саламыч»).
Перед матчем против Сан-Марино разыгрываем книгу @ivan_zhidkov с автографом Станислава Черчесова! Сделайте ретвит и участвуйте в конкурсе!
Сборная России (@TeamRussia) November 19, 2019
Победителя объявим в 18:00 по московскому времени ⏳ pic.twitter.com/EN1EOOE1Cw
Подбирая штаб, главный тренер «Славии» словно еще раз высмеял разговоры про «старое-молодое». 29-летний Ярослав Кестл и 48-летний Зденек Хоуштецки прекрасно дополняют друг друга, хотя первый, быть может, более глубок и продвинут при разборах и анализе соперников, а второй может в запале напихать игроку, научить его «как надо», но в итоге создать нужный импульс и за счет звериного чутья подсказать правильное решение. О тренере вратарей Штепане Коларже достаточно сказать, что нынешний голкипер «Севильи» и сборной Чехии Томаш Вацлик вырос в его руках, да во второй лиге.
У всех трех ассистентов четко разделены задачи, что позволяет эффективно вести тренировочный процесс, не размениваясь на лишнее. Принципиально важно то, что штаб Трпишовского позволяет любому представителю нынешней «Славии» без всякого лицемерия использовать емкое слово «доверие».
Доверие
«Тот, кто не соблюдает правила жизни, установленные Командой, не могут идти с ней дальше. Кому не нравится – вперед, торговать газетами», – в это верит не только Трпишовски, но и все, кто до сих пор с ним работает. Старообрядно, бесспорно и для «Барселоны» или «Ювентуса» не подходит. Но чтобы иногда подкладывать им кнопки под зад – достаточно.
Йиндра набрался этих философий не из книжек – в «Виктория Жижков» его игроки месяцами не получали зарплаты, однако не разбежались по кабакам одноименного района Праги. Трпишовскому привыкли верить: когда «Славия» месяц назад возвращалась поездом из Остравы, где неожиданно проиграла в Кубке «Банику», игроки сами столпились за спиной у тренера, который сидел в вагоне с планшетом в руках. Всем хотелось поскорее увидеть собственные ошибки – «Славия» отвыкла проигрывать.
Когда Трпишовски становится с командой в «квадрат», никто не воспринимает это как попытку поиграть в своего – зачем, когда ты и так свой? Зимой на сборах в Португалии собственные подопечные нечаянно сломали нос – чтобы ни у кого не возникло сомнений в глубокой интеграции командного гена.
Если много тренироваться должны те, кто не умеет играть, то и с режимом все то же самое. В Чехии действительно все пьют пиво, футболисты тоже. Но и здесь идет в ход доверие – Трпишовски не говорит игрокам: «Ни в коем случае, ни глотка!» Скорее, это звучит: «Вы сами знаете, сколько вам можно». За пять лет Йиндра выписал лишь три штрафа, хотя он далеко не плюшевая версия толерантного тюфяка: вспыхивает быстро, об ошибках сообщает громко и внятно. Так, что футболиста обдувает, словно из того самого фергюсоновского «фена». Впрочем, кто уже об этом помнит…
Дискутировать с Трпишовским можно и нужно. «Почему ты здесь не был?» – «Потому что закрывал другую позицию» – такой диалог работает, тренер способен согласиться с футболистом, а не указать ему на место около бельевой корзины. И еще обладает терпением: если видит качества в игроке, будет верить в него ровно столько, сколько требуется для полного раскрытия. Вратарь Коларж, Цоуфал, Кудела, Ховорка могли бы никогда не сыграть в Лиге чемпионов, не будь к ним такого подхода. Но это еще одна ретроградно-скучная история, поэтому перейдем к третьему пункту.
Тактика
Прессинг был отличительной чертой сборной Чехии времен Карла Брюкнера в середине «нулевых», поэтому за восхождением «Славии» сейчас в стране следят с особым удовольствием. Ведь у нее есть не только победы, но и свое лицо. Еще во второй лиге Трпишовски мечтал сделать из «Виктория Жижков» чешский Дортмунд, но клуб сожрали финансовые проблемы. Зато замах на рубль позволил Йиндре получить шанс на более высоком уровне.
Футболисты не любят не только тяжелых тренировок, но и длинных видеоразборов. Доверие к Трпишовскому позволяет выдерживать и это. Йиндра со штабом подолгу изучает соперников, после чего готовит предполагаемый состав, вывешивает в общем помещении, и примерно с неделю футболисты ходят туда-сюда, поневоле запоминая, у кого какая рабочая нога. Возможно, это помогало избегать настоящих «итальянских» отработок прессинга на поле, когда занятие то и дело прерывается на объяснения и корректировки и длится в итоге полтора часа.
В «Славии» прессинг тренируется эмпирически – попробуйте сделать то, что видели на разборе. Более того – иногда этот элемент и вовсе не включен в работу «в поле». Как раз потому, что принципиально залог успешности прессинга – в способности совершать рывки, то есть в кондициях. Они либо есть, либо вы ими запастись забыли.
Шестерка команд по наименьшему количеству выносов из штрафной в этой ЛЧ:
Anton Mikhashenok (@mikhashenok) November 28, 2019
1. Манчестер Сити
2. Бавария
3. Ливерпуль
4. СЛАВИЯ ПРАГА
5. Реал
6. Барселона
...
30. Зенит
31. Црвена Звезда
32. Локомотив
У нас и у сербских братьев таких исполнителей нет.
Варианты стандартных положений в «Славии» названы именами членов тренерского штаба, их придумавших. Есть, например, аут «Хоуштя» – его разработал и внедрил Зденек Хоуштецки, а впервые реализовали Цоуфал и Давид Павелка, когда еще играли за «Слован» против «Хапоэля» из Кирьят-Шмоны. Поскольку не все соперники в Европе серьезно относятся к разборам соперников из Чехии, «Хоуштя» – элемент с «отскоком» спиной из штрафной соперника – периодически срабатывает.
«Славия» Йиндржиха Трпишовского, безусловно, никакая не гениальная команда. Она построена на обычных спортивных составляющих, которые не заслуживают описания с придыханием и уж тем более не тянут на хайп. Но как-то так вышло, что чешский чемпион, в прошлом году выбивший из Лиги Европы «Севилью», а в этом удививший туристов, заполнивших «Камп Ноу», стал чуть ли не самым ярким упоминанием, связанным с Лигой чемпионов осенью 2019-го. Когда идет 90-я минута, счет 0:0, линия гостей задрана к центру поля, вратарь Коларж страхует защиту где-то на полпути, чтобы сразу же начать самому атаку, а вместе это называется «Славия» (Прага) – футбол кажется таким простым!
Особенно после того, как ты все это видел своими глазами шестнадцать лет назад в «Зените»…
Читайте также