Голос Валерия Кузьмича в телефонной трубке был каким-то грустным. Или усталым. А может быть, грустным и усталым одновременно: «Я на даче. До воскресенья. Приезжай».
После того как он принял «Томь», общения стало предсказуемо меньше. Встретились февральским вечером на турецком сборе. Выпили кофе в конце апреля в «Мариотте», перед матчем сибиряков с «Москвой». Были, разумеется, еще и звонки — после тура, перед ним. Но телефонное общение не могло создать ощущения полноценного разговора.
В следующий понедельник «Томь» должна улетать на летний сбор в Германию. А в четверг новостные ленты запестрели сообщениями об отказе команды ехать в этот тренировочный лагерь, пока не будут погашены долги по зарплате и премиальным. Долги, которые тянутся еще с зимы.
Неподалеку от этой весточки в новостных лентах висела информация об интересе московского «Динамо» к Сергею Корниленко. Голеада томского форварда стала одним из приятных сюрпризов 2009-го. Разумеется, на него сразу возник и спрос. Продать Корниленко, под которого выстроена атакующая схема «Томи», — стало быть, начать уже летом перестройку игровой модели, создание которой стоило Непомнящему столько сил и нервов. Не продать — значит, остаться без команды вовсе. Потому что играть забесплатно в футбол можно. Ради удовольствия, например. Но работать, не получая зарплаты, — идея, реализуемая только в коммунистическом обществе, но никак не в профессиональном футболе.
О том, что Непомнящий может покинуть Томск, заговорили давно. Сам Валерий Кузьмич, когда его спрашивали об этом, говорил о сложившейся ситуации обезличенно: мол, тренер не может работать с командой, становящейся неуправляемой из-за финансовых задолженностей. Потому что он тогда становится заложником ситуации, не может потребовать, не может сохранить контроль над коллективом, доверительные отношения с игроками. Но от вопроса в лоб: «И что, придется уйти? Вы же столько лет мечтали работать на родине, столько лет ждали предложения из премьер-лиги!» — не уходил. Говорил спокойно — и только зная его не один год, имея за плечами не один откровенный разговор с глазу на глаз, можно было понять, какими усилиями достигалось это спокойствие. Говорил, что если ситуация не изменится, если руководство края не сможет найти деньги даже не для развития, а для сохранения клуба — он уйдет. Только вот скажет при этом, что ушел по состоянию здоровья. Слушая это, хотелось возмутиться, поспорить: как же так! При чем тут здоровье? Так ведь можно и собственную карьеру закопать — мало кто из руководителей захочет связать себя с нездоровым тренером.
Непомнящий в мае из «Томи» не ушел. Но в июне, завершив первый отрезок чемпионата на 13-м месте, может вернуться домой в Москву. А ведь в условиях безденежья — это фантастический результат. Что-то подобное удалось совершить только Вадиму Никонову, удержавшему в 2002-м нищее «Торпедо-ЗИЛ» от вылета в первый дивизион. Никонова, правда, после этого Юрий Белоус сразу поменял на Сергея Алейникова. Это неудивительно: скромные пахари на Руси особым почетом никогда похвастаться не могли.
После того как губернаторов стали не избирать, а назначать, внимание региональной власти к футболу поубавилось. «Томь» сегодня — единственная на всю Сибирь серьезная команда в игровых видах спорта. И «Томь» сама уже не в силах удержаться на плаву. Очень больно за такой город, такой клуб. За местных болельщиков — людей преимущественно интеллигентных.
Больно за Непомнящего, только-только научившего команду играть в футбол созидательный, осмысленный. Где даже ветеран Янотовский, всю жизнь игравший разрушителя, уже едва ли не плеймейкер. Будет жаль, если он вернется домой — в район «Динамо» — и опять окажется в роли эксперта чуть ли не всех СМИ, говорящих о футболе.
Хотя... Кто знает? Ведь худа без добра не бывает. Вот, говорят, Кобелев может зимой в «Зенит» уйти. Тогда «Динамо» — клубу, живущему в условиях разумной экономии, — понадобится новый тренер. А что если бело-голубые позовут Непомнящего? Иллюзия, говорите? Слишком отдаленная перспектива, да и Кобелев пока никуда не ушел? Верно.
Просто российский футбол таков, что планировать что-то надолго могут позволить себе минимальное количество клубов. Бердыев, насколько известно, звал Непомнящего возглавить «Рубин» в первой половине 2008 года. Не сложилось. И сегодня добровольная отставка Бердыева с поста главного тренера казанцев видится иллюзией. Но ведь могло так быть. А развернулась действительность так, как мы знаем.
Давайте пока без прогнозов. Просто подождем и посмотрим — чем все закончится.