(Фото: ФК «Зенит»)
Во вторник РФС выступил с обращением, в котором признал необоснованными траты на услуги агентов. Клубам рекомендовано прервать с ними трудовые отношения, если на их продолжение нет чрезвычайных оснований, а также воздержаться от сотрудничества в будущем. При этом контроль за контактом клубов с представителями игроков и соблюдением этой рекомендации будет возложен в том числе и на государственные органы. «Спорт День за Днем» обратился к руководителям российских клубов, чтобы узнать их отношение к начинанию РФС.
Генеральный директор «Краснодара» Владимир Хашиг: «Умные агенты для себя денег не требуют»
— У нас частный клуб, который считает деньги. Мы никогда не стремимся заплатить агентам или другим людям, представляющим интересы футболистов. Не говоря уже о том, чтобы сильно переплачивать за их услуги. Мы всегда стремимся по возможности этих расходов избегать. Поэтому в заявлении РФС ничего нового для себя не увидели. А вот насчет того, чтобы разрывать уже действующие договоры… Это вопрос правового поля.
— И все-таки считаете ли финансовые запросы агентов проблемой?
— Я отмечу вот какую тенденцию: у кого из представителей этой профессии интеллект повыше, те бьются за хороший контракт футболиста, а не за свои комиссионные. Есть и обратные примеры, но с такими людьми мы стараемся не работать.
Вице-президент «Ростова» Александр Шикунов: «На нас агенты нажиться не смогут»
— Непонятна рекомендация прервать сотрудничество с агентами. Как мы должны это сделать, если у нас с ними подписаны контракты?! Это нереально. Второй момент — речь ведь идет об агентах ФИФА, и именно РФС выдавал им лицензии. Почему тогда сейчас возникают такие претензии?
— Основной посыл РФС — затраты клубов на вознаграждения представителям футболистов.
— Я не могу назвать это серьезной проблемой. Иногда с ними намного выгоднее сотрудничать, чем напрямую с клубами. Потому что покупка обходится в несколько раз дешевле. Бывает, что футболиста, который стоит на рынке миллион евро, они предлагают за 200–300 тысяч. И просят за это себе комиссию, например, от 25 до 50 тысяч. Почему бы в таком случае ее не заплатить? При этом больше 50 тысяч мы вознаграждения не платим.
— То есть расходы на агентов ударом по клубному бюджету не считаете?
— Однозначно нет! Для нас и не может быть такой проблемы. «Ростов» — далеко не богатый клуб, и все понимают, что просить с него большие деньги бесполезно. Их просто нет.
Президент «Динамо» Геннадий Соловьев: «Ситуации бывают разные»
— Что вы думаете по поводу обращения РФС к клубам?
— Вопрос неоднозначный. Иногда взаимоотношения с агентами футболистов действительно доставляют сложности, но категорично обо всех случаях говорить не стоит. Бывает по-разному. То же самое касается и клубных расходов на услуги представителей игроков.
Вице-президент «Терека» Хайдар Алханов: «Без помощи ФИФА мы их не урезоним»
— Если сотрудничество клубов с представителями игроков — мировая практика, то как мы можем от этого отказаться и пойти каким-то другим путем? Например, мы хотим взять футболиста, а права на него принадлежат агентской компании. И как же быть?! Я сам бы с удовольствием обращался к футболистам напрямую, но они ведь не хотят.
— У вас возникали проблемы с агентами из-за их финансовых требований или других условий?
— Они всю жизнь возникают. Ни один вопрос не решается спокойно. Агенты преследуют свои интересы, но и у клубов есть свои. В этом и проблема при покупке любого игрока.
— В итоге плата за услуги их представителей весомо облегчает клубный бюджет?
— Конечно, это значительные расходы. Один требует 10 процентов от сделки, другой вообще говорит: «Мой футболист через месяц становится свободным агентом, мы можем с прежним клубом заключить новый контракт. Но если вы сейчас его возьмете, то должны нам столько и столько». Эти разговоры возникают постоянно. Кроме того, ведь эти люди могут себя назвать менеджерами, юристами или адвокатами. А кто игроку может запретить пользоваться их услугами?
— Все же вам было бы легче без контактов с агентами?
— Конечно, желательно, чтобы их не было. Но я сегодня этого представить не могу. Если во всем мире работает институт агентов, то как мы обойдемся без этого? Слишком много сразу возникнет вопросов. Чтобы рассчитывать на серьезные изменения, надо решение ФИФА.