(Фото: ФК «Зенит»)
Если своим молодым дорога отнюдь у нас не везде, то, быть может, зарубежные таланты смогут потревожить покой основных игроков. Наверное, так размышляли руководители «Зенита», когда давали отмашку на поиск юной крови в Европе. Обширная бригада скаутов и раньше высматривала кого-нибудь этакого во всех частях света, разве что непонятно было, зачем они тратят свое время, если продуктом сей деятельности стал лишь чилиец Пеньяилильо, несильно пригодившийся даже молодежному составу.
Лука Джорджевич — это было все-таки нечто иное. Своими шансами он пользовался как мог. Если выходил на поле, то обязательно старался обводить, бить, бежать, делать искусные паузы, внося оторопь в головы соперников и удивляя своих, давно уже в чемпионате России склонных к академизму. Черногорец должен был забить как минимум один гол за «Зенит», будь чуть больше везения: мяч втыкался в каркас ворот после впечатляющих ударов, которые хлипким мальчикам обычно не даются. Свое «А» Джорджевич сказал достаточно громко, чтобы позволили произнести «Б». Как знать, может быть, Спаллетти и позволил бы, не будь Лука слишком молод. У «зеленых» всегда так: если есть пауза, хоть вынужденная, хоть нет, она может существенно повлиять на естественный ход жизни. Получил травму, съездил в отпуск — и начинаешь словно с нуля. Стартового куража уже нет, фундамента еще нет, и недостатки начинают вылезать словно из рваного мешка.
Признаюсь, сам часто возмущался, когда Спаллетти в трудные минуты матчей не выпускал черногорца. Обсуждал этот вопрос со специалистами, в том числе и теми, кто работает вместе с Мистером. Объяснение было единообразным: Джорджевичу не хватает «физики», атлетизма. Он долго набирает форму, а значит, стремительно выпадает из рамок требований Спаллетти. В ответ на реплику насчет доверия — ведь форма набирается пропорционально доверию — разводили руками. Есть кому играть.
С последним утверждением можно спорить, как и с позицией Спаллетти по поводу отношения к самому процессу роста молодых. Ведь далеко не всегда итальянцу было все равно, в первый год он поразил тем, что лично отдельно работал с дублерами, имена которых уже давно забыл не только сам тренер, но и мы с вами. Опыт Спаллетти в «Эмполи» подсказывает, что делал это он тогда не для журналистов на открытых тренировках. Так или иначе, Джорджевич ушел в поисках игровой практики, и здесь видно, что агент и сам игрок умеют работать головой. Оставшись при зенитовском контракте, они отказались от верной карьерной гибели в Томске и выбрали чемпионат Голландии, где у Игора Глушчевича еще с игроцких времен есть связи. «Твенте» казался даже шикарным вариантом для того, чтобы «всем показать». Рядом приведенная таблица наглядно дает понять, что Джорджевичу утереть нос Спаллетти не удалось. Ни разу, помимо кубковой игры, абсолютно провальной для «Твенте», Лука не вышел в стартовом составе, появлялся на поле максимум на полчаса, разницы, честно говоря, никакой не делал. И дерзость та самая, которая вначале покорила в Питере, куда-то улетучилась. Возможно, все потому, что как раз свежести-то в игру «Твенте» Лука не внес и внести не мог. Его конкуренты по атаке сплошь и рядом молоды, и не арендованные, а свои. 21-летний Люк Кастаинос, которого Джорджевич, как правило, и меняет в концовках, уже успел шесть раз сыграть за «Интер». Квинси Промес в свои 22 (если паспорт чего не путает) выглядит рослым мужиком. Душан Тадич в 25 считается «стариком», и его позиции незыблемы, а тут еще и клуб в сентябре докупил на левый фланг у «Зволле» Юнеса Мохтари. Сейчас будет еще сложнее: у «Волеренги» куплен 22-летний норвежец Борвен, а из второго состава нагло рвется вингер Зхусхен, которому уже категорически неинтересно в «Йонг Твенте». Так что можно понять тренера Михеля Янсена, что он вовсе не спешит сделать за Спаллетти грязную работу и подготовить тому звезду. И ясно, почему недавно Джорджевич не сумел скрыть разочарования, сказав, что ждал от своей аренды чего-то принципиально иного. Как ни странно, конкуренция для Джорджевича в «Твенте» оказалась даже более жесткой, чем в «Зените».
Лука, конечно, заявил, что не намерен складывать оружие. Но слова у молодых людей часто словами и остаются. Никогда не забыть Симона Вукчевича, которого «Сатурн» приобретал с почестями, достойными Криштиану Роналду, а сам он сидел на интервью с лицом камикадзе и повторял словно мантру: «Я лучший. Я хочу играть лучше всех. Я должен только выигрывать». Где он, Симон? Не поверите: в греческом «Левадиакосе»!
Впрочем, пока хватит параллелей. В последнем матче с «Эраклесом», который «Твенте» выиграл 3:1, Джорджевич успел уложиться в мизерное игровое время и заработал пенальти. Случайность или все же у парня вместе с талантом есть и характер?