• «СКА Арена» поможет Петербургу победить Тутберидзе?

    Ленинградская школа традиционно делала ставку на артистизм
    «СКА Арена» поможет Петербургу победить Тутберидзе? - фото

    Советское фигурное катание довольно быстро, уже на заре 60-х годов вышло на ведущие позиции в мире. Исторически в стране соперничали две столицы. В фигурном катании был глубокий подтекст. Конкуренция была не только за то, где больше чемпионов, обладателей высших титулов, в Москве, или в Петербурге. 

    Тогда ведь споры в СССР бушевали и другие споры: фигурное катание — спорт или искусство? Считалось оно зрелищем для интеллигенции, нечто вроде шахмат, но неизмеримо красивее. Примирились на том, что грань тонка.

    Так спорт или искусство?

    Ленинградская школа традиционно делала ставку на артистизм. Дуэт Нина и Станислав Жук соперничал с питерцами Людмилой Белоусовой и Олегом Протопоповым. Но Жуки, как звали их болельщики, так и покинули лед, ни разу не обыграв олимпийских чемпионов. 

    Станислав Алексеевич начал тренировать, страстно мечтая о реванше. Ставку он делал на сложность программ своих учеников, на прыжки, на акробатику. Людмила и Олег, занимаясь под руководством Игоря Москвина, поражали судей и публику артистизмом, зрелищностью программ, каждая из которых представляла собой мини-спектакль. Они побеждали Нину Жук (племянницу тренера) и Александра Горелика.

    Пройдут годы, и в Питере появятся три великих тренера: к Москвину добавятся его жена Тамара и Алексей Мишин. Их ученики покорили мир. Фантастическое сочетание мощи, прыгучести и артистизма — питерец Юрий Овчинников. 

    Пожалуй, идеальное сочетание: его артистизм не шел во вред спортивной составляющей. Легендарный Спящий Ковбой — Игорь Бобрин стал чемпионом Европы по фигурному катанию, покорил мир пластикой и зрелищностью, а затем создал свой ледовый театр.

    Овчинникова называли во всем мире артистом на льду. Никто из современников не мог сравниться с ним по популярности. Произвольные программы Юрия поражали подлинным артистизмом, фантастическими прыжками и их обилием, скоростью и легкостью катания, пластикой. 

    Амплитуда прыжка «ленинградского артиста», как называли Юрия Овчинникова журналисты, казалась немыслимой. Исполняя двойной аксель, он пролетал надо льдом шесть метров!

    С Юрием работал знаменитый питерский тренер Игорь Москвин. А затем — легендарный профессор фигурного катания Алексей Мишин.

     

    Артист на льду и Спящий Ковбой

    В своей диссертации, посвященной любимому виду спорта, Алексей Николаевич так отзывается о Юрии: «Овчинников — мастер динамичного почерка. Он ошеломляет удалью, риском. Его прыжки резки и похожи на взрыв».

    Сам Юрий Львович тренировал другого уникального фигуриста, тоже ставшего любимцем публики во всем мире — Игоря Бобрина. Чемпион Европы Бобрин пользуется всемирной славой по сей день, собирая полные залы на выступлениях своего фантастического шоу. 

    Когда Игорь, еще выступая в любительских соревнованиях, продемонстрировал свой показательный номер «Спящий ковбой», давно ставший классикой, сразу же вспомнился его тренер Юрий Овчинников.

    Артист на льду помог раскрыться своему преемнику, а наш город оставался столицей мирового фигурного катания. Подготовка подлинных гениев этого изумительного вида спорта требует тонкой индивидуальной работы, на конвейер не поставишь.

    Жук — предтеча Тутберидзе

    Станислав Жук, перейдя в Москве на тренерскую работу, страстно мечтал о реванше, сделав ставку на сложность программ своих учеников. Артистизм, за который в то время выставлялась отдельная полновесная оценка, он, по сути, открыто отрицал. Ежегодно максимально усложнял программы.

    Питерские пары – ученики Игоря Москвиной и его жены Тамары— поражали зрелищностью программ. Стиль Жука довольно быстро начинает триумфально побеждать в фигурном катании. Но тут его лучшая ученица, легендарная Ирина Роднина вместе с партнером и мужем Александром Зайцевым, словно Евгения Медведева от Тутберидзе, уходит от жесткого тренера к Татьяне Тарасовой.

    С уникальной оперативностью, которую 40 лет спустя повторит Этери Георгиевна, творец чемпионов Жук приготовил смену, в кратчайший срок выставив на лед три совершенно схожих между собой по стилю и даже внешне дуэта: Марину Черкасову и Сергея Шахрая, Марину Пестову и Станислава Леоновича, Веронику Першину и Марата Акбарова.

    К трем маленького роста девочкам-подросткам-унисекс приставлялся партнер – эдакий рослый атлет (болельщики прозвали этих парней Жука «подъемными кранами»), и начинался прокат совершенно схожих программ на бешеной скорости, с рискованными поддержками, сложнейшими прыжками и подкрутками.

    Черкасова стала бронзовым призером чемпионата Европы в 13 лет. Рост ее был 138 см! Через три года Марина начала расти и формироваться, Шахрай больше не мог с прежней легкостью исполнять поддержки и подкрутки, так что пара распалась. У двух других дуэтов все было очень схоже, и столь же короткий век был им уготован.

    Ну что, это даже не сходство конвейера Жука с нынешним конвейером Тутберидзе. Это почти калька.

    Бедная Лиза

    Но почему же конвейер по подготовке чемпионок (ставка на девочек), созданный талантливым менеджером Этери Тутберидзе, так уверенно отодвинул Петербург с первых ролей? 

    Между прочим, Этери Георгиевна — генеральный директор и единственный учредитель Общества с ограниченной ответственностью и, в скобках заметим, с неограниченными возможностями, На «Тим Тутберидзе» работают тренеры, хореографы, постановщики, балетмейстеры, костюмеры… 

    Стиль работы лучшего тренера мирового фигурного катания 2020 года предельно жесткий, век ее девочек короток, некоторые из них сбежали в Петербург, в школу Евгения Плющенко, тоже некогда одного из самых ярких артистов на льду. Но вскоре вернулись. 

    У двукратного олимпийского чемпиона в городе на Неве и близко нет таких возможностей, как у Тутберидзе в Москве. Нет их и у прославленных мэтров Тамары Москвиной и Алексея Мишина. Ученица Профессора Елизавета Туктамышева — единственная, и тем уже уникальная представительница фирменного питерского стиля в женском одиночном катании: сочетание спорта и искусства, прыжкового атлетизма и яркого артистизма. 

    Лиза женственна на льду, как никто из ее соперниц, но в декабре ей исполнится 25 лет, по нынешним меркам — чуть ли не «бабушка фигурного катания».

    Чемпионкой мира и Европы она была в 2015-м году. Марку по-прежнему держит, но за ней в Петербурге, как будто никого и не видно. Мы, разумеется, говорим сейчас о женском катании.

    «СКА Арена» – путь к возрождению

    Фигурное катание в городе на Неве безумной популярности не утратило. Выдающиеся, уникальные тренеры продолжают

    трудиться. Крупные международные соревнования давно не проводятся, хотя дали бы аншлаг — толком негде. Готовить новых чемпионов проблемно — нехватка льда даже для великих тренеров. Теперь понимаете, почему все так стремятся в «Тим Тутберидзе»?

    р.jpg

    А скажем, молодой, но уже достаточно опытный тренер, ученик Мишина, олимпийский чемпион Алексей Урманов перебрался в Сочи и работает там? Даже в этом южном городе условия много лучше, чем у нас.

    У Санкт-Петербурга один выход, одна надежда на возвращение утраченных позиций: дождаться ввода в строй «СКА Арены». В этом уникальном Дворце запланирована школа фигурного катания со всей необходимой самой современной инфраструктурой. 

    И тогда в городе на Неве начнется очередной виток бешеной популярности интеллигентного, а значит подлинно петербургского вида спорта. Появятся все условия для подготовки фигуристов. Будут проводиться крупнейшие международные турниры. И весь мир будет рукоплескать новым петербургским артистам на льду!


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»