Первый матч европейских сборных в Санкт-Петербурге принес заслуженный хорошей тренерской работой успех шведам и отправил домой Швейцарию, которая запомнится разве что «орлами» Джаки и Шакири, да впечатляющим ретро от Бехрами — в самом первом матче он готов был пойти за Неймаром даже в туалет.
Матч уже назвали на ТВ слабым, но по выполнению игроками своих функций, умению компенсировать творческие недостатки и справляться без злых клоунов, вроде Ибрахимовича, он был выше уровнем, чем неряшливое шоу в исполнении бельгийцев. Шведов нельзя не уважать за то, как активно они заполняют молодежью состав, когда полагаться, как пишут в газетах, как будто и не на кого.
Линделеф, Аугустинссон, Хеландер, Хильемарк, Гуидетти, Телин, Крафт — эти семь человек были в составе молодежной сборной Швеции, победившей три года назад на своем Евро. В Петербурге Аугустинссон заставил Шакири весь матч запускать свои бумеранги в лучшем случае за ворота, а Линделефа давно рвут на части в премьер-лиге. При том, что у парня оказался еще и толковый агент: начал Виктор пробовать себя за пределами Швеции не «МЮ» или «Челси», а в «Бенфике». После «Вестероса» из второй лиги контраст мог оказаться неудобоваримым.
Защитник Крафт дебютировал в шведской лиге в 15 лет, в 17 сыграл за U-21. Регулярно получая практику на приличном уровне («Болонья» зафрахтовала Крафта сразу после того Евро в Чехии), Эмиль к 23 годам заслужил право менять своего кумира Лустига в концовке битвы за четвертьфинал чемпионата мира.
Три линии, в которые строятся шведы на поле, удивительны, потому что растянуть их невозможно. На этом сломалась Италия, с ними долго возились, ругаясь, Франция и Голландия. В чемпионате Швеции, откуда в Россию приехал Классон, стартующий в нужную точку за доли секунды, так играют все. Следить за этим скучновато, все решают детали, как плохая обувь при перетягивании каната. Но зато, когда футболисты, обученные работать, обрастают мастерством, базовые принципы помогают справляться с влиянием тяжелого климата на демографию. Остановить Швецию просто за счет лучшего подбора игроков трудно. Швейцария не смогла, хотя с мячом ее наемники обращаются лучше.
Форсберг сумел стать игроком матча и автором забитого гола, хотя его форма далека от идеала. Тойвонен и Берг не могут ежесекундно таскать кроликов из шляпы (особенно последний, который окончательно превратился, как сказали бы советские тренеры, в «форварда оборонительного плана»), но заняли места, которые бы зияли дырами, останься в сборной Швеции стоять истуканом Златан.
Кому был нужен талант Экдаля при Ибрахимовиче? Никому, даже ему самому. Полузащитник часто выглядел потерянным, его работоспособность оставалась незамеченной, а внятность действий хромала. Нельзя всегда играть с девятью полевыми футболистами, получая дивиденды лишь от рекламы накануне турнира. Бесконечно грозить амбициями и неопрятной прической, а затем пропадать после группового турнира.
Это время закончилось, к счастью для сборной Швеции и любого тренера, который будет работать с ней после бедного Эрика Хамрена. До чемпионата мира Ибрахимович не раз заявлял, что вот-вот вернется, чтобы «помочь» команде в России. Не знавшие, как жить без Златана в матчах с Италией футболисты сборной ждали развязки. До тех пор, пока им не шепнули: Ибра обзавелся собственной букмекерской конторой. Нужен хайп.
Хамрен лишь горько смеялся, когда мы в интервью задавали ему в лоб вопрос: так Златан — добро, или зло? Годы работы со сборной так замучили тренера, что он решился на «дауншифтинг» — работает сейчас консультантом в одном из клубов Южной Африки. Хуже уже не будет.
При назначении тренеров в Швеции не принято задавать вопросы, логичные для общества в прочих странах. Кого тренировал Янне Андерссон? Да особо никого. Что выиграл? Ну, лигу с «Норчеппингом», когда все ждали, как обычно, «Мальме». Тренерское кредо? Да обычный шведский футбол. Линии, линии, линии. Чтобы все всегда оказывались близко к мячу. Если долго всем народом делать одно и то же, научишься делать это лучше всех. А 33-летний Гранквист подаст заявку на попадание в символическую сборную чемпионата.
После попадания Крооса со штрафного в дальнюю «девятку» в добавленное время во втором туре, шведы сдерживали слезы и твердили, что они заслужили лучшего. И были правы. Если делать одно и то же, в следующий раз обязательно повезет.