Поразительно, насколько похожи могут быть ситуации, в которых попадают разные люди в разное время в разных обстоятельствах.
Разве так бывает, чтобы вратарь экстра-класса в самом расцвете сил оказался бы в подвешенном положении? Причем, без какой-либо вины со своей стороны — просто потому, что так сошлись звезды.
В две тысячи восьмом подвис Габулов. Его «Кубань» рухнула в первый дивизион, а он — первый номер сборной к той минуте — оказался совершенно не востребован премьер-лигой. Никто не сомневался в мастерстве Габулова, просто все места были заняты.
Общественное мнение даже не сватало, толкало его в «Локомотив», считая: основного вратаря на сезон у железнодорожников нет. Красно-зеленые уроженцем Моздока не заинтересовались, отделавшись кратким комментарием: голкипер отличный, но мы сами с усами. Габулов нервничал, желая остаться перед Евро-2008 на виду у Хиддинка, и в итоге поехал на чемпионат вратарем «Амкара», а уже потом, с бронзовой медалью на шее, нашел себя в «Динамо». Так что пермский вариант, поначалу казавшийся чуть ли не ссылкой для вратаря, вышел для него благом.
Теперь, два года спустя, точно так же оказался в растерянности Жевнов — голкипер габуловского уровня, не ниже. Кончина «Москвы» заставила вспомнить легендарное булгаковское: «Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус! И вообще не может сказать, что он будет делать в сегодняшний вечер». «Горожане», которых владельцы плавно привели к банкротству, узнали о своей участи в феврале, аккурат после закрытия зимнего трансферного окна в Европе. Вариантов трудоустройства у игроков осталось немного: премьер-лига да первый дивизион, но особых криков общественности по этому поводу не было — мол, класс футболистов таков, что в солидные чемпионаты они все равно бы не ушли, а здесь на них спрос устойчив. А если они еще и в качестве свободных агентов уйдут, то вообще волноваться не стоит: это не они, это за ними очередь выстроится.
Так-то оно так. Да не совсем.
Полевые игроки уже разбегаются: Якубко в «Сатурн», Дакоста в «Аланию», Ребко в «Динамо». Скоро должны устроиться и другие. А вот Жевнов, самый дорогой и, казалось, самый ликвидный футболист клуба, подвис. Точь-в-точь как тогда Габулов. И точно так же никто не сомневается в уровне вратаря. И вновь общественное мнение толкает голкипера в «Локомотив», после того как «Спартак» устами Карпина отказался от этого трансфера, а другим клубам он вроде бы как и незачем. Все-таки ярко выраженный первый номер, а с ними в премьер-лиге порядок. Те же железнодорожники показали: при Семине ставка делается на Гильерме, хотя рядом есть Чех, Левенец и вернувшийся после арендных скитаний Криворучко.
Габулову было проще — например, потому, что еще не грянул финансовый кризис, и деньги в начале две тысячи восьмого пусть считали, но особенно не жалели. Да еще и потому, что он уходил из «Кубани», клуба провинциального — готовый перебраться в другой провинциальный (и в футбольном смысле тоже, а, возможно, в первую очередь) клуб. Лишь бы играть, не остаться без практики перед чемпионатом Европы.
Жевнов оказался не у дел в иной ситуации. И в начале третьей декады февраля казалось: завис он крепко, по-настоящему. Слухи по-прежнему намекали на его переход в «Локомотив» или «Зенит», но так и оставались только слухами, не обретая под собой твердую почву.
В «Зените» на тот момент во вратарской линии имелись Малафеев, Бородин и Кержаков-младший. В «Локомотиве» с голкиперами и вовсе был перебор. Чтобы купить Жевнова, клубам надо было кого-то продать. Да и позиция первого номера в обеих командах была уже забронирована.
Сочувствуя капитану «Москвы» я вспомнил разговор за обедом месячной давности. Раз в неделю мы встречаемся с другом в одном из ресторанчиков, что разбросаны в окрестностях Дома футбола, и полтора часа говорим на футбольные темы. Уже
тогда будущее «горожан» представлялось исключительно в мрачном цвете. И когда разговор вырулил на дальнейшую судьбу Жевнова, друг — бывший журналист, отказавшийся от этой профессии ради более серьезного дела, но сохранивший в полном порядке все прежние навыки — выдал фразу, под которой подпишется любой тренер.
— Думаю, — сказал он с привычной аристократичной неспешностью, — в мире сегодня есть пять-шесть игроков, способных в одиночку решить судьбу матча.
Я кивнул, соглашаясь. Пальцы загибать мы не стали, и без того было ясно о ком идет речь. Месси, Дрогба, Руни и так далее.
— А еще порядка двадцати тысяч вратарей, — поставил друг эффектную точку.
И после этого убийственного тезиса мы заговорили не просто о ценности вратаря для команды — о важности второго голкипера.
— Посмотри, — рассуждал друг, — кто и сколько очков потерял из-за травмы основного вратаря. Или даже не из-за травмы, а в ситуации, когда первому номеру нужна была пауза, на один-два матча. Сколько стоят, например, для «Спартака» голы, пропущенные Джанаевым в Самаре? Во что обошлась «Динамо» травма Габулова? А вот что происходит за границей в топ-клубах: берут классного вратаря, изначально договариваются с ним о правилах игры. Он знает, что он второй, но он получает огромные деньги, готовится к каждому матчу, зная, ему придется сыграть пару раз за сезон, но он должен быть готов к этим играм, готов в любой момент. Если вратари штучный товар, то вторые вратари сегодня просто уникальная профессия.
Разумеется, речь шла не о Жевнове. Представить его, переквалифицировавшего во вторые номера, было сложно. Хотя, поначалу не менее сложно было представить таким Чонтофальски. Словак ехал в Россию не только за деньгами, но они в итоге перевесили спортивную составляющую. К счастью для него — не до конца.
Интересно, каким будет выбор белоруса — в ситуации, когда его фактически оставили без выбора. «Алания» от него бы не отказалась. И «Терек» бы тоже. Наверняка, не отказался бы ЦСКА — при условии, что надо было наступить себе на горло, пойти тем самым вторым номером и ждать, когда уедет Акинфеев. Впрочем, в ЦСКА для этого уже есть Чепчугов.
Любопытно и то, кто из клубов обозначит настоящий интерес к Жевнову.
Пресловутый вратарский вопрос. Не исключено, что самый сложный.
Жевнов, кстати, в одном из последних контрольных матчей «горожан» бегал в поле, на позиции полузащитника. Все сразу стали гадать: зачем, почему, куда он уходит?
А Божович, возможно, просто выпустил его в двусторонку полевым игроком — сбросить стресс, почувствовать ритм игры после небольшой операции на руке.
Жаль, тренер сам не побегал. Он ведь точно в такой же ситуации.
Отличный уровень, свободный агент, мил сердцу болельщика и относительно недорог.
И тоже никому не нужен в эту зиму. Потому что все места элементарно заняты.
Говорят, «Шахтер» им активно интересуется.
Жаль будет терять. Мы к нему привыкли. Точно так же как к Жевнову.
Колонка Ильи Казакова была написана для еженедельника «Спорт день за днем» №7 еще до объявления о подписании Жевнова «Зенитом».