Евгений Смертин абсолютно не комплексует из-за того, что пребывает в тени младшего брата Алексея. Мне кажется, ему даже приятно: вот, мол, какого я братишку вырастил. А медали, кубки, звания – это все так, мишура, для прессы, для выхода в свет. Я поздновато познакомился с семьей Смертиных, хотя мы и земляки. Но когда я уезжал из Барнаула, они под стол пешком ходили. Когда же они переехали в Москву, меня занимали другие проблемы. Только однажды и пересеклись с Алексеем на вручении премии «Стрелец», где он получил приз лучшего игрока страны, а мы представляли Максима Волкова, играющего нынче в «Волгаре-Газпроме», как лучшего в ДФЛ. У меня в альбоме даже снимок есть: Смертин в обнимку с Волковым. Но, конечно, за обоими следил: и как младший по миру путешествовал, и как старший пробовал себя в роли тренера в оренбургском «Газовике». Сошлись же мы ближе с Женей, когда тот стал селекционером подмосковного «Сатурна». Он редко пропускает турниры ДФЛ, а на них всегда есть время, чтобы пообщаться. Прошлым летом полетели вместе на турнир «Кубок наших отцов» на Алтай. Там, в аэропорту, я впервые увидел их маму – милую, худенькую, светлоглазую женщину, приехавшую в аэропорт встречать сына
С одного взгляда стало ясно, чьи они, братья Смертины. Мамины! Не сказать, что как две капли похожи, но «грунтовка» видна сразу. Добрые, скромные, но такие же внутренне сильные, что читалось и в маме и к чему дядя Гена, как в Барнауле величают отца Смертиных, не ревнует. Первый тренер братьев Смертиных и сейчас при деле. С Алексеем я виделся месяц назад. Он примчался в Кабардинку, где мы проводили турнир, на следующий день после победы в чемпионате России по пляжному футболу, чтобы встретиться и поговорить с пацанами, никому не отказать в автографе: хочешь – в дневник, хочешь – на футболку, хоть на лоб – получи, а еще поболеть за команду своей школы – «Школу Алексея Смертина».
Как мне кажется, Леша Смертин – не самый богатый и не самый крутой, в смысле славы, футболист России. Но почему именно ему, единственному из всех, пришла эта, такая простая, такая естественная, если вдуматься, мысль – создать школу на своей малой родине? Может быть, дали знать корни Василия Шукшина? Помните, в своих поздних записках он так часто и глубоко размышлял об Алтае, своих Сростках, мечтая оставить суетную Москву и вернуться на родину? Не успел... А Смертин сделал. Причем школу открыл не просто в Барнауле, а в том районе, где жил – спальном, абсолютно голом в смысле спортивных школ и стадионов. Видать, помнил, как нелегко доставались ему поездки на перекладных с окраины Барнаула в самый центр, где базировалось «Динамо». А сейчас выходи из дома, пару шагов, пару остановок, кому как, – и вот он, стадион с двумя искусственными полями, вот она, гостиница, где будут жить самые талантливые ученики из провинции. Да и тренеры шагают на работу, дыша полной грудью: поля в идеале, кабинеты с иголочки, директор человек адекватный, в обиду не даст. Это в Барнауле. А есть ведь и филиалы школы Алексея Смертина – в райцентре Ключи, до которого 400 верст, предгорном Чарыше – 350, всего школ по краю – 13. И всюду Алексей бывает… Думаете, Евгений в стороне? Неделю назад звоню: «Как поживаете, молодой человек?» Рассказывает с удовольствием. Принимали он и его «Сатурн» барнаульскую команду мальчишек. Сыграли два товарищеских матча, сходили на игру премьер-лиги, посмотрели Москву – все впервые. Ну как не уважать семью Смертиных?!
Везет мне в жизни на таких людей с «улицы энтузиастов»! Вот Леонид Викторович Слуцкий часто повторяет: не было бы ДФЛ, не было бы «Олимпии», не состоялись бы многие игроки – может, Колодин, может, Адамов, нынче европейские бронзоносцы. Тешит самолюбие, но я думаю так: если бы не Николай Чувальский, в ту пору директор школы, к кому бы обратился юный Слуцкий? Если бы не начальство Дзержин-ского района и города Волгограда, построил бы Чувальский стадион, а вместе с ним и суперкоманду? Если бы… Слагаемых успеха всегда много. Но главный фактор – люди. Отыскать единомышленников непросто. Если бы я знал тогда, в начале 90-х, кто стоит за всеми этими «Селенгами», «Чарами» и прочими монстрами смутного времени, разве бы обивал их пороги? Но они были на виду, они излучали благополучие, и мне казалось, с барского стола не жаль будет для мальчишек крохи. Но даже крохи не перепало. Детская футбольная лига строилась долго, тяжело, по кирпичику. Один кирпичик – шахматного чемпиона Анатолия Карпова, другой – Пал Палыча Бородина, третий – Вагита Юсуфовича Алекперова и его ЛУКОЙЛа, четвертый – бизнесмена Сергея Атрошенко, кирпич пятый, шестой, вот и выложились стены… Так, медленно, усилиями не такой уж большой команды – тренерами, меценатами, управленцами, а чаще энтузиастами – строился детский футбол в новой России всюду… Но вот что удивительно: как только в футболе появились деньги, так чертиками из табакерки вскочили в него доселе абсолютно неизвестные в футболе люди. Мало того, уже и рулят, поучают, решают. Вот только жаль, пользы от этого самому футболу нет. Чиновничья душа черства к чужим проблемам.
Помню, лет десять с хвостиком назад в Москве прошел слух: создан специальный фонд, в который предприятия и фирмы столицы отчисляют деньги на развитие детского спорта. И всего-то надо ничего, чтобы получить финансирование: доказать, что ты занимаешься детским спортом. Оказалось же, существовал специальный список организаций, которым по разнарядке переводились деньги. Попасть туда было нереально. Второй раз сыграл с нами в лохотрон Московский спорткомитет, учредивший гранты на развитие детского спорта. По нашим подсчетам, мы железно должны были получить два из них: за журнал «Первый тайм» (других специализированных средств массовой информации о детском спорте просто не было) и за турниры (такого количества не проводил никто). Обломились. Мне все равно, куда ушли грантовские деньги, а вот почему не нам, догадываюсь: чиновникам мы не интересны. Отката не получишь, а славой и почетом сыт не будешь.
Ладно, лихая концовка XX века промчала и канула. Может быть, заря века нового осветила и согрела детский спорт? Да ничего подобного! Пару лет назад порадовал было РФС включением наших турниров в свою смету, но тут объявился кризис. Историческое событие (за 17 лет от главного футбольного органа страны мы не получили ни копейки) так и не состоялось. Да и какое-то странное отношение у тамошних чиновников к Детской футбольной лиге. К примеру, взяли и перестали приглашать меня на заседания комитета массового футбола, где обсуждаются в том числе и проблемы детского футбола. Попал в какую-то немилость к руководителю департамента массового футбола Владимира Олексина (может, потому что говорил о необходимости реформирования «Кожаного мяча» и предлагал свои услуги?) еще при руководстве Виталия Мутко, но и при нынешнем президенте РФС о ДФЛ в департаменте не вспоминают. А ДФЛ – это, между прочим, около 2500 команд, это Анюков, Колодин, Жирков, Дзагоев, Слуцкий и другие, начинавшие здесь, это престижная премия молодым футболистам «Первая пятерка», лучший сайт о детском футболе, постоянная рубрика «Поле надежды нашей» в еженедельном журнале «Спорт день за днем», соревнования памяти Бескова и Забелина, в честь Иванова и Ворошилова, международный турнир, на который впервые нынешним летом пожаловали мальчишки «Челси»… Вот, читаю основные направления работы Департамента массового футбола – всем там место нашлось: «Колосок», «Дети Азии», «МIх – футбол»… А о Всероссийском фестивале «Локобол – РЖД», в котором играют 46 000 мальчишек и девчонок из 120 городов России, ни слова. Как ни одного словечка про Международную детскую лигу чемпионов, которая вообще могла бы выгодно представлять РФС
в УЕФА: в ней объединены команды 12 стран. Речь ведь не о чьих-то амбициях, а об элементарном уважении к спонсорам в лице крупнейших отечественных компаний, как ОАО «РЖД» и ОАО «ЛУКОЙЛ». Много ли таких сегодня в детском футболе? Так что это еще надо посмотреть, кому кто больше нужен: чиновник Олексин нам или ему Детская футбольной лига, за которой история, известные не только в футболе люди, новые идеи и проекты.
Боюсь, что примерно так складываются отношения и на региональном уровне. Потому и едут все чаще детские команды соревноваться на деньги родителей. Кто за них станет радеть, бороться, рискуя схлопотать по шее? Ну, не чиновники же!
С нетерпением жду встречи с недавно назначенным председателем комитета РФС массового футбола Сергеем Николаевичем Шишкаревым. Депутат Госдумы – конечно, неплохо, но для меня он, в первую очередь, человек, создавший с нуля «Школу бразильского футбола» в Кабардинке. На ее базе мы с удовольствием проводим свои турниры: стадион там замечательный. Да и школа бивала уже не кого-нибудь, а сам московский «Спартак». Жду, надеюсь, может, на нашем «шоссе энтузиастов» прибавится?..