• Шестые впервые

    02.03.10 01:22

    Автор: Спорт день за днём

    Поражение сборной России в четвертьфинале с канадцами оставило нашу страну без олимпийской медали в хоккее. Но куда больнее оказался не сам факт проигрыша, а тотальное превосходство хозяев Игр во всех компонентах игры. Комментаторы «НТВ-Плюс» — о крушении надежд и поисках виновных.

    Оркестр без дирижера

    Мнение Дениса Казанского

    «Не раз, волнуясь и робея, она уходила ночью на морской берег, где, выждав рассвет, совершенно серьезно высматривала корабль с алыми парусами. Эти минуты были для нее счастьем; нам трудно так уйти в сказку, ей было бы не менее трудно выйти из ее власти и обаяния».

    Вы, конечно же, узнали — Александр Грин и его «Паруса». Прямо как про нас написано, правда? Про всех вместе и про каждого в отдельности. Последний год я жил в счастье ожидаемого счастья. Вот она, Олимпиада. При всем уважении, на остальных (коньки, лыжи и т. д.) в «полглаза» смотреть, а с хоккеем дневать и ночевать и «высматривать корабль с алыми парусами». Такого состава у нашей сборной ведь не было давненько, и подобрался он к самому сильному турниру, ну, как минимум десятилетия. Все лучшие в их лиге — у нас. Все лучшие наши — у Быкова.

    На «помарку» против словаков обращать внимание не хотелось. Это бывает, и лучше проиграть в этом матче, в группе, и уже с осознанием своих бед прийти в плей-офф. То, что в команде все в этом матче были сами за себя, тоже не настораживало. Куражатся парни! Соперник — словаки (пусть имена, уже копнувши, внушают уважение), из разряда «вы сколько можете, а мы сколько захотим». Потом был грандиозный второй период против чехов. Хит Овечкина. Идем по нарастающей. «Алые паруса» уже наполнены ветром!

    Канада? Да какая разница когда? По большому счету вникать в систему розыгрыша смысла не было: выходи и побеждай в каждом матче, золото и придет, никуда не денется. А для него надо обыграть всех, вот и нет разницы когда разбираться — в четверти или финале. (Хотя в финале краше, с эстетической точки зрения.)

    У Канады лишний матч с немцами. Это тоже неважно. Мы же не неделю назад играли: отдохнем, настроимся, их лишний раз увидим.

    И пришла ночь. В 3.30 по Москве на всей территории необъятной зажглись телеприемники…

    Я был уверен в трех вещах: во-первых, им будет тяжелей (давление всей Канады невероятное); во-вторых, они сразу рванут вперед, играя жестко и бросая по воротам чаще дроби Фреда Астера из «Времени Свинга»; в-третьих, что мы это благополучно выдержим, отдадимся контратакам имени Ови, Кови и Макса и выйдем в полуфинал.

    Поначалу так все и пошло. Они бьют, бросают. Но, черт, как же легко все это получается. Первый гол просто калька с того, что мы пропустили от словаков. Не по содержанию, по сути. Защитник не добирает, форварду хватает время и на шайбу, и на опекуна и на пас. Потом второй гол. Потом третий…

    Нас начинают деклассировать. Тренеры не реагируют. Справа от Быкова бледнеет Игорь Захаркин. До матча он говорил о предсказуемости канадцев. О том, что у нас есть план. Справа от Бэбкока уверенно колет взглядом лед Линди Рафф, рядом Кен Хичкок, а вот и Жак Лемер (чувствуете разницу?). Они ничего не говорили. Они просто приготовили команду к игре, каждый согласно своим обязанностям. Средняя линия стала для нас окрестностями Бермуд. В чужую зону мы могли забраться только в одиночку. Без шансов для табло. Они выиграли конек, клюшку, борт и игру. Выиграли все. Они были лучше. Гораздо. Канадцы, как и мы, знали свои недостатки. Посмотрите, как безобразно играла оборона против США. Зная проблему, они нашли вариант, как и за счет чего её компенсировать. Вы можете назвать лучшего игрока в составе канадцев? Я — нет. Мне даже выделить-то некого. Сваливаюсь на клише, но оно работает: листья были единым целым.

    Мы — нет. Гигантский разрыв между атакой и защитой, как в персональном плане, так и в командном, тренеры так и не ликвидировали. Перестроится по ходу игры (дело не в ротации звеньев, дело в изменении стратегии) они не смогли.

    Я остаюсь при своем: наша сборная индивидуально сильней любой команды мира. Только вот сыграться эта джаз-банда не смогла. Вместо куражного джем-сейшна, мы услышали оркестр, который даже с похорон выгонят. Из-за дирижера.

    Мои друзья поголовно отключались от трансляции по ходу второго периода. Я ждал третьего.

    Я был уверен, что Быков в раздевалке влезет на скамейку и… споет гимн. А что ещё можно сделать в такой ситуации? Когда-то же сработало. Пусть и голос был великим. Но он стал великим, что мешает Вячеславу Аркадьевичу?

    Любую Канаду, олимпийскую или молодежную, можно обыграть, исключительно замешав в подготовке мощную тактическую базу и невероятный настрой. Наши тренеры просчитались за «письменным столом» и не смогли мотивировать команду. Игроки, могут сколько угодно знать, что за ними «Россия», но им надо проорать это в уши. В нужное время.

    Мы уже думаем о 2014-м? Опять жить в предчувствии «алых парусов»? Да, Сочи не за горами, но мы пока «за горами».

    От любви до ненависти

    Мнение Юрия Розанова

    Реакция на поражение нашей хоккейной сборной в первую после 3:7 неделю читается очень легко. «Играли безобразно, не оправдали, виновных — к ответу». С первыми двумя частями (касательно матча) — согласен безоговорочно. И столь же безоговорочно не согласен с третьей.

    Машинности не наладили. В большинстве ничего так и не придумали. В обороне пожарили так, будто вообще этому не учились… Что, весь турнир так было? При желании и в матче с чехами (вполне себе приличном) можно было сыскать элементы этих обвинений. А раз эти элементы есть — значит, и обвинять можно во всем и с чисто русским размахом. На самом же деле все очень просто. Канадцы (сыграв, может, вообще лучший матч, который провела сборная «кленового листа» лет за двадцать) нас размазали. Не втыкаясь, не толкаясь… Двигаясь лучше нас, отнимая зоны, выигрывая конек. По-советски обыграли. Движением и пасом. От этого еще обидней. А всего обидней от того, что мы уже поверили, что нам равных нет. Ну, или почти нет. Что уж разгромить нас никто не способен… А раз обида — то и обвинения. От которых до оскорблений — рукой подать.

    А я обвинять погожу. Ошибки (и тренерские в том числе: забронзоветь у нас тренер-удачник (любой!) практически обречен) — признаю. А обвинять —

    погожу. Не потому, что все молодцы. Нет. А потому что лично у меня, во-первых, очень сильно чувство «голода». Вкусный суп или невкусный — а я просто не наелся. Мне четырех матчей оказалось мало (не сочтите за прогноз: «мол, если бы, то мы бы...»). Из «невкусно» и «голоден» лично для меня сильней второе. Поэтому, если первым делом обвинять в чем-то сборную, то в том, что она сыграла так мало матчей. Что в очень большой степени ее вина, не спорю. Но в не меньшей — гримасы жеребьевки.

    Дальше. Кого обвинять будем? И на кол сажать? Быкова с Захаркиным? Овечкина с Малкиным? Набокова? Отлично. Давайте. Давайте наклеим им таких ярлыков, чтоб они обиделись на всю жизнь, а мы бы им вслед кричали-лаяли: «Ах, они еще и обиделись!». С кем (чем?) тогда останемся?

    Знаете, в чем принципиальное отличие канадцев от нас?

    В том, что тридцать лет назад они получили почти подряд 0:6 и 1:8. И при этом вешать на столбах своих игроков не призывали. Ни «до», ни «после», ни в процессе…

    Пятнадцать лет мы не были чемпионами мира. Два года назад, сломав это правило, мы орали в майское окно «ура!». А теперь готовы вообще не считать чемпионат мира за соревнование. Этого нет у канадцев. Нет у шведов и у финнов. Ни у кого. У нас одних. Мы сами себя кормим вселенскими ожиданиями. А если они не сбываются — виновны те, кто работал. Плохо ли, хорошо, ли — но работал. А не мы. Поэтому я буду ругать сборную, но не требовать головы Быкова. Или Захаркина. Или еще кого.

    Вы же читали комментарии в интернете, да? Не заметили, что те, кто громче других кричит «Верим в команду!» первым же (и опять громче всех!) потом кричит «Не бойцы! Долой!».

    Мне уже не приходит в голову, что у меня впереди десять или двадцать Олимпиад. Хоть комментаторских, хоть зрительских — любых. Когда под полтинник, уже лезут болячки. И четыре года кажутся сроком. Поэтому если полетят головы, я спрошу: «А снимать в случае поражения надо до бесконечности? Методом перебора? Пока не выиграют? И не потребуется ли тогда для победы пятнадцать новых лет? Которых мне, быть может, Господь и прожить не положит?»

    Так вот. Я понимаю, что они — хотели. Что они — старались. Не вышло. И они все в этом виноваты. Но мне не придет в голову отрицать того, что лучше Быкова в сборной у нас за последние деся-

    тилетия никто не работал. И что он нам вернул ту самую уверенность в себе, заложником которой сам и стал. Что Овечкин (пусть его в этом матче и съели) — все равно лучший игрок на свете. И что хоккей наш растет. Не так (как выяснилось) быстро, как мы сами себе придумали. Но растет.

    Поэтому я признаю, что сборная провалилась. Но вот возьму и прощу ее… Потому что от огульной критики толку никакого не будет. Ну, разве болельщик сбережет себе пару нервных клеток, выпустив пар. Но разве болельщиком становятся, чтобы нервные клетки беречь? Я всегда думал, что как раз наоборот…

    Так что покричали — и за работу. А то, как бы в этом крике не забыть про главное, что нужно в таких ситуациях. Сделать выводы. И не обязательно организационные.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»