• Шестикратная олимпийская чемпионка Лидия Скобликова: «Разве Хайден повторил мой путь?»

    Конькобежный спорт

    18.02.14 15:21

    Автор: Спорт день за днём

    (Фото: РИА «Новости»)

    Лидия Павловна Скобликова, Уральская Молния, величайшая из великих, шестикратная олимпийская чемпионка, в Сочи, естественно, была нарасхват (она довольно быстро покинула олимпийскую столицу). Пресс-конференции ежедневно, телесъемки без перерыва. Журналисты караулили ее возле «Адлер-Арены», но тщетно. От интервью она уклонялась. Мне протекцию составил другой великий конькобежец, петербуржец Евгений Куликов. Но Скобликова колебалась. Очень торопилась в Москву. Не зная, что делать, я сказал правду:

    — Лидия Павловна, когда вы в Инсбруке брали все золото конькобежной программы Игр, мне было восемь лет. Я тогда в вас влюбился, с тех пор были браки, разводы и только это чувство к вам осталось неизменным!
    — Приятно слышать. И что?

    — И не откажите, пожалуйста, в интервью!

    Так наша беседа и состоялась.

    Задачи и мечты

    — Это вы такую сверхзадачу поставили себе в Инсбруке: победить на всех четырех дистанциях?
    — Нет, конечно. Я не была уверена, что хоть одну дистанцию выиграю. А эта задача — выиграть все забеги, она же невыполнима. А я не так глупа, чтобы ставить перед собой невыполнимые задачи.

    — Так выполнима же, как выяснилось.
    — Так получилось. Я просто выходила бороться на каждой дистанции. Показать максимум, на что была способна.

    — Но любимая дистанция у вас была? Коронная?
    — Нет. У меня все дистанции были любимые. В беге на 1000 м я четырежды устанавливала мировые рекорды. «Пятисотку» трижды выигрывала на мировых первенствах. И на трех километрах била рекорды. Мы тренировали тогда все дистанции в равной мере.

    — А потому что тогда не было чемпионатов мира в классическом многоборье отдельно, в спринтерском отдельно. Как сейчас. Это нововведение на пользу конькам?
    — Это просто правильно. Скорость человеку дается от рождения. Или не дается. Выносливость еще можно натренировать. А спринтерами рождаются. Вот такие прирожденные спринтеры, как Евгений Гришин, как Куликов, они были бы обделенными, не введи Международный союз конькобежцев спринтерскую комбинацию. Им было бы обидно. Иное дело, что сейчас нередко зря торопятся перевести кого-то в спринтеры. Вот Оля Фаткулина. Высокая, крепкая девочка. Глупость сделали, переведя ее в спринтерскую группу. Она могла бы все дистанции здорово бегать. Такие у нее данные.

     

    — Вот в ваше время женщины не бегали «пятерку». История не терпит сослагательного наклонения, но тем не менее, как вы ощущаете, вы готовы были к прохождению такого марафона?
    — Мне и думать нечего на эту тему. Я на тренировках и большие расстояния пробегала. Не раз с ребятами нашими тренировалась и бегала с ними успешно. Я и по две «пятерки» на занятиях накручивала.

    — Вы побеждали на двух Олимпиадах, и нередко девушки из сборной СССР стояли с вами рядом на пьедестале. На «пятисотке» в Инсбруке он и был весь нашим, в стайерском беге серебро завоевала Валентина Стенина. Конкуренция! Какие отношения были тогда в женской конькобежной сборной? Нынче-то по-разному складывается.
    — Великолепные! Дружеские, теплые. Мы были единой командой. Мы и по сей день дружим. И даже здесь, в Сочи, и то вместе.

    Школа и наследницы

    — Видел я, как темпераментно, эмоционально переживаете вы на «Адлер-Арене» за Олю Фаткулину. Понимаю, землячка.
    — Она не просто землячка. Оля из челябинской конькобежной школы имени Лидии Скобликовой. Эту школу я всячески поддерживаю, помогаю ей. Тренируются они во Дворце имени Лидии Скобликовой.

    — Вот только результаты выпускников этой школы, и в том числе Ольги Фаткулиной, пока далеки от ваших успехов...
    — В Сочи все было сделано для того, чтобы Оля успешно выступала. Созданы все условия. И медаль, ею завоеванная, не случайна. Что-то было неправильно спланировано в подготовке бега на 1000 м. У нее и там была реальная возможность выиграть медаль, хотя бы бронзовую. Тоже почетно. Оля слишком быстро разогналась, немного сил на финиш не хватило, на последние двести метров.

    — Лидия Павловна, в беседе с вами не избежать упоминания американского конькобежца Эрика Хайдена. У вас — шесть золотых олимпийских медалей, у него — пять. Оба вы выигрывали все золото конькобежной программы Игр. Что скажете об Эрике?
    — Мы даже с ним сидели однажды рядом, общались. Отношусь к нему с большим уважением. Не согласна, когда говорят, что он повторил мой путь. Он шел своим путем.

    — А кто первым назвал вас Уральской Молнией?
    — Не помню, кто конкретно, но ваш брат журналист. Сейчас уже и Олю так назвали. Потом оговорились, дескать, не Уральская Молния, а Уральский Метеорит.

    — Прекрасная спортсменка, вице-чемпионка Олимпиады. Но ведь не шестикратная победительница!
    — А я не возражаю, пусть называют.

    Нам еще строить и строить

    — Да уж, прежде такие титулы дороже давались. А сейчас у нас в коньках нет таких достижений. Почему?
    — Нет катков, нет школ. Значит, невелик и выбор спортсменов.

    — Меняется ситуация к лучшему?
    — Где?

    — У нас. В Голландии все и так хорошо с коньками.
    — Недостаточно! Мы что, много катков крытых построили?! Мало! А весь мир начал их штамповать сорок лет назад! А у нас два катка — в Коломне и в Челябинске. Третий вот этот, олимпийский, в Адлере.

    — Как, на ваш взгляд, протекает Олимпиада в Сочи? Если абстрагироваться от коньков, как вам Игры в целом?
    — Прекрасно! Огромный праздник для всех спортсменов, для всех болельщиков, для всех, кто прилетел в Сочи, для всех, кто по телевизору Игры смотрит. Есть, конечно, люди не очень честные, придумывающие какие-то проблемы и приписывающие их организаторам, да не стоит на них и внимания обращать. Работа у них такая, не очень чистая. А может, от зависти. Уж больно красиво все здесь проходит.

    Я встретилась с президентом здесь и сказала ему: «Владимир Владимирович, спасибо вам огромное за то, что вы мужественно прошли через все трудности, преодолели их и подарили праздник, так необходимый всем россиянам!» Вы посмотрите, как везде болеют! Если б это не нужно было, разве такой подъем был бы?! На женском хоккее трибуны битком! На лыжах — стоят по всей трассе! Это ж здорово!

    — Не могу не спросить, Лидия Павловна. Впереди стайерский бег в коньках. Есть у нас надежды?
    — Ну будем болеть, переживать, надеяться до последнего. А реально… не знаю.

    Адлер


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»