Хоккейный турнир Олимпийских игр в Ванкувере получился отчасти сентиментальным. Ведь это были, судя по всему, последние Игры для многих настоящих суперзвезд хоккея. Сергей Федоров уже называл ванкуверский турнир венцом своей карьеры, Олли Йокиннен после утешительного финала рассказал, что половина игроков финской сборной планируют завершить выступления за национальную команду, едва ли «дотянут» до Сочи и Яромир Ягр с Петером Форсбергом.
Серьезное обновление ждет и сборную Словакии, средний возраст которой на Олимпийских играх превысил тридцать лет. Постепенно сходит с арены золотое поколение словацкого хоккея, завоевавшее для своей страны полный комплект медалей чемпионатов мира. В Ванкувере у этого поколения был последний шанс добраться до олимпийского пьедестала почета. В 2014‑м под (а то и за) сорок лет будет многим нынешним лидерам: Паволу Демитре, Рихарду Зеднику, Жигмунду Палфи, Йожефу Штумпелу. И, конечно, Мирославу Шатану, одному из символов словацкого хоккея, многократному капитану сборной на чемпионатах мира.
Голливудский сценарий
Шатан родился на 18 лет раньше независимой Словакии в крохотном (его население и сейчас недотягивает до тридцати тысяч) городке Топольчаны. Любимыми видами спорта местных жителей исторически являлись гандбол, настольный теннис и водное поло. Хоккейный клуб Топольчан, сменивший к 1993 году с момента основания в 1932-м восемь названий (в том числе «Ювентус», «Спартак» и «Сокол») и воспитавший, помимо Шатана, еще одного чемпиона мира-2002 — защитника «Эдмонтона» Любомира Вишновски, сколь-нибудь громкими успехами похвастать не мог, выполняя функции фарма «Дуклы» из Тренчина. Там и начал свою карьеру на высшем уровне 18-летний Мирослав Шатан. Чемпионство 1992 года он не застал, зато успел поиграть в последнем чемпионате Чехословакии. А уже в 1994-м Шатан под руководством нынешнего тренера сборной Словакии Франтишека Хоссы завоевал золото дебютного первенства новой словацкой Экстралиги. В том чемпионате Шатан набрал 64 (42+22) очка, став лучшим снайпером и бомбардиром лиги.
К клубным достижениям Мирослав добавил отличное выступление на международном уровне. Новообразованная сборная Словакии получила wild card в олимпийский отборочный турнир, который уверенно и выиграла. В Лиллехаммере словаки расправились с итальянцами и французами, сделали ничьи с американцами и будущими победителями Игр шведами и обыграли канадцев, сенсационно заняв первое место в группе. Вот только на беду ведомой Юлиусом Шуплером дружины в другой группе по дополнительным показателям четвертое место заняла сборная России. В сшибке двух дебютантов Олимпийских игр сильнее оказались россияне, победив в дополнительное время — 3:2. Словаки же, уступив в матче за пятое место своим, пожалуй, самым принципиальным соперниками — чехам — со счетом 7:1, остались шестыми. Что не помешало 19-летнему Шатану стать лучшим снайпером турнира: в восьми встречах он наколотил 9 голов — практически треть от общей результативности своей команды. В том же сезоне Мирослав успел помочь национальной (7 голов и 1 передача в 6 матчах) и молодежной (6 голов и 7 передач в 13 матчах) сборным перейти из класса C в класс B чемпионатов мира. В обоих случая Шатан был признан лучшим нападающим турнира.
После столь впечатляющего сезона снайпер отправился за океан. Там он провел год в низших лигах, почти два в «Эдмонтоне» и взбудоражил общественность своей «адской» фамилией. Ее английское написание — Satan — переводится как «сатана», что мгновенно подхлестнуло фантазию острословов, вывешивавших баннеры «Hail Satan» («Слава сатане») и «Satan is God» («Сатана — Бог»). Прошел даже слух, что Мирослав намерен выбрать себе необычный игровой номер — 666. НХЛ поверила и ввела правило, согласно которому все игроки лиги должны выступать под номерами от 1 до 98 (99-й был навечно отдан Уэйну Гретцки).
А потом словак нашел себя в «Баффало». Семь сезонов, пять выходов в плей-офф, почти 0,8 очка в среднем за игру, финал Кубка Стэнли… И именно поражение в шестом матче решающей серии сезона-1998/99 вспоминал Шатан прошлой весной, подняв-таки над головой заветную чашу уже в составе «Питтсбурга»: «Не верю, что это произошло со мной. Если бы кто-то в Голливуде написал такой сценарий и показал мне, то я бы не поверил. Я ждал этого десять лет после поражения в финале с «Баффало». Не думал, что такое вообще возможно, хотя в душе теплилась надежда».
После же поражения десятилетней давности Шатану оставалось утешать себя международными успехами. Ведь «Баффало» перестало проходить дальше второго раунда плей-офф, в то время как сборная Словакии окончательно освоилась в элите мирового хоккея. В 2000 году на чемпионате мира в Санкт-Петербурге словаки дошли до финала, где в упорном матче уступили чехам. А уже через два года Шатан сотоварищи добрались до золота, навсегда вписав свои имена в историю словацкого хоккея.
Восьмой десяток
На четвертые для себя Олимпийские игры Шатан мог и не поехать. Едва ли в составе словацкой сборной нашлось бы место для хоккеиста, полгода не имевшего игровой практики. Пусть это и национальный кумир, включенный в список кандидатов на поездку на Игры. После чемпионского сезона «Питтсбург» отказался от продления контракта с форвардом, проведшим окончание регулярного чемпионата в фарме из-за превышения «Пингвинами» потолка зарплат. Это, кстати, была первая «ссылка» Шатана в фарм-клуб с сезона-1994/95.
И только в самом начале 2010-го случился камбэк. Находящийся в статусе свободного агента Шатан подписал контракт до конца сезона с «Бостоном» на смешную для игрока такого ранга зарплату в 700 тысяч долларов в год. В «Питтсбурге» словак получал в пять раз больше.
Возвращение Шатана в большой хоккей вызвало неоднозначную реакцию среди болельщиков. «Если он избежит травм, то снова станет тем Шатаном, которого мы знаем», — выражали надежду одни посетители словацких хоккейных сайтов. «Я убежден, что он усилит «Бостон», увеличив их шансы на Кубок Стэнли. И еще больше он усилит нас на Олимпийских играх!», — уверяли другие. Но хватало и пессимистов, вспоминавших о возрасте Шатана и снижении его результативности в последние годы. Особенно скептически настроенные фаны предрекали ему не больше двух минут айстайма в среднем за матч в составе «Брюинз». А кто-то и вовсе советовал отправиться в КХЛ, где «площадки больше, а борьбы меньше». И действительно, у Шатана были предложения из Континентальной лиги. В частности, говорилось об интересе со стороны «Барыса» и минского «Динамо». Но от этих вариантов Мирослав «отбился» затребовав шестимиллионную зарплату. Подписавшись же с «Бостоном» на многократно меньшую сумму, игрок излучал оптимизм: «Это лучший выбор для меня. Да были варианты в Европе, но я предпочел «Бостон». И дело не только в предстоящих Олимпийских играх, я рассчитываю побороться за Кубок Стэнли». Радовались и его новые работодатели. «У нас был шанс получить Шатана, и мы им воспользовались. Это игрок способный много забивать, он поможет нашей команде», — заявлял главный тренер «Бостона» Клод Жульен.
Скептики оказались неправы. В новой команде Шатан регулярно выходит на лед, обычно проводя на площадке не меньше 14 минут. К началу февраля уже мало кто сомневался в заслуженности места Мирослава в сборной. Хотя в последний момент он едва не «пролетел» мимо Олимпиады уже по новой причине. За несколько дней до начала Игр, в матче с «Тампой» Шатан получил травму. И все же в Ванкувер форвард поехал, пусть и пропустил там два стартовых матча. На Олимпиаде лучший снайпер в истории сборной Словакии к своим рекордным 70 голам за национальную команду (кстати, никто в Ванкувере не мог похвастать столь внушительной цифрой) прибавил лишь один. Но очень важный — выведший Словакию в четвертьфинал.
Да, до медалей словаки в этот раз добраться не сумели. Но и проигравшими их считать нельзя. Четвертое место — лучший результат в короткой истории этой страны. Впрочем, у Шатана есть хороший повод продолжить карьеру: следующий сезон «Бостон» начнет вынесенными матчами с «Финиксом» в Праге, всего в трехстах километрах от Топольчан.
Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №8 (3-9 марта 2010 года).
Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.
редакции