• Шандор Варга, агент ФИФА: «Все упирается в возможности российского потребителя»

    Слово эксперту

    17.03.12 02:13

    Шандор Варга, агент ФИФА: «Все упирается в возможности российского потребителя» - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Автор: Спорт день за днём

    — В Англии болельщики массово заполняют стадионы в первую очередь потому, что привлекательно на них абсолютно все. И удобства на арене, и качество футбола вместе с интригой. Потому что какой бы комфортный и технологичный стадион ни был, вряд ли зрителям понравится, если футболисты будут кататься на льду, — говорит агент.

    — Многие английские болельщики не ограничиваются на арене просмотром футбола?
    — Таких 80 процентов. Помимо просмотра игры люди проводят на стадионах еще два-три часа. Потому что можно спокойно, без шума и очереди, пообедать или поужинать, просто погулять. Для примера — я сейчас неделю провел в «Вест Бромвиче», был на его матчах, а это, кстати, один из самых бедных клубов страны. Но с посещаемостью у них проблем нет — стадион всегда полон. И так там во всех городах: вмещает арена 20 тысяч — приходят все 20, вмещает 80 — заполняется под завязку и она. Другой пример — стадион того же «Фулхэма» довольно старый, там нет изобилия развлечений и ресторанов, в тех, что есть, не всегда хватает мест. Тем не менее и там постоянно аншлаг. Почему? Ответ простой — людей притягивает качество футбола.

    — Еда с напитками, а также развлечения на английских стадионах доступны простому люду?
    — Если у вас место в дорогой ложе и вы туда заказываете шикарный ужин, конечно, с вас возьмут немало. Но что касается обычных билетов, то все предлагаемые по нему услуги на стадионе абсолютно доступны простым болельщикам. Позволить себе это может даже неработающий человек, живущий на социальное пособие.

    — Доход от торговли на арене идет в казну клуба?
    — В основном. Возможно, они привлекают за небольшую долю кого-то еще, но в целом зарабатывают на этом самостоятельно.

    — Главный тренер и менеджер «Арсенала» Арсен Венгер — ваш хороший знакомый. Какой процент клубного бюджета формирует именно продажа абонементов и торговля с реализацией услуг на стадионе?
    — Точные цифры не назову, но это существенная часть бюджета клуба. После доходов от телевидения и торговли атрибутикой. В Лондоне она тоже частично входит в торговлю на стадионе, но в Китае маек с символикой «канониров» продается намного больше. Когда они играли на старом стадионе «Хайбери», вмещавшем 38 000 зрителей, у них на каждый матч заявок было на 65 000! По­этому решили потратить 300 000 евро на строительство «Эмирейт­са», куда теперь все желающие попадают. Причем «Арсенал» придерживается политики недорогих билетов и менять ее не собирается.

    — Сколько, по вашему мнению, надо времени российским клубам, чтобы они научились столь же эффективно получать доходы со своих стадионов?
    — Современные стадионы построить можно, научиться зарабатывать на них тоже реально. И не так долго это надо осваивать. Но в России вопрос упирается в возможности потребителя. Ведь именно болельщик должен покупать услуги — и не выборочно, а массово. Когда это станет возможно? Когда, например, врач в России будет иметь такую же зарплату, какую имеет врач в той же Англии. И без угрозы для своего бюджета тратить 100 евро на билет.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»