Любой болельщик, собирающийся на крупное спортивное событие, старается заранее продумать логистику своих перемещений. Прилетаешь ты в аэропорт, получаешь багаж, а что дальше? Одно дело, если пунктом назначения является скромный по своим размерам Саранск. Взял такси, доехал до отеля, а затем спокойно пешком дошел до стадиона. В крайнем случае сел на автобус или трамвай. А как быть в миллионниках вроде Петербурга? На выручку приходит метрополитен.
Семь новых станций для болельщиков
В настоящее время в петербургском метро пять линий и 67 станций, их обслуживают 1600 вагонов, которые ежедневно перевозят более двух миллионов пассажиров. Одиннадцать станций совмещены с вокзалами, железнодорожными станциями или платформами. Болельщики, которые выберут именно город на Неве местом своей дислокации во время Кубка конфедераций — 2017 и чемпионата мира — 2018, должны запомнить несколько названий. В первую очередь «Новокрестовская» и «Крестовский остров». Именно от них быстрее всего можно добраться до стадиона «Санкт-Петербург».
— На сегодняшний день приоритетными направлениями являются Фрунзенская линия до Южного депо, а также станции «Новокрестовская» и «Улица Савушкина», которые появятся в городе в рамках подготовки к чемпионату мира — 2018, — заявил начальник городского метрополитена Владимир Гарюгин. — Важное направление, по которому разрабатывается проектная документация, это Красносельско-Калининская линия. Она пойдет с традиционно насыщенного района на юго-западе и придет в центр города, где много мест, нуждающихся в охвате метрополитеном. К сожалению, в девяностые годы на строительство станций не выделялись средства из федерального бюджета. Это привело к тому, что лишь треть жителей Петербурга имеет прямой доступ к метро. Красносельско-Калининская линия выделяется тем, что включает пересадочные узлы сразу на трех линиях: на станциях «Кировский завод», «Московские ворота» и «Обводный канал». Это станет фрагментом кольцевой линии, которая появится в будущем.
К 2018 году ожидается появление семи новых станций. В том числе и двух в непосредственной близости от стадиона. «Новокрестовская» является важной частью инфраструктуры, необходимой для проведения матчей чемпионата мира, ее пропускная способность составит до 45 тысяч человек, однако по требованию транспортной полиции во время матчей ее будут закрывать на вход. Это, несомненно, минус, но наличие рядом «Крестовского острова» решит все проблемы поклонников футбола.
Связь с Москвой
Развитие транспорта — одна из основных задач российских властей накануне двух крупных турниров. Сначала надо построить стадионы, а потом сделать так, чтобы добраться до них можно было как можно легче. В Москве неделю назад было запущено Ццентральное кольцо (МЦК), где на трассе бывшей Малой окружной железной дороги возвели 31 станцию городской электрички «Ласточка». На 17 станциях можно пересесть в метро, на десяти — в пригородные электропоезда. Это стало возможно благодаря петербургским специалистам. После этого нововведения российская столица стала чем-то напоминать Париж. Болельщики, которые нынешним летом побывали во Франции на Евро-2016, прекрасно понимают, что собой представляет парижский метрополитен. Так вот их RER — это и есть московское МЦК.
Строительство МЦК обошлось в 100 млрд рублей. Из них 35 миллиардов вложили московские власти в лице метрополитена, остальное — федеральный центр. Принято считать, что метро, как и любой социальный транспорт, инвестиция, которая себя не окупает. Однако в данном случае городская казна все же рассчитывает на прибыль. В Петербурге в подобное развитие событий не верят, поэтому до сих пор не решаются пойти по стопам крупнейших городов Европы, в том числе и Москвы, построив инфраструктуру для аэроэкспресса из Пулково. Считается, что автобусов достаточно.
Сейчас на повестке дня объединение петербургского «Подорожника» и московской «Тройки». Чисто технически в этом нет особых проблем, хотя стоимость проезда в двух городах и различается. Зато все гости Кубка конфедераций — 2017 и ЧМ-2018 избавятся от головной боли и смогут без лишних проблем перемещаться в метрополитене двух российских столиц. Каждый турист бывал в ситуации, когда приходится тратить много времени, пока вникнешь в нюансы перемещений в новом городе. Этого удастся избежать и благодаря внедрению системы оплаты проезда с помощью банковских карт.
«Дворцы Петербурга» и «Мобильная библиотека»
Петербург продолжает преображаться даже в собственных недрах. Сейчас наблюдается активная замена подвижного состава. ГУП «Петербургский метрополитен» объявило конкурс на закупку 27 электропоездов с асинхронным тяговым приводом. План поставки на 2017 год — 15 составов, в 2018 году — 12 составов. В апреле этого года Владимир Гарюгин оценил в 204 вагона потребность Невско-Василеостровской линии в новом подвижном составе для перевозки болельщиков во время ЧМ-2018. В целом метрополитену необходимо закупить к мировому первенству 396 вагонов.
Гости города должны оценить не только комфортабельность новых составов, но и их внешний вид. Тематический состав «Дворцы Петербурга» получил яркую отделку с изображением ансамбля Петергофа, Дворцовой площади и «подземных дворцов» Петербурга. Стеновые и потолочные панели были украшены иллюстрациями, фотоснимками и коллажами художника Андрея Замуры, разместившего в интерьерах узнаваемые детали исторических достопримечательностей. Такие вагоны можно увидеть на третьей линии. В апреле этого года пассажирам был представлен тематический состав «Мобильная библиотека». Задача поезда — повысить у пассажиров интерес к чтению. На первой линии всех встречают стилизованные книжные полки, изречения великих писателей и даже небольшой нарисованный камин. Петербургский метрополитен закрепил за собой звание одного из самых красивых в мире.
Важна и практическая составляющая. Не стоит забывать, что на берега Невы приедут и представители маломобильных групп, то есть инвалиды. К сожалению, в Петербурге один из самых глубоких метрополитенов в мире, поэтому лифтовые шахты строить очень дорого. Не имея возможности доставить людей из вестибюля сразу на платформу, на каждой станции установили специальные тележки, с помощью которых можно безопасно спуститься или подняться на эскалаторе. Службы контроля обязаны помогать людям, а на переходах станций есть специальные электрические гусеничные тележки. Придумана система «Говорящий город» — это специальная касса, где люди со слабым слухом могут получить нужную информацию. Очевидно, что Петербург стремится не ударить в грязь лицом и сохранить за собой статус одного из самых интересных мест для туристов со всего мира. Кубок конфедераций — 2017 и ЧМ-2018 эти позиции должны только укрепить.