Современный болельщик живет не на стадионе, а в социальных сетях. В том числе и поэтому футбольным клубам необходимо не только заботиться о теплом чае на трибунах, но и так называемые новые медиа развивать. «Спорт День за Днем» разобрался, насколько в клубах РФПЛ озабочены социальными сетями.
«СКА-Хабаровск»
Суммарная аудитория в соцсетях*: меньше 27 000 подписчиков
Хабаровчане — один из двух клубов РФПЛ, решивший вообще не заводить аккаунт в «Фейсбуке». Соцсеть с самой деловой, по мнению маркетологов, аудиторией даже не пыталась быть покорена дальневосточниками. Возможно, это вполне себе взвешенный и логичный шаг со стороны клубной пресс-службы. Контент соцсетей «СКА-Хабаровска» мало чем отличается от новостей на официальном сайте. Те же публикации с точно такими же официозными формулировками. Да и посты просто дублируются из платформы в платформу. В канцеляризмах съедаются даже интересные информационные поводы, вроде страшной для футболистов минусовой температуры воздуха.
Хабаровск. 23 ноября. Местное время - 19:15. Температура поверхности поля и воздуха на Стадионе имени Ленина. Замер осуществляет губернатор края Вячеслав Шпорт.
В понедельник гостем ДВ будет лидер турнира главных команд российской Премьер-лиги, московский «Локомотив». pic.twitter.com/kB9xKKx9kL
«Тосно»
Суммарная аудитория в соцсетях: меньше 37 000 подписчиков
У второго новичка РФПЛ дела с социальными сетями обстоят намного лучше. Речь даже не в наличии группы в «Фейсбуке» (пока самой малочисленной во всей лиге), а в стремлении радовать подписчиков интересными форматами. Например, хоть как-то креативить с формой подачи информации по пресловутым продажам билетов или делать подборки с фото болельщиков тосненцев. Важный момент: «Тосно» пытается развивать клубное телевидение. Это не только интервью с игроками, но и модный ныне формат влогов. Даже киберспортсмены клуба из Ленинградской области ведут на «Ютуб»-канале «Тосно» рубрику по FIFA 18. Работа на разные слои аудитории.
«Арсенал»
Суммарная аудитория в соцсетях: меньше 56 000
Не удосужился оформить аккаунт в «Фейсбуке» и «Арсенал». Зато в других соцсетях туляки хоть как-то пытаются креативить. Несколько уникальных видеорубрик вроде «60 секунд» и «Красный или желтый» разбрасываются по всем аккаунтам. На этом, к сожалению, жанрово-тематическое разнообразие прерывается. Туляки перебрасывают одни и те же новости между соцсетями и сайтом, ведут трансляции матчей в «Твиттере» и публикуют фото- и видеоотчеты мероприятий. Иногда «Арсенал» радует любителей тактики интересными расстановками футболистов на матчи. Например, с «Рубином» в составе был лишь один фланговый полузащитник.
Стартовый состав @pfc_arsenal : #АрсеналРубин #МыАрсенал pic.twitter.com/QsKwlFw3EH
«Уфа»
Суммарная аудитория в соцсетях: меньше 90 000 подписчиков
По большей части придерживаются принципа поздравлений с днем рождения, публикаций стартового состава и в «Уфе». Основной упор и в башкирском клубе решили сделать на видеоролики. В этом сезоне, например, по Интернету летал немного трэшовый клип на песню популярного в Уфе певца — поклонника местного футбольного клуба. Имя же «Ютуб»-каналу уфимцев сделали шоу «Это премьер-лига, брат!» — своего рода дневник матчей команды — и умение клубной пресс-службы в нужные моменты включать камеру. Например, когда Эммануэль Фримпонг завывает «Владимирский централ».
«Урал»
Суммарная аудитория в соцсетях: меньше 190 тысяч подписчиков
«Урал» — еще один клуб, упор делающий именно на производство видеоконтента. Основная составляющая соцсетей — новости, интервью и текстовые онлайн-трансляции матчей. Чуть веселее дела обстоят в «Инстаграме». Там форма подачи той же информации более легкая, да и периодически разбивается небольшими загадками из разряда «кто на фото». На «Ютубе» же екатеринбуржцы больше, чем на остальных платформах, пытаются сделать что-нибудь веселое, интересное и в какой-то степени познавательное одновременно. Иногда получается очень неплохо, да и, судя по всему, самим игрокам нравится в этом участвовать.
«Ахмат»
Суммарная аудитория в соцсетях: меньше 210 000 подписчиков
У «Ахмата» в соцсетях замечено несколько парадоксов. По большей части грозненцы придерживаются той же модели, что и большинство клубов РФПЛ, просто распространяя одну и ту же информацию по разным платформам и периодически экспериментируя и заморачиваясь над формой подачи, стараясь сделать красиво. Но в мелочах можно найти немного странные вещи. Например, все видеоролики на клубном «Ютуб»-канале озаглавлены на английском языке, однако ни перевода, ни субтитров для британских или американских фанатов грозненской команды не предоставлено. Только название. Ну и соцсети «Ахмата» иногда используют как дополнительный канал информирования жителей Грозного, например, о новых правилах ПДД.
Публикация от FC "Akhmat" Grozny ⚽ (@akhmatgrozny)
«Амкар»
Суммарная аудитория в соцсетях: меньше 228 000 подписчиков
В Перми, к сожалению, тоже не стремятся на полную использовать все возможности популяризации клуба. Уже не раз отмеченный нами принцип переноса новостей с платформы в платформу прижился и в «Амкаре». Отдушина в этом случае тоже достаточно стандартная — видеоролики. Из интересного — два формата. Во-первых, влоги по итогам некоторых матчей РФПЛ. Акцент, правда, сделан не на информационную составляющую, а на красивые кадры и хорошую съемку. Вполне имеет место быть, особенно после приобретения для клубной пресс-службы квадрокоптера. Теперь кадров Перми с высоты птичьего полета станет намного больше. Во-вторых, некоторые клубные акции тоже снимаются на видео и выкладываются на «Ютубе». Просмотров не так много, зато хоть какое-то разнообразие.
«Анжи»
Суммарная аудитория в соцсетях: меньше 335 000 подписчиков
У махачкалинского клуба есть страница в «Одноклассниках». Сложный вопрос, насколько это эффективно, но желание захватить и эту часть аудитории похвально. Тем более что большинство клубов РФПЛ о некогда самой популярной в России платформе попросту забыли. Правда, на этом нетривиальные идеи с ведением соцсетей «Анжи» практически закончились. Стандартная тиражируется по всем платформам, рассказывая о подготовке команды к матчам, закулисье игр или приглашении болельщиков на матч. Последнее в Махачкале приобрело интересную форму, только вот смотреть на это со стороны из тура в тур может стать просто скучно.
Публикация от Анжи (@fc_anji_ru_official)
«Динамо»
Суммарная аудитория в соцсетях: меньше 450 000 подписчиков
Несколько сезонов назад бело-голубые подрывали Интернет странными превью-роликами. Матч с «Анжи» предварял сюжет, в котором в грубой манере тогда звездный состав махачкалинцев сравнивали с московскими гастарбайтерами (https://www.youtube.com/watch?v=JjWeHnOBsPg). Сейчас баламутить Интернет бело-голубые уже не хотят. Спокойно себе делают посты про дни рождения известных динамовцев, в том числе и давно завершивших карьеру, анонсируют материалы о дружественных футбольных клубах «Динамо» из разных стран и периодически возвращаются к жанру видеоанонсов матчей. Но подход явно стал другим.
«Краснодар»
Суммарная аудитория в соцсетях: меньше 492 000 подписчиков
Когда кто-нибудь начнет говорить, что «Краснодар» — идеальная модель клуба для нашей страны, покажите ему соцсети «быков». Элитная клубная база, прекрасный стадион и хороший крепкий состав, собранный на частное финансирование, — все это достойно лучшего информационного сопровождения. Социальные сети же краснодарцев максимально стандартны и ничем не выделяются на фоне куда менее успешных, в том числе и финансово, клубов. Иногда, конечно, проскакивают видеорубрики вроде «Раздевалки» или интересные фотографии в «Инстаграме». Но это все частные случаи. Недаром популярность клуба в социальных сетях не так велика, как следовало бы ожидать.
Публикация от FC Krasnodar / ФК Краснодар (@fckrasnodar)
«Ростов»
Суммарная аудитория в соцсетях: меньше 545 000 подписчиков
«Ростов» бы тоже максимально быстро канул в череду одинаковых и бесхитростных в поведении в социальных сетях клубов, если бы не одно большое но. В августе клубное телевидение выпустило большой и хорошо сделанный документальный фильм. Речь в ленте «Мужики. Команда, покорившая сердца миллионов» идет о пока самом успешном периоде в истории «Ростова» — времени при Курбане Бердыеве, когда даже мюнхенская «Бавария» ложилась под тактической машиной тренерского штаба ростовчан. Масштабные проекты — это всегда приятно. В такой ситуации даже единственная уникальная рубрика «Было/Не было» выглядит более привлекательно.
«Локомотив»
Суммарная аудитория в соцсетях: меньше 720 000 подписчиков
Один из тех российских клубов, у которых можно поучиться. «Железнодорожники» стараются интересно обыграть любой информационный повод. Матч в Хабаровске при лютом холоде? Стандартные плашки в соцсетях при помощи фоторедакторов покрывают инеем, стараясь передать атмосферу игры. Джефферсон Фарфан выдал несколько очень удачных матчей? Возьмем очередную удачную цитату Юрия Павловича Семина и сделаем своего рода мем. Интересен и «Ютуб»-канал москвичей. Среди стандартных рубрик можно найти, например, нарезку голов в этом сезоне, сделанную в виде клипа болельщика клуба рэпера L'One. Следить за командой действительно интересно.
Нашему Джефу не страшны длительные перелёты. Выходя на поле, он сам начинает летать по нему! Этот перуанский парень просто космос! 🚀 pic.twitter.com/jjU0qxJ89A
— ФК Локомотив (@fclokomotiv) 24 ноября 2017 г.
«Рубин»
Суммарная аудитория в соцсетях: меньше 1 150 000 подписчиков
«Спартак»
Суммарная аудитория в соцсетях: 1 840 000 подписчиков
Клуб с одним из самых больших охватов аудитории пошел по интересному пути. В «Спартаке» могут и умеют делать качественно. Этим москвичи и занимаются, не запариваясь над разнообразием контента. Все то же самое, что у большинства команд из нижней части рейтинга, только оборудование подороже да графика позамысловатее. Вот и получается, что «Спартак» делает то же самое, что, например, «Амкар», уходя в какой-то креатив лишь на время видеоанонсов некоторых событий, только вот фанатская база по размерам явно несопоставима.
lПубликация от FC Spartak Moscow (@fcsm_official)
ЦСКА
Суммарная аудитория в соцсетях: 1 907 000 подписчиков
ЦСКА немного отошел от стандартного понимания клубного «Ютуб»-канала в сторону полномасштабного клубного телевидения. Армейцы ведут прямой эфир передачи «По коням!» перед матчем, в перерыве и после игры. Неизменный дуэт ведущих, хорошая студия, интересные гости и вставки эксклюзивных интервью с игроками, женами футболистов и, разумеется, болельщиками. Прибавим к этому «Красно-синий влог» — и получим реально нестыдный «Ютуб»-канал. А ведь всего полгода назад на некоторые видеоработы было по-испански стыдно смотреть. Снято прекрасно, но посыл очень низкий. С остальными соцсетями у ЦСКА все было и пока есть достаточно стандартно.
«Зенит»
Суммарная аудитория в соцсетях: 3 050 000 подписчиков
А вы помните свой первый раз? 😂 #ПервыйСнег #PrimeraNevada ☃️ pic.twitter.com/n0mvy1tgVm
— ФК «Зенит» (@zenit_spb) 30 ноября 2017 г.
*На основе суммарного количества подписчиков во «ВКонтакте», Facebook, Twitter, Instagram на момент выхода материала.