Беседа с капитаном баскетбольной сборной России Сергеем Моней в преддверии чемпионата мира в Турции началась... с футбола. Набрав телефонный номер Сергея в перерыве матча Лиги чемпионов между питерским «Зенитом» и французским «Осером», корреспондент «Спорта» услышал: «А давайте через часок, когда игра закончится!..» В общем, завязка для разговора нарисовалась сама собой...
Марибор на баскетбольный лад
— Ну что, Сергей, как вам футбол?
— Хороший матч, напряженный. Жаль, что «Зенит» всего 1:0 выиграл — шансы-то забить еще были! Теперь в ответной встрече во Франции питерцам непросто будет...
— Так вы болельщик «Зенита»?
— Не-е-т, в российском чемпионате я давно уже болею за ЦСКА. Но когда дело доходит до еврокубковых матчей, здесь в равной степени переживаю за все наши команды. Вот и «Зениту» от души желаю пройти «Осер» и попасть в групповой турнир Лиги чемпионов!
— А прошедший чемпионат мира по футболу в ЮАР смотрели? Какие там у вас были предпочтения?
— Смотрел, конечно, по возможности, но не все матчи. Болел за голландцев, но Испания, считаю, в финале их обыграла по делу и заслуженно завоевала титул.
— Сборная России в ЮАР не попала после прошлогоднего конфуза в словенском Мариборе. И надо же — наша баскетбольная национальная команда перед стартом мирового первенства съездила на контрольный турнир именно в этот город! Шуточки по этому поводу ваши партнеры по сборной отпускали?
— Нет, ничего такого не было (улыбается). Конечно, Марибор с некоторых пор у всех в России на слуху, но мы все-таки ехали в Словению своими делами заниматься — баскетбольными.
— Учитывая результаты словенского турнира (поражения от сербов и хозяев, победа над Новой Зеландией), многие болельщики и специалисты в нашей стране стали высказываться в таком духе, что, мол, может, и баскетбольной сборной после Марибора нечего делать на мундиале в Турции?
— Ну-у, неужели в нас совсем не верят?! Я бы посоветовал не торопиться с подобными выводами. Подготовку к чемпионату мира мы начали не в полном составе, кое-кто из ребят, восстанавливаясь после травм и постепенно набирая форму, подключался к процессу по ходу дела, поэтому перепады в контрольных матчах были неизбежны. Конечно, проигрывать всегда неприятно, но главные матчи у нас еще впереди. Не знаю, какое настроение у болельщиков, но у нас в сборной в этом плане полный порядок: все ребята готовятся к чемпионату мира только с положительными эмоциями.
— А как прокомментируете такой тезис: кому он нужен, этот чемпионат мира, если путевки на Олимпиаду все равно разыгрываются на европейском первенстве?
— Ну и вопросики у вас!.. Каждый, конечно, вправе по-своему оценивать важность чемпионата мира, но лично у меня к нему отношение самое что ни на есть серьезное. На мой взгляд, в самом названии этого турнира заложены его престижность и высочайший ранг.
Четвертьфинал — наш потолок?
— Помимо Марибора, у сборной России — я имею в виду баскетбольную — был еще и аналогичный турнир на Кипре. Там и результаты были похожими на словенские: поражения от немцев и греков, победа над хорватами. Возможно, поэтому перспективы нашей команды в Турции оцениваются столь осторожно?
— Может быть. Но я бы предпочел говорить о положительных моментах, которые были в этих контрольных матчах.
— А они были, положительные моменты?
— Конечно! Один из главных — игровая практика. Для улучшения командных взаимодействий нет ничего лучше, чем встреча с сильным соперником. Другой момент — в этих матчах временами нам удавалась очень приличная игра. Пусть эпизодически, пусть по несколько минут за матч, но у нас все получалось! Скажем, с сербами мы долго шли очко в очко, и только ближе к концовке пропустили рывок соперника. Против Словении вообще вели «плюс 15», но умудрились растерять преимущество. Так вот, как мне кажется, главное в том, что эти отрезки качественного баскетбола — назовем их так — вселяют оптимизм. Значит, мы можем играть на высоком уровне. Задача состоит в том, чтобы играть на таком уровне не эпизодически, а стабильно.
— Что вам говорил главный тренер сборной Дэвид Блатт после всех этих поражений?
— Каждый раз шел спокойный, обстоятельный разбор игры, анализировались допущенные ошибки, но обязательно отмечались и позитивные моменты. Например, в самых первых контрольных матчах коуч обращал внимание на то, что мы делаем слишком много потерь мяча. А потеря — это почти всегда легкие два или три очка для соперника. Поэтому и задача ставилась соответствующая: быть более внимательными при контроле мяча, не позволять противнику забивать легкие мячи.
— Почему-то постоянно всплывает в памяти прошлогодний чемпионат Европы. Сборная России без Кириленко и Холдена оказывается не в состоянии преодолеть четвертьфинальный барьер. Сейчас Андрей и Джон Роберт снова вне состава, к тому же не будет в Турции и Маккарти. Так что же, четвертьфинал — это наш потолок?
— Не думаю, что можно и нужно сравнивать два этих турнира. И не только потому, что за год многие ребята стали опытнее и, как говорится, заматерели. Год назад в Польше у нас не было Хряпы и Кауна, а сейчас Витя и Саша, тьфу-тьфу, в порядке и готовятся как можно лучше выступить в Турции. А насчет потолка… Мы не собираемся забивать себе голову всякими предстартовыми раскладами: надо обязательно добраться до четвертьфинала или до полуфинала! На данный момент у сборной России есть пять соперников по групповому турниру, и мы будем идти от игры к игре, стремясь победить в каждой из них. Удастся выйти из группы — будем оценивать следующего соперника и ставить перед собой очередную задачу.
«Деды» — неподходящее слово
— Я не случайно упомянул Кириленко и Холдена. Их отказы выступать за сборную возникают ровно с той же периодичностью, с какой в календаре отмечены крупнейшие турниры…
— На эту тему уже столько всего сказано, что не хочется еще раз повторяться. У каждого человека своя жизненная ситуация, и каждый волен поступать так, как считает нужным. Раз Андрей решил не ехать на чемпионат мира, значит, на то были веские причины. Это его выбор, и никто не вправе осуждать его.
— А Холден? Ведь сборной сейчас как раз очень не хватает классного разыгрывающего…
— Конечно, Джей Ар мог бы нам здорово помочь. Но посмотрите, сколько он уже сделал для России, выступая за нашу сборную на протяжении пяти лет! Его тоже можно понять: сколько сезонов он находился вдалеке от дома, не видел семью. В общем, у Холдена своих проблем тоже хватает. А как можно ехать на ответственный турнир, если у тебя голова занята чем угодно, только не баскетболом?
— У Тимофея Мозгова, недавно подписавшего контракт с «Нью-Йорк Никс», мозги тоже могли быть заняты мыслями об успешном дебюте в НБА. Тем не менее он все-таки не отказался играть за сборную на чемпионате мира.
— Вы сейчас пытаетесь сопоставить совершенно разные ситуации, в которых оказались разные люди. Мозгов намного моложе и Кириленко, и Холдена, у него почти вся баскетбольная карьера еще впереди. И в НБА он пока не сыграл ни одного матча. Наверное, эти обстоятельства и повлияли на решение Тимофея.
— Интересная получается картина: вы с Хряпой — самые возрастные игроки в нынешнем составе сборной, при этом Виктору всего-то 28 лет, а вам — 27. Это нормально, когда главная команда страны имеет почти что младенческий средний возраст?
— На самом деле не такой уж он и младенческий. Вот, к примеру, в Мариборе играли мы против сербов, так у них, по-моему, еще больше молодых игроков, чем у нас. А вообще, мне кажется, что небольшой средний возраст команды — это даже плюс. У баскетболистов присутствует огромное желание проявить себя и при этом есть еще уйма сил и здоровья, чтобы добиваться побед на площадке.
— Вы-то сами вместе с Виктором уже, наверное, свыклись с ролью «дедов» в нынешней сборной?
— «Деды» — какое-то неподходящее слово (улыбается). Дедовщиной попахивает! А у нас в сборной ее нет и в помине. Да, мы с Витей постарше остальных ребят, но это никак не сказывается на отношениях в команде. Все готовы помочь друг другу в любой момент и на площадке, и в жизни. Доброжелательная атмосфера и общее желание работать в одной команде — это несомненный козырь сегодняшней сборной России.
Попробовать новинку на своей шкуре
— В сборной вы будете капитаном уже на втором крупном турнире подряд — после Евро-2009 в Польше. А в «Химках», куда вы перешли нынешним летом, капитанскую повязку вам не доверили?
— Сборная и клуб — абсолютно разные вещи. Тем более — новый клуб, где есть немало игроков, которые уже успели много для него сделать, а потому более достойных исполнять функции капитана. Мне же для начала нужно хотя бы сыграть за «Химки» в официальном матче.
— Почему вы решили продолжить карьеру именно в «Химках»?
— У меня в конце минувшего сезона закончился контракт с «Динамо», и я имел возможность спокойно, без спешки рассматривать различные варианты и предложения. Самым предметным и устраивающим обе стороны оказалось предложение от подмосковного клуба.
— Из сезона в сезон повторяется одна и та же картина: летом «Химки», УНИКС, «Динамо» серьезно перетряхивают составы, заявляют, что уж теперь-то точно подвинут ЦСКА с российского трона. А заканчивается чемпионат страны всякий раз по хорошо знакомому «красно-синему» сценарию. Что, настолько низок уровень российской суперлиги, если армейцы, даже севшие на бюджетную «диету» и отказавшиеся от звездного принципа формирования состава, все равно на голову сильнее остальных?
— Трудно сказать… Я сам несколько лет отыграл за армейский клуб и успел оценить тот высочайший уровень, на котором там ведется работа по всем направлениям. В том, что ЦСКА заслуженно выигрывает один российский титул за другим, нет никаких сомнений. Выходит так, что другие наши клубы пока объективно слабее армейцев.
— Новая лига, пришедшая нынешним летом на смену суперлиге, может сделать наш внутренний чемпионат более интересным, поднять его на новую высоту?
— Надеюсь, что так оно и будет. Пока можно отметить такой положительный момент, как увеличение количества игр. Любой баскетболист вам скажет, что лучше чаще играть, чем тренироваться. Как бы там ни было, все плюсы и минусы новой лиги станут очевидны только по прошествии как минимум одного ее сезона. Как говорится, надо попробовать новинку на своей шкуре.
Ставка на победу будет сделана в каждом матче
— Возвращаясь к разговору о баскетболе мировом, обнаруживаем очевидные признаки кризиса, которых мы уже касались в начале нашей беседы. На чемпионат мира с пугающим постоянством не едут звезды из ведущих европейских и южноамериканских сборных, о команде США и вспоминать не хочется… Как думаете, это необратимый процесс?
— Чтобы рассуждать на такие глобальные темы, нужно быть баскетбольным менеджером или функционером. А я баскетболист, поэтому отвечу так: мы, игроки сборной России, постараемся сделать все, чтобы игра нашей команды на чемпионате мира в Турции не разочаровала болельщиков и привлекла к баскетболу новых поклонников. Надеюсь, это будет нашим вкладом в борьбу с тем кризисом, о котором вы говорите.
— Тогда перейдем от глобальных вопросов к более чем конкретным. Фаворитов чемпионата мира назовете?
— Не буду оригинален: главные фавориты — США и Испания.
— А второстепенные?
— Здесь можно назвать целую группу команд, которые тоже всем хорошо известны: Аргентина, Сербия, Греция, Хорватия…
— Россию даже к этой группе не причисляете?
— Знаете, мне больше по душе, когда нашу сборную считают не фаворитом, а темной лошадкой (улыбается).
— Дэвид Блатт утверждает, что главный козырь нынешней сборной России — надежная защита. А что с нападением?
— В баскетболе все взаимосвязано. Если можешь отбиться под своим щитом, то и в атаке обязательно начнешь забивать. Тем более что мы сейчас, в последние дни перед стартом мирового чемпионата, как раз подтягиваем игру в нападении.
— В соперниках у россиян по групповому турниру такие монстры, как Греция, Пуэрто-Рико, хозяева чемпионата турки. Значит, чтобы гарантировать выход в 1/8 финала, основная ставка будет сделана на победы в матчах с Китаем и Кот-д’Ивуаром?
— Ставка на победу будет сделана в каждом матче — в этом можете не сомневаться. Мы же с вами договорились, что будем считать российскую команду темной лошадкой (улыбается). А для темной лошадки все соперники — основные.
Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №33 (24-31 августа 2010 года).
Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.