Чемпион СССР 1984 года в составе «Зенита» проанализировал для «Спорта День за Днем» матч с «Уфой», объяснил, почему у сине-бело-голубых ничего не получилось в атаке и где «спрятана» их мотивация.
Ничего нового «Зенит» не предлагает
– Нереализованные моменты – первая причина такого результата, – говорит эксперт «Спорта День за Днем». – Игроки, как правило, только к третьему-четвертому матчу набирают игровой тонус. В условиях плотной опеки нужно быстро принимать решение, точно все исполнять. Такие команды, как «Уфа», играют очень плотно с игроками, которые могут забить, внимательно их держат. Если обратите внимание, все удары по воротам «Уфы» наносились с сопротивлением. Такому габаритному игроку, как Дзюба, вообще трудно «коротко» сыграть, быстро пробить в условиях опеки. Я уж не говорю о каких-то тонких многоходовках. В таких матчах они исключены. У «Зенита» с позиционной игрой вообще проблемы. Такая игра оттачивается не один день.
Другая проблема – травмы Дзюбы и Азмуна. Они неожиданно получили повреждения, заменить их тренеры не сумели. Пока они войдут в форму, пройдут две-три игры. А других атакующих игроков, которые могли бы забивать голы, нет.
– Малком.
– У него такая же проблема, как у Азмуна и Дзюбы. Он в игровом тонусе не находится. Мы даже не знаем, как он по-настоящему должен выглядеть. Видно, что у него потенциал технический и скоростной огромный, но в условиях новой команды, нового климата, он его не реализует. Бразильцы долго «вкатываются», когда сюда приезжают. Те, которые в Краснодар приезжают, сразу начинают играть. Там климат, условия, приближенные к их стране. Они чувствуют себя свободно, раскованно. Бразильцам это и нужно. Их нельзя в какие-то рамки «зажимать». Тем более если это игрок атаки. Он может сотворить «гол из ничего». Но опять-таки, если говорить о Малкоме, здесь больше вопросов, чем ответов.
– Сергей Семак говорит, что через центр к воротам «Уфы» не пробиться. На флангах тоже не разогнаться. Навешиваешь – вратарь Беленов ловит. Что делать? Бить издали? Обводить? Переводить с фланга на фланг?
– У «Зенита» вся игра построена на двух форвардах. На одного можно навешивать, он 70 процентов единоборств выиграет, скинет мяч. Другой обладает хорошей скоростью, может играть в штрафной, хорош в контратаках. Такая связка заставляет соперников обороняться большими силами, «отваливаться» к своим воротам – никуда не денешься. Но это если форварды «Зенита» в хорошей форме.
А Дзюба после чемпионата играл довольной долгий срок выше того уровня, на котором он десять лет играл до этого. Возможно, сейчас он вернулся на свой обычный уровень и выше уже никогда не поднимется. У него эмоциональный заряд был сумасшедший целый год, он играл выше своих возможностей.
Когда у тебя пара таких форвардов, в средней линии больше пространства появляется. Можно врываться в свободные зоны. Чаще всего это делал в «Зените» Дриусси – приходил в середину, делал оттуда голевые передачи. Туда же могли ворваться Кузяев, Оздоев. Плюс появляются зоны на флангах, куда могут входить крайние защитники. Но, если нападающие болели и не играли, то вся система «рушится». Ты меняешь несколько игроков, связи, которые наигрывались, теряются. Ключевой игрок «Зенита» в атаке – Дриусси. Он почему-то оказывается в запасе. Значит, они Малкома разменяли на него. Сейчас качества игры в зоне «под нападающими» нет.
Как жжет Юрий Жирков: лучшие моменты
– Караваеву и Жиркову некуда было бежать в матче с «Уфой»?
– Если мы возьмем последние десять лет, то хороший крайние защитники «Зенита» – это Кришито и Жирков. Их проходы завершались качественной, нацеленной передачей в голову нападающему или хотя бы за этот мяч можно было побороться. Все остальные игроки – Караваев, Смольников, Анюков, Сантос – не обладают такой квалификацией. Уровень этих защитников если не ниже среднего, то не выше точно. Передачи идут не конкретному игроку, а «туда».
Все соперники сейчас знают, как играет «Зенит». Нового ничего «Зенит» предложить не может. Есть надежда на Малкома, который обладает высокой скоростью и нестандартными навыками. Как играет Азар? Или проходит и делает прострел, или смещается вдоль штрафной и бьет неожиданно в дальний угол. Так играют классные игроки. Но они это исполняют. Передача идет точная, удар следует в дальний угол. Подкрученный, которые мы в семидесятых годах тренировали и никак не могли попасть (смеется). Есть Азар – и есть все остальные.
– Он сейчас травмирован.
– Это и сказывается на игре «Реала», обедняет ее! У «Зенита» вообще таких игроков нет. Малком мог бы это делать. Его ставят направо, чтобы он смещался и бил с левой. Но он не в форме. Не адаптировался, наверное.
Контракта хватает, зачем убиваться?
– Игрок, который принимает мяч, проходит одного-двух соперников, точно бьет по воротам – это звезда по меркам нашей лиги?
– Это игрок высокого уровня, так правильно сказать. Разговор о качестве исполнения технических элементов. Последний игрок, который был такой в нашем чемпионате, – Квинси Промес. Получал мяч на углу штрафной. Защитник не знал, что он будет делать. Он мог пройти, дриблингом обладал. Мог сделать хорошую передачу в район вратарской. Мог сместиться по линии штрафной к центру и с правой ноги ударить в угол. Он так много голов в России забил. У него еще куча голевых передач была. Про Халка я уже не говорю. Это индивидуально сильные игроки, которые решают эпизод в рамках заданной тактики.
Если таких игроков нет, будешь подавать «туда» до посинения. Надо делать как можно больше передач и там бороться. Но тренер и говорит: что толку, если много передач, а качества у них нет? Сейчас тридцать процентов голов забивается со стандартных положений. Лучше, конечно, до пенальти довести. Угловой – тоже хороший момент, если есть высокие игроки. Но у «Зенита» его подать некому. Обороняться большими силами, как «Уфа», конечно, легче, чем вскрывать эту оборону.
«Зенит» и Малком – разочарование рестарта, ЦСКА уже не светит Лига чемпионов: итоги 21-го тура РПЛ
– А как же мудрость «Тяжело играть без мяча»? Нельзя прижиматься к своим воротам?
– На «Зенит» настрой другой. Сейчас игроки – профессионалы, и тренер может потребовать «убиваться» в каждой игре.
– В первом тайме «Зенит» не особо «убивался».
– Я про «Уфу». А «Зенит» уже не такая команда, чтобы убиваться. У его игроков уже академичный подход. Там ребята, которые лишний раз на амбразуру не бросятся и голову в гущу борьбы не сунут. Посмотрите на «Барселону». Ее невозможно смотреть 90 минут. Там у игроков тоже нет внутренней потребности «убиваться». Когда в атаке игра не идет, надо в обороне поработать. А они в обороне совершенно не играют. После потери мяча рысцой идут назад и так же, как и соперники, встают ввосьмером у своих ворот. Это жалкое зрелище, потому что «Барса» обороняется хуже, чем другие команды. Там все держится на вратаре и на Пике.
– «Зенит», кроме чемпионата России, ничего не выиграл, чтобы расслабляться.
– Ну как современных игроков поднимешь «на баррикады»? Это настолько сложнейший процесс. В Европе эту проблему решили. Там единственное действенное оружие – конкуренция. Если футболист хочет играть на высоком уровне и ты ему подсовываешь конкурента, этот игрок тут же активизируется и начинает хорошо играть. Если ему по фигу все, продолжает играть «на старой базе», руководство старается от него избавиться, втихаря продать.
Никто не будет уговаривать играть лучше. Но для этого нужно заниматься трансферами, ротировать состав – сейчас поставили препоны с этими фэйр-плей. Не так-то просто заставить игрока «убиваться». Правда, есть игроки, которые чувствуют свою ответственность перед зрителями. Англичане не случайно построили «футбольные» стадионы, где зрители близко к полю. Игроки там не могут плохо играть – как там можно вполноги передвигаться? Это уже в крови – отдаваться на сто процентов.
.
– Игрокам «Зенита» не хватает конкуренции, или вообще ничего не интересно?
– Не хватает мотивации, которая в каждой игре заставляет выкладываться. Я вот вспоминаю советские времена, как мы играли на Украине. Там никогда не было игроков, которые не «убивались». Для этого, конечно, нужно здоровье. Без здоровья ты будешь убиваться – и тебя переломают. Второй момент – огромным мотиватором были деньги. Пока матч не выиграешь, денег не получишь. Все хотели, как на Западе: получил контракт, и только потом играешь. Для некоторых наших игроков такая система не годится. Раньше, если не выигрывал матч, не получал премии, только зарплату. А зарплата была, как у рабочего на заводе. Тогда премии платили через два-три дня после матчей, привозили деньги.
Сейчас контракта игрокам хватает. Премии не такие высокие по отношению к контракту. Даже если ты подписал на 300 тысяч евро контракт, это в год получается 20-30 миллионов рублей. Огромные зарплаты. Ты два-три года отыграл, понимаешь, что больше у тебя уже не будет. Чтобы тебе всколыхнуться, увеличить приток адреналина, тебе нужно повышать зарплату. Но никто повышать ее не будет. Она и так «потолочная».
Сергей Семак – о новой позиции Малкома и опасениях из-за уменьшающегося отрыва «Зенита»
– На Западе конкуренция и стадионы спасают?
– Там отношение к закону другое. У нас только последние несколько лет перестали переходить улицу на красный свет. Для нас никогда красного света не существовало. Там в школе детей воспитывают, в семье приучают к порядку, когда он приходит в школу, он уже готов выполнять требования. Сложнейшая задача руководителей наших клубов сделать так, чтобы у футболиста было правильное отношение к профессии. Контракт – это не просто деньги, а уважение к зрителям, добросовестное отношение к делу. Сама мысль о том, что выйти на стадион предстоит через несколько дней, должна быть сильнейшим мотиватором. Чтобы ты не позволил себе выпить что-то – у тебя встреча со зрителем! Если артист может себе выпить бокал пива или вина – ему это, может, даже нужно, – то спортсмену категорически противопоказано. Все это скажется.
– Игроки «Уфы» могут найти мотивацию на «Зенита», а игроки «Зенита» не могут найти мотивацию на «Уфу», даже если проиграли ей в первом круге?
– По-нормальному «Зенит» должен сносить такие команды, как «Уфа». Забивать быстро один, два гола – и добивать. Но, если брать чисто профессиональную сторону, добивать некому, вот в чем дело. Когда в прошлом сезоне пришли Ракицкий, Барриос и Азмун, они как бы заполнили свободные пазлы в команде. Сейчас Ракицкий играет – «Зенит» мало пропускает. Барриос «подчищает» в центре поля, не дает развиваться контратакам, огромный объем проделывает. Но надо после отбора отдать мяч тому, кто знает, что с ним делать. В «Зените» таких нет. Данни, Домингес, Халк, Промес, Вальбуэна – такие нужны для взламывания обороны, творческой игры. Игроков такого класса, в принципе, мало. А в нашем чемпионате их вовсе нет. Высочайшая скорость в сочетании с высочайшей техникой и интеллектом – не каждому дано. Может, таким будет Малком. Надо ждать.