Он не только вернулся, но и заговорил! 38-летний защитник ЦСКА, оперативно вызванный в расположение сборной России вместо травмированного Руслана Камболова накануне домашнего чемпионата мира, пообщался с журналистами после воскресной тренировки национальной команды на базе в подмосковном Новогорске.
Без братьев Березуцких в сборной непривычно
— Сергей, насколько быстро вы приняли решение ответить согласием на вызов в национальную сборную?
— Сразу принял такое решение. После заключительного матча чемпионата России с «Анжи» Станислав Черчесов позвонил мне, мы встретились, и я сразу дал согласие.
— А по ходу сезона не было возможности провести такую встречу?
— Я не знаю. Мне позвонили после последнего тура чемпионата.
— То есть до этого не было ни одного приглашения от тренеров сборной после того как вы объявили о завершении карьеры в национальной команде?
— Не вижу смысла обсуждать это. Звонок от главного тренера был после окончания чемпионата.
— Этот звонок стал для вас неожиданным?
— Да, неожиданным. Все-таки список игроков сборной уже был объявлен, поэтому звонок Черчесова стал неожиданным.
— После напряженного сезона в ЦСКА силы еще остались?
— Чувствую себя хорошо. Конечно, есть усталость, в том числе и эмоциональная, — все-таки насыщенный отрезок весной провели. Но сейчас будет возможность и восстановиться, и набрать необходимые кондиции. Время подгтовиться к чемпионату мира у нас есть.
— После прибытия в расположение сборной вы заявили, что чувствуете себя новичком в этой команде. Сейчас уже освоились?
— Новичком себя ощущал, потому что для меня Черчесов — новый тренер, у которого другие требования. А сейчас, наверное, уже можно сказать, что освоился.
— Без братьев Березуцких непривычно находиться в сборной?
— Да, очень непривычно.
— Ваше решение вернуться в сборную могло повлиять на решение братьев? Или они вам что-то говорили по поводу возвращения в национальную команду?
— Возможно, мое возвращение могло повлиять на их решение. Но, насколько я понял, их просто больше никто ни о чем не спрашивал.
— Что именно для вас непривычно в этой сборной?
— Ну, как я уже сказал, здесь новый для меня тренер. Много молодых футболистов.
— Как думаете, сам факт вашего возвращения в сборную подтверждает мнение, что в российском футболе сейчас дефицит хороших защитников?
— Вам виднее.
— Как оцените нынешнюю сборную России?
— У нас есть время наиграть связи, довести многое до автоматизма. Команда молодая, энергичная, думаю, у нас есть свои козыри, и мы сможем сколотить хороший коллектив.
— Вы ощущаете себя лидером, дядькой-наставником рядом с молодыми игроками?
— Конечно, есть такое ощущение — некоторые ребята чуть ли не в два раза меня моложе (улыбается). Да, возможно, мы не можем шутить на какие-то общие темы, просто поболтать, потому что интересы у нас разные, но на поле мы все равны.
В Бразилии молодые игроки перекладывали ответственность друг на друга, поэтому у нас тогда был скучный футбол
— Кто-то из молодых уже обращался к вам за советами, просил рассказать, что их ждет на чемпионате мира?
— Не думаю, что об этом нужно спрашивать. Я со своей стороны попробую помочь в таких делах, потому что когда много молодых футболистов, особенно в обороне, и нет рядом опытных игроков, то отсюда идут ошибки. А если рядом есть опытный партнер, то он всегда и личным примером, и какой-то подсказкой может помочь.
— Те ребята, которые вдвое вас моложе, на «вы» к вам не обращались?
— Когда только приходят в команду, бывает, обращаются на «вы».
— И по имени-отчеству?
— Нет, такого не бывает, а вот на «вы» действительно обращаются. Например, «вы зайдите в квадрат» (улыбается).
— Можете сформулировать основные отличия этой сборной от команд Леонида Слуцкого, Фабио Капелло, Гуса Хиддинка?
— Очень сложно сейчас говорить об этом вкратце. Хотя, безусловно, эта сборная от прошлых команд отличается — в том числе, и тем, что сейчас здесь много молодых игроков. В предыдущих созывах опытных, возрастных футболистов было больше, и не знаю, плюс это или минус — время покажет, но, например, на чемпионате мира в Бразилии многие опытные ребята по большей части сидели в запасе. Денисов, Дзагоев, Жирков, Кержаков - все они были в составе, но чаще не играли. А на поле выходили более молодые игроки, и так получалось, что они перекладывали ответственность друг на друга. Может быть, поэтому у нас тогда такой скучный футбол был. Сейчас много молодежи, и Черчесов именно на этой основе строит свою команду. Посмотрим, что получится.
— С точки зрения атмосферы в команде лидеры в раздевалке те же или поменялись?
— Я пока еще не был в раздевалке (улыбается). Сейчас сборной предстоят товарищеские матчи — они будут в этом плане показательными.
— Многие специалисты и журналисты сходятся во мнении, что если вас вызвали в сборную, то непременно в стартовый состав. Потому что сложно представить вас в роли запасного. На эту тему разговор с Черчесовым был?
— Нет, это не обговаривалось. Просто я сказал главному тренеру, что выбор за ним, а я готов сыграть и девяносто минут, и сорок пять, и пять. Это не имеет значения.
— После чемпионата мира вы продолжите карьеру?
— Пока не могу вам ответить на этот вопрос.
— Вы ведете переговоры по продлению контракта с ЦСКА?
— Поскольку клуб не афиширует наши с ним переговоры, считаю, что пока не могу высказываться на эту тему. Думаю, через неделю после моего возвращения из сборной этот вопрос будет решен.
— На днях Роман Широков заявил, что считает себя лучшим российским игроком XXI века. Согласны с ним?
— Согласен.
— У вас день рождения в начале июля. Есть мысли, что было бы неплохо отметить его еще в расположении российской сборной и еще находясь в числе участников чемпионата мира?
— Нет, таких мыслей нет.
Новогорск