ЦСКА — ближайший соперник «Зенита». А еще — соперник принципиальный и непримиримый.
Но есть два имени, при одном упоминании которых примирительно смолкают поклонники обоих клубов.
Два великих питерских тренера, судьбы которых неразрывно связаны и с «Зенитом», и с ЦСКА.
Юрий Андреевич Морозов и Павел Федорович Садырин. Их судьбы еще и неразрывно переплетены между собой.
Морозов принял ЦСКА в 1984 году, перебравшись в Москву из Киева. Садырин в тот год добывал с «Зенитом» первое и оставшееся в советской истории единственное золото ленинградского клуба. Болельщики убеждены, что в том триумфе есть и заслуга Морозова, пригласившего в «Зенит» многих футболистов чемпионского состава и сделавшего все для того, чтобы они раскрылись, проявили свой талант в полной мере.
Коренной питерец и патриот города, Юрий Андреевич 15 октября 1984 года вряд ли радостно любовался со скамейки запасных стадиона им. С.М. Кирова игрой своих недавних воспитанников, раскатавших гостей — 3:0. Он отдавался работе целиком и полностью и скорее переживал за свой новый клуб, который плелся в самом низу турнирной таблицы да так и приперся последним к финишу.
Морозов огорчения не скрывал, но в Южном дворике стадиона скопилось после матча слишком много его друзей — журналистов, тренеров, футболистов…
Андреич хвалил «Зенит», работу Павла Федоровича, желал команде победы в первенстве, и ни у кого не могло возникнуть сомнений в его искренности. И с Садыриным они тогда обнялись, перед тем как разойтись по клубным автобусам.
«Зенит» Садырина финишировал первым. ЦСКА Морозова — последним, клуб с уникальными традициями впервые в истории отправился в первую лигу.
Поэтому так важно отметить, что болельщики армейцев не только не затаили обиду на тренера, но и, напротив, чтут его как выдающегося наставника. Здесь нет никакого парадокса.
В 1984 году Морозов принял команду, успехи которой остались в далеком прошлом. Тренер-экспериментатор затеял коренную реконструкцию состава, пригласив группу одаренных молодых футболистов, что и было оценено по достоинству болельщиками.
А возрождал ЦСКА… Павел Федорович Садырин. Да как! Тренер-победитель привел армейцев к званию чемпионов Советского Союза. В той команде были и экс-зенитовцы, и возмужавшие игроки, приглашенные в ЦСКА Морозовым.
И снова болельщики заговорили о том, что в золоте Садырина есть и заслуга Морозова (такая уж судьба у двух замечательных специалистов).
В то время, когда Павел Федорович наслаждался триумфом, «Зенит» терпел бедствие. Но именно Садырин вернет родную ему команду в элиту российского футбола. А потом Морозов (планида!) завоюет с «Зенитом» первые медали в его российской истории. В тот год (2001) Павел Садырин вновь будет... работать с ЦСКА.
30 сентября «Зенит» Юрия Морозова встречался с ЦСКА Павла Садырина на «Петровском». Это была 10-я очная встреча двух выдающихся тренеров, прежде Андреичу выиграть у Федорыча не удавалось.
На сей раз он взял реванш за предыдущие 5 поражений (при 4 ничьих).
Этот реванш был страшен — 6:1. Павел Федорович был уже неизлечимо болен, хоть и тщательно это скрывал.
Жить ему оставалось 2 месяца…
И какое теперь значение имеют результаты очных встреч команд, руководимых двумя замечательными Тренерами, сыгравшими огромную роль в успехах «Зенита» и ЦСКА, команд, которые завтра сойдутся в схватке за золотые медали чемпионата России, которые давно уже занимают ведущие позиции в отечественном футболе и покорили европейские высоты.
Заслуга двух питерских наставников в этом огромна.
Низкий им поклон.