На Петербург надвигаются холода и финские блокбастеры! С 21 по 27 ноября в Северной столице на экранах «Авроры», «Родины», «Великан-Парка» и кинотеатра отеля «Англетер» пройдет традиционная, уже двадцать пятая, Неделя кино Финляндии. В нынешнем олимпийском году горячие финские парни сняли два очень серьезных фильма о спорте.
Кровавые жулики
Массовую отечественную публику просто так спортом не заинтересуешь. Медали, тактики и турниры ей безразличны. Есть лишь два более-менее эффективных способа заинтересовать людей: звезды и скандалы. Российский бегун или конькобежец даже после победы на чемпионате мира не может рассчитывать на всенародную популярность. А вот если он победит, а потом оскандалится из-за допинга, тогда о нем напишут все и вся.
Как раз допингу посвящен первый из финских фильмов этой осени. Сценаристы «Патриота» креативно подошли к старой истории кровяного допинга. За последние годы ВАДА здорово поджала этот подпольный больничный бизнес за счет введения биологических паспортов, но время от времени попадаются очередные «кровавые жулики». Финский режиссер рассказал историю местного парня Тойво, обладающего уникально мощным составом крови, которую он благородно жертвует родимым лыжницам ради медалей и престижа страны. Патриотично ли поступает «золотой донор»? На место Тойво можно мысленно поставить любого легендарного спортсмена, пойманного на запрещенных препаратах.
Главный герой второго спортивного кино сам звезда первой величины. Теему Селянне — вечно молодой идол европейского хоккея. 44-летняя Финская Вспышка уже год как раздумывает, не закончить ли карьеру. Создатели документального фильма «Селянне» как раз на протяжении этого года посещали великого форварда, следили за повседневной жизнью его семьи и узнали много подробностей личной жизни.
Теему честно признается, как плохо давалась ему учеба и как тяжело приходится спортсменам за пределами стадионов. В Финляндии фильм оказался таким же успешным в прокате, как сам Селянне на льду. В этом году Вспышка могла засиять на российских ледовых аренах в составе вступившего в КХЛ «Йокерита», но переговоры с «джокерами» не увенчались успехом. Так что кино дает единственный шанс поближе познакомиться с такой светлой личностью.
Гарри Поттер надежнее хоккея
Почему же в России не выходят и не срывают кассу документальные фильмы о Борисе Михайлове, Владиславе Третьяке и других живых легендах советского хоккея? Нашумевшая «Легенда № 17» хоть и была основана на реальных событиях, но довольно далеко ушла в пределы художественного кино. Известный киновед, постоянный организатор фестивалей финского кино в Петербурге Алексей Дунаевский сообщил, что все дело в страхе. Боязни нового.
— Кто-то сказал бы вам, что в России нет денег на документальное кино. На самом деле, деньги есть. Проблема в том, что российские прокатчики не верят в то, что документальный фильм может быть успешен в прокате, — рассказал кинокритик. — Они боятся, потому что смотрят друг на друга и каждый делает то же, что остальные. Им проще показать четыреста разных вариаций «Гарри Поттера», чем рискнуть и связаться с документальным кино. У нас документальные проекты создаются только для фестивалей. Иногда они могут пройти по телевидению, но телевизионщики не хотят показывать полуторачасовые фильмы, им подавай 52 минуты длительности.
В прошлом году были приняты государственные меры поддержки документального кино. Как только механизмы финансирования заработают, фильмы о прошлом нашего хоккея и о нашем футболе наверняка прорвутся на экраны. Правда, с очередным витком кризиса экономики дело может затянуться. Когда руки все-таки дойдут до фильма о реальной жизни советских хоккеистов, его наверняка доверят известному режиссеру. Нужен ли успешному российскому документальному кино раскрученный режиссер, такой как Никита Михалков? Да!
— В нашей стране знаковое имя режиссера необходимо для успешности такого проекта. Когда Егор Кончаловский хотел снять фильм о Валерии Харламове, это изначально вызвало гораздо больший интерес, нежели проект Николая Лебедева «Легенда № 17», — заключил Дунаевский. — Я думаю, что талантливый режиссер художественного кино мог бы ярко преподнести документальный сюжет о хоккеисте или футболисте.