• Сделать правильный выбор

    Стадионы. Ревизия

    13.03.11 12:13

    Сделать правильный выбор - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Автор: Спорт день за днём

    Во Франции, похоже, нашли способ сохранить качественные поля зимой. «Ренн» и «Монако» первыми применили современные системы подогрева и инсоляции. Для России этот метод тоже может оказаться полезным.

    Hынешней зимой Франция вновь столкнулась с холодами, которые стали причиной отмены целого ряда матчей. Под огонь критики попал и «Лилль», который представляет страну в Лиге чемпионов и в настоящий момент является одним из флагманов местного футбола. Состояние газона на стадионе «Лилль-Метрополь» оказалось настолько плачевным, что местные журналисты окрестили его по-российски – «картофельным полем».

    Чем грозит отмена матча клубу-хозяину?

    – Если матч отменен в связи с погодными условиями, принимающий клуб обязан заплатить штраф в размере 20–50 тысяч евро и возместить потери телеканала за то, что трансляция не состоялась, а это уже 250 тысяч, – рассказывает управляющий стадионом «Ренн» Карим Уари. – Прибавьте к этому расходы по размещению команды-соперника и официальных лиц, и получится довольно большая сумма.

    Во Франции считают, что поправить ситуацию можно двумя способами: постелить на арене искусственное покрытие и применить различные системы подогрева поля. По первому пути, к примеру, пошли «Нанси» и «Лорьян». Таким образом, чемпионат Франции стал четвертой крупной европейской лигой после Австрии, Швейцарии и России, где многие матчи высшего дивизиона проводятся на искусственных газонах. Это недешевый вариант: весь комплекс работ, которые длятся два с половиной месяца, потребует разовых затрат в размере от 900 тысяч до 1,5 миллионов евро, зато впоследствии клуб сможет сэкономить существенные средства. Обслуживание «пластикового поля» стоит 10–30 тысяч евро в год.

    Второй способ сложнее и дороже, зато куда ближе многим футболистам, которые получают возможность играть на натуральном покрытии круглый год. Возможностей этого добиться тоже несколько. Самая простая и дешевая – система подогрева поля и тент, устанавливаемый над газоном, чтобы на траву меньше действовала окружающая среда. В России эта система хорошо знакома. Во Франции же ее используют «Осер» и «Сошо». Последние, правда, пошли еще дальше и оснастили тент нагнетателем горячего воздуха, который, циркулируя внутри, прогревает землю. Впрочем, как соглашаются все смотрители стадионов, это лишь полумера, ведь для того чтобы сохранять газон в отличном состоянии круглый год, необходимы две составляющие: достаточное количество воды и хорошее освещение. Именно эту проблему призвана решить люминотерапия.

    Популярная люминотерапия

    Использование этой системы можно назвать уже повсеместным. Суть ее состоит в том, что над полем на высоте полутора метров размещаются лампы, которые восполняют недостаток солнечного света у травы. Первым во Франции на этот путь вступили «Ренн» и «Монако». Стоимость такой системы может доходить до 700 тысяч евро.

    – Установка и использование подобного рода системы в итоге обойдется дешевле постоянной смены травяного покрытия, – говорит Карим Уари.

    При этом, правда, как отмечают специалисты, нельзя забывать о том, что люминотерапия будет требовать постоянных затрат на электроэнергию. На подготовку к одному матчу при неблагоприятных погодных условиях может понадобиться такое количество электроэнергии, которое необходимо для обогрева частного дома в течение пяти лет. В Европе, которая стремится к минимизации энергопотребления, этот вопрос стоит наиболее остро. В России же, где с этим немного проще и, что немаловажно, дешевле, особых проблем это вызывать не будет. Чтобы проверить, во что будет выливаться использование подобной системы, «Ланс» решил взять оборудование в аренду на один сезон, по итогам которого будет принято решение, покупать ее или искать более дешевые пути решения вопроса сохранения газона в игровом состоянии.

    Если для Франции люминотерапию можно назвать новинкой, то для северной Европы она уже давно стала нормой. Одна из двух крупнейших компаний, поставляющих подобное оборудование, рапортует о более чем 50 европейских стадионах, пользующихся именно их услугами. Голландская Stadium Grow Lighting (SGL) оснастила ламповым обогревом полей пять стадионов ЮАР, на которых проходили матчи чемпионата мира 2010 года, а также «Сантьяго Бернабеу» мадридского «Реала» и «Стэмфорд Бридж» лондонского «Челси». Кстати, одним из их клиентов значатся подмосковные «Химки». Конкурент Stadium Grow Lighting – норвежская Mobile Lighting Rig (MLR) – хвалится обслуживанием стади-­она «Айброкс» шотландских «Рейн­-джерс» и Цент­рального корта теннисного Уимбл­дона.

    Недавно об опытном использовании сразу обеих систем объявил «Ред Булл Нью-Йорк».

    – Из-за той крыши, что у нас есть, на газоне возникают теневые зоны, – говорит директор «Ред Булл Арена» Дэн Шемеш. – Мы хотим опытным путем проверить эффективность искусственного освещения на тех участках поля, которым почти не достается солнечного света. Если говорить о затратах, то они, конечно, очень велики. Дорого стоит и потребляемая электроэнергия. Укладка нового газона обойдется дешевле, но считаю, что со временем эти затраты компенсируются.

    Борьба двух систем

    Несмотря на то что клиентов у голландской компании во много раз больше, а норвежцы специализируются по большей части на скандинавских странах, споры о том, чья же система лучше, не утихают.

    – Зимой сезона 2007/08 года мы засеяли газон, – рассказывает о своем опыте агроном датского клуба «Копенгаген» Крис Хаг. – При том условии, что сделано это было в середине декабря, первый матч на домашнем стадионе мы провели в середине февраля. Это отличный результат, который оправдал установку норвежской системы обогрева поля.

    Директор стадиона «Айброкс» Дэвид Роксбер в свою очередь связывает успех голландской компании с энтузиазмом и убежденностью в своей исключительности ее руководства. Впрочем, признается шотландец, он еще ни разу не пожалел, что в своем выборе остановился на норвежцах.

    Говоря о применении опыта европейских коллег российскими клубами, речь стоит вести о нескольких испытательных поли­гонах, каким в США стал «Ред Булл Нью-Йорк». Вероятно, инициатором этого должен стать Российский футбольный союз, решивший перейти на новую ­схему проведения чемпионата России.

    «Лилль», кстати, уже принял решение об использовании люминотерапии. Стоимость их системы составит 400 тысяч евро. Для любого клуба российской премьер-лиги эти деньги не станут непосильным бременем для бюджета. Но по какому пути пойдет Россия, остается только догадываться. Наверное, как обычно, по особому...


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»