Во Франции, похоже, нашли способ сохранить качественные поля зимой. «Ренн» и «Монако» первыми применили современные системы подогрева и инсоляции. Для России этот метод тоже может оказаться полезным.
Hынешней зимой Франция вновь столкнулась с холодами, которые стали причиной отмены целого ряда матчей. Под огонь критики попал и «Лилль», который представляет страну в Лиге чемпионов и в настоящий момент является одним из флагманов местного футбола. Состояние газона на стадионе «Лилль-Метрополь» оказалось настолько плачевным, что местные журналисты окрестили его по-российски – «картофельным полем».
Чем грозит отмена матча клубу-хозяину?
– Если матч отменен в связи с погодными условиями, принимающий клуб обязан заплатить штраф в размере 20–50 тысяч евро и возместить потери телеканала за то, что трансляция не состоялась, а это уже 250 тысяч, – рассказывает управляющий стадионом «Ренн» Карим Уари. – Прибавьте к этому расходы по размещению команды-соперника и официальных лиц, и получится довольно большая сумма.
Во Франции считают, что поправить ситуацию можно двумя способами: постелить на арене искусственное покрытие и применить различные системы подогрева поля. По первому пути, к примеру, пошли «Нанси» и «Лорьян». Таким образом, чемпионат Франции стал четвертой крупной европейской лигой после Австрии, Швейцарии и России, где многие матчи высшего дивизиона проводятся на искусственных газонах. Это недешевый вариант: весь комплекс работ, которые длятся два с половиной месяца, потребует разовых затрат в размере от 900 тысяч до 1,5 миллионов евро, зато впоследствии клуб сможет сэкономить существенные средства. Обслуживание «пластикового поля» стоит 10–30 тысяч евро в год.
Второй способ сложнее и дороже, зато куда ближе многим футболистам, которые получают возможность играть на натуральном покрытии круглый год. Возможностей этого добиться тоже несколько. Самая простая и дешевая – система подогрева поля и тент, устанавливаемый над газоном, чтобы на траву меньше действовала окружающая среда. В России эта система хорошо знакома. Во Франции же ее используют «Осер» и «Сошо». Последние, правда, пошли еще дальше и оснастили тент нагнетателем горячего воздуха, который, циркулируя внутри, прогревает землю. Впрочем, как соглашаются все смотрители стадионов, это лишь полумера, ведь для того чтобы сохранять газон в отличном состоянии круглый год, необходимы две составляющие: достаточное количество воды и хорошее освещение. Именно эту проблему призвана решить люминотерапия.
Популярная люминотерапия
Использование этой системы можно назвать уже повсеместным. Суть ее состоит в том, что над полем на высоте полутора метров размещаются лампы, которые восполняют недостаток солнечного света у травы. Первым во Франции на этот путь вступили «Ренн» и «Монако». Стоимость такой системы может доходить до 700 тысяч евро.
– Установка и использование подобного рода системы в итоге обойдется дешевле постоянной смены травяного покрытия, – говорит Карим Уари.
При этом, правда, как отмечают специалисты, нельзя забывать о том, что люминотерапия будет требовать постоянных затрат на электроэнергию. На подготовку к одному матчу при неблагоприятных погодных условиях может понадобиться такое количество электроэнергии, которое необходимо для обогрева частного дома в течение пяти лет. В Европе, которая стремится к минимизации энергопотребления, этот вопрос стоит наиболее остро. В России же, где с этим немного проще и, что немаловажно, дешевле, особых проблем это вызывать не будет. Чтобы проверить, во что будет выливаться использование подобной системы, «Ланс» решил взять оборудование в аренду на один сезон, по итогам которого будет принято решение, покупать ее или искать более дешевые пути решения вопроса сохранения газона в игровом состоянии.
Если для Франции люминотерапию можно назвать новинкой, то для северной Европы она уже давно стала нормой. Одна из двух крупнейших компаний, поставляющих подобное оборудование, рапортует о более чем 50 европейских стадионах, пользующихся именно их услугами. Голландская Stadium Grow Lighting (SGL) оснастила ламповым обогревом полей пять стадионов ЮАР, на которых проходили матчи чемпионата мира 2010 года, а также «Сантьяго Бернабеу» мадридского «Реала» и «Стэмфорд Бридж» лондонского «Челси». Кстати, одним из их клиентов значатся подмосковные «Химки». Конкурент Stadium Grow Lighting – норвежская Mobile Lighting Rig (MLR) – хвалится обслуживанием стади-она «Айброкс» шотландских «Рейн-джерс» и Центрального корта теннисного Уимблдона.
Недавно об опытном использовании сразу обеих систем объявил «Ред Булл Нью-Йорк».
– Из-за той крыши, что у нас есть, на газоне возникают теневые зоны, – говорит директор «Ред Булл Арена» Дэн Шемеш. – Мы хотим опытным путем проверить эффективность искусственного освещения на тех участках поля, которым почти не достается солнечного света. Если говорить о затратах, то они, конечно, очень велики. Дорого стоит и потребляемая электроэнергия. Укладка нового газона обойдется дешевле, но считаю, что со временем эти затраты компенсируются.
Борьба двух систем
Несмотря на то что клиентов у голландской компании во много раз больше, а норвежцы специализируются по большей части на скандинавских странах, споры о том, чья же система лучше, не утихают.
– Зимой сезона 2007/08 года мы засеяли газон, – рассказывает о своем опыте агроном датского клуба «Копенгаген» Крис Хаг. – При том условии, что сделано это было в середине декабря, первый матч на домашнем стадионе мы провели в середине февраля. Это отличный результат, который оправдал установку норвежской системы обогрева поля.
Директор стадиона «Айброкс» Дэвид Роксбер в свою очередь связывает успех голландской компании с энтузиазмом и убежденностью в своей исключительности ее руководства. Впрочем, признается шотландец, он еще ни разу не пожалел, что в своем выборе остановился на норвежцах.
Говоря о применении опыта европейских коллег российскими клубами, речь стоит вести о нескольких испытательных полигонах, каким в США стал «Ред Булл Нью-Йорк». Вероятно, инициатором этого должен стать Российский футбольный союз, решивший перейти на новую схему проведения чемпионата России.
«Лилль», кстати, уже принял решение об использовании люминотерапии. Стоимость их системы составит 400 тысяч евро. Для любого клуба российской премьер-лиги эти деньги не станут непосильным бременем для бюджета. Но по какому пути пойдет Россия, остается только догадываться. Наверное, как обычно, по особому...