На Гран-при Бразилии Фернандо Алонсо завоевал второй подряд чемпионский титул. Но если в прошлом сезоне испанец как с самого начала сезона создал солидный очковый задел, так никого к себе близко и не подпустил, то в этом году повторить сценарий сезона-2005 ему не удалось. Михаэль Шумахер за два этапа до окончания чемпионата сумел отыграть 25-очковое отставание и, несомненно, уже рассчитывал вернуть себе чемпионскую корону. Ведь все было на стороне именитого немца: более быстрая машина, психологическое преимущество, явная благосклонность FIA. Но Алонсо, которому доставалось даже от собственной команды – не случайно же испанец после Гран-при Китая жаловался, что «Рено», похоже, скорее нацелено на успех в Кубке конструкторов, а его победа в личном зачете интересует Бриаторе и компанию в меньшей степени, – с честью справился со всеми испытаниями и был по праву вознагражден за то, что не опустил руки и боролся до конца. Две недели назад в Японии Фортуна выбрала Фернандо. А позавчера в Бразилии она просто уже не отвернулась.
За рулем с двух лет
А ведь всего два года назад Алонсо не воспринимали всерьез в качестве претендента на титул. Точнее, воспринимали, но в отдаленной перспективе. Считалось, что он допускает многовато ошибок. Тогда, в 2004-м, он, например, врезался в знаменитом туннеле трассы в Монако в отбойник, решив почему-то именно там обогнать Ральфа Шумахера, вылетал с трассы в Спа и Монце. Но уже на следующий год испанца словно подменили: его расчетливости и хладнокровию уже мог бы позавидовать сам Шумахер – за весь сезон-2005 Алонсо допустил всего одну ошибку (в Канаде), а в этом году и вовсе ни одной. Потому и заработал репутацию стабильного пилота.
Талантливым же Алонсо считался всегда. В «Королевские гонки» он попал в 2001 году, поразив всех скоростью на тестах. «Мы пригласили в Херес несколько человек, среди которых был Фернандо, – вспоминает бывший спортивный директор «Минарди» Чезаре Фьорио. – С утра шел дождь, и мы думали, что пилоты не смогут показать, на что способны, хотя было интересно посмотреть, выстоит из них кто-нибудь или нет. А Алонсо, кстати, до этого никогда не сидел за рулем болида «Формулы-1».
И на его первом же быстром круге я всерьез испугался за Нандо. Трасса мокрая, а он так мчался!
Я попросил его остановиться и сказал, что если он продолжит в том же духе, у него могут появиться проблемы. А он ответил, что ехал медленно, как я его и просил. Он не допустил ни единой ошибки. И в конце дня был на полторы секунды впереди всех. У него было все – талант, концентрация и ум. Первое, что я сделал, – позвонил Габриеле Руми, чтобы успеть заключить контракт с Фернандо, прежде чем о нем пройдет слух по паддоку и кто-нибудь украдет его у нас». Договор заключить успели, но испанца все-таки «увели». Флавио Бриаторе, шеф «Рено», увидел огромный потенциал испанца и тут же перекупил его у «Минарди». Впрочем, сезон-2001 Алонсо провел в итальянской команде – Флав отдал его в аренду набираться опыта. В тот год 19-летний Нандо оказался самым молодым гонщиком в пелетоне. Что, в общем-то, мало его смущало, ведь Алонсо с самого детства выступал в гонках против старших соперников. «Поначалу это была всего лишь игра, но когда Фернандо было пять или шесть лет, стало ясно, что он просто затмевает детей своего возраста», – рассказывает отец гонщика Хосе Луис. Еще бы, ведь он сам усадил сына в карт в двухлетнем возрасте – раньше, чем на велосипед! В три года ему уже выдали гоночную лицензию. И он участвовал в соревнованиях. Сейчас Алонсо вспоминает об этом с улыбкой:
«Если в гонке было, например, 20 кругов, я, поскольку ехал очень медленно, успевал пройти только четыре. Меня обгоняли, как кругового, шестнадцать раз... но потом мне говорили, что я выиграл, и я был доволен».
Всегда первый
Алонсо всегда отличала любовь к соревнованиям: «Даже когда мама отводила меня в школу, мы шли наперегонки. Мама позволяла мне выигрывать, потому что я злился, если получалось наоборот. Не люблю проигрывать, даже в лудо (детская настольная игра. – «Спорт»)». Да и сейчас, по словам друзей, Нандо не слишком изменился – соревнуется во всем, в чем только можно.
Выиграв все возможное в картинге, начиная от чемпионата испанской автономной области Астурия и заканчивая чемпионатом мира, в 1998 году Алонсо получил шанс пересесть в «формульную» машину. Эдриан Кампос решил попробовать его в своей команде «Формула-Ниссан». И был немало удивлен пилотажем испанца. Оказавшись впервые в жизни в болиде с коробкой передач, Алонсо проехал вровень со временем поула Марка Жене, показанным в последней гонке завершившегося чемпионата. Естественно, Фернандо тут же получил место в команде. Последняя гонка следующего сезона могла принести Алонсо титул, если бы он ее выиграл и показал лучший круг. «Не имеет значения, выиграешь ты или нет, ты все равно сможешь победить в следующем году», – за день до этого сказал Эдриан Кампос. На что Фернандо ответил: «Да, но все же будет лучше, если я выиграю завтра». И он победил, даже несмотря на то, что к концу гонки у него были практически стерты покрышки. «Фернандо – самый уверенный в себе человек на свете. Это может быть минусом, если переносить это качество за пределы трассы. Но он – профессионал, поэтому это плюс», – резюмировал Кампос.
Молодость – не порок
Даже выступая в своем дебютном сезоне в «Формуле-1» за самую слабую команду чемпионата, Алонсо сумел привлечь к себе внимание. Он здорово выглядел в квалификациях – стабильно занимал 18–19-е места на стартовой решетке (это при том, что в чемпионате участвовало 22 машины), да и в гонках приезжал не последним. Такие результаты он начал показывать с первого же Гран-при. Если учесть, что «Минарди» практически не проводила предсезонные тесты, это было большим достижением. «Уже в те времена, когда Фернандо Алонсо выступал за нашу команду, ни у кого из нас не было сомнений в том, что мы работаем с будущей звездой чемпионата», – говорил о нем хозяин маленькой Скудерии Пол Стоддарт.
Сомнений не было и у Бриаторе. В 2003 году он доверил место боевого пилота Фернандо, пожертвовав в целом неплохо выступавшим Дженсеном Баттоном. И испанец доказал, что Флавио поставил на него не зря, установив три рекорда – стал самым молодым гонщиком в истории, который когда-либо устанавливал быстрый круг в гонке, выигрывал поул и побеждал в Гран-при.
Выиграв же чемпионат мира в 2005 году, он побил еще одно достижение – стал самым молодым чемпионом в истории «Формулы-1». Автору предыдущего рекорда Эмерсону Фиттипальди было 25 лет и 9 месяцев, когда он получил чемпионскую корону. Сейчас Алонсо 25 и 3 месяца – а у него их уже две. Наверное, прав Чезаре Фьорио, заявивший:
«Фернандо – один из лучших гонщиков на свете. За 40 лет работы в «Королевских гонках» я видел более 300 пилотов и могу сказать, что он из тех талантов, которые появляются примерно раз в 10 лет. У нас были эры Пике, Проста, Сенны, Шумахера. Теперь, похоже, настает эпоха Алонсо».