Говорят, как Новый год встретишь, так его и проведешь. У хоккеистов — свои приметы. Как «предсезонку» проведешь, так сезон и закончишь. Заслуженный тренер России Владимир Юрзинов-старший говорит: «Один из основных принципов советского хоккея заключался в том, что мы могли опередить канадцев как раз за счет летней подготовки». Одним словом, давно известно: хорошая «предсезонка» — залог успеха.
Но как успешно подготовить команду к чемпионату? Казалось бы, что тут сложного? Велосипед изобретать не надо, все уже пройдено опытным путем. Не тут-то было. Даже борщ одинаковым у разных хозяек не получается, хотя рецепт приблизительно тот же.
Сейчас на кухне СКА хозяйничают новые тренеры: Вячеслав Быков и Игорь Захаркин. Первый сбор армейцев проходил в Польше. И это неудивительно, учитывая, что армейские тренеры еще недавно работали в Крынице с местной командой и знают в этом городе каждый уголок. «Требования разных тренеров различны, — признается Захаркин. — Для нас упражнения это элемент игры».
Возможно поэтому одну из тренировок СКА проводила девушка — чемпионка Польши по фигурному катанию. Или тренеров впечатлил танец Илья Ковальчука в одном из конкурсов Матча звезд в Челябинске? И они решили обучить парному катанию всю команду. Чтобы никто из ребят в подобной ситуации в грязь лицом не ударил.
А как тренировались армейцы в прошлые годы? Мы отлистали книгу назад, чтобы вспомнить, как это было.
2011 год
Город «родственников» Ржиги
Этот год ознаменовался приходом в команду СКА нового главного тренера — Милоша Ржиги. Страшный сон фанатов армейской команды стал явью. Ржига знал о настроениях питерской торсиды, однако надеялся на лучшее:
— Не оставляю надежду, на то, что фанаты все поймут: хочу работать на Питер и для Питера, — говорил чех. — С одной стороны, мне все происходящее, конечно, неприятно. С другой — это война лишь между болельщиками «Спартака» и СКА. Осознаю: пока питерские болельщики меня не знают, и первое время придется нелегко. И все же надеюсь на понимание.
Затем начались «зачистки». Поставив перед собой задачу освободить команду от старых лидеров, пан довольно быстро с ней справился, хотя и утверждал, что все решения принимает не он. В тот год команду покинули такие знаковые фигуры, как многолетний капитан СКА Максим Сушинский, Алексей Яшин, Сергей Брылин…
Зато в команде появился новый генеральный менеджер — легендарный питерский защитник Алексей Касатонов. К работе с командой был привлечен и Сергей Зубов, вынужденный завершить карьеру из-за проблем с тазобедренным суставом. Неизменный помощник Милоша — Андрей Потайчук — был также приглашен в команду. Ну а присматривать за вратарями было наказано финскому специалисту Юсси Парккиле. Он должен был решить, кто надежнее: молодой Штепанек или опытный Соколов.
Если вернуться в день сегодняшний, то вы увидите в списке тренеров СКА Сергея Зубова. И никого это не удивит. Тогда же, в 2011-м он только начинал тренерскую карьеру.
Новый сезон для СКА начинался, что называется, «за здравие». Перед началом учебно-тренировочного сбора хоккеисты весело покутили на свадьбе Максима Афиногенова (супругой Безумного Макса стала теннисистка Елена Дементьева). Затем, стряхнув с себя отпускные настроения, ребята принялись готовиться к сезону.
После того как все судьбоносные решения по формированию команды были приняты, Ржига приступил к созданию нового, боеспособного коллектива.
Самым ярким приобретением на тот момент стал, пожалуй, норвежец Патрик Торесен, который и по сей день играет в СКА.
Чтобы догадаться, где пройдет первый сбор армейцев, не нужно было обладать даром ясновидения. Разумеется, Ржига повез команду в Чехию. И не просто в какой-то там город, а в родной — Пршеров, где тренеру был знаком каждый уголок.
Скромные условия проживания нисколько не смущали Милоша.
Запомнилось, как местная публика встречала нападающего Евгения Артюхина. Его освистали. Местные любители хоккея прекрасно помнили «подвиги» армейского гиганта на чемпионате мира в Словакии, когда в матче предварительного этапа форвард силовыми приемами вывел из строя двух хоккеистов чешской сборной — Милана Михалека и Карела Рахунека. К тому же он заявил в одном из интервью, что чехи не любят его потому, что «в этой команде собрались одни нытики во главе с главным тренером Алоизом Гадамчиком».
Поэтому выход на лед Артюхина чешские болельщики встречали оглушительным свистом — не только в игре против «Градец-Кралове», но даже на тренировках в Пршерове, чем застали врасплох армейского агрессора. В чем он честно и признался.
Но лютовали хозяева арены недолго, уже скоро Артюхина стали поджидать у выхода: брать автографы, фотографироваться.
Тренировки на сборах были не в пример прежним. Вот что говорил голкипер СКА Якуб Штепанек:
— Тренируемся с утра до вечера — с небольшим перерывом на обед. Мы и так уже практически без ног, а нагрузки еще увеличатся.
Сам Пршеров, куда судьба забросила армейцев, находится в часе езды от столицы Моравии — Брно — и представляет собой небольшой провинциальный городок. Знаете, из таких, где вместо будильника утром слышится крик петуха.
Разумеется, в родном городе пана окружали многочисленные друзья и родственники. Всеобщее поклонение местных благоприятно влияло на имидж тренера. В то же самое время жители Пршерова были бесконечно благодарны Ржиге за то, что он привез в их захолустье таких именитых гостей.
Помню, как какой-то болельщик пытался купить через меня кепку Милоша, в которой он тренировал свою команду. И, между прочим, сулил неплохие деньги. Ржига кепку не отдал. Сделка не состоялась. Не давали прохода и Касатонову. Так что он старался особо на глаза не попадаться. Когда к нему в очередной раз подскочили за автографами, Алексей, посмотрев на меня, произнес: «Да, были и мы когда-то гусарами!»
В свободное время, которое выдавалось крайне редко, Ржига любил прогуляться по родным местам. В родном городе о Милоше ходили то ли легенды, то ли байки, как о поручике Ржевском. Одни говорили, что учились с ним в школе, другие, что ходили в один садик, третий и вовсе представлялся родственником тренера.
Со сборов уезжали в разном настроении: Милош с легкой грустью от расставания с родными пенатами, а игроки со вздохом облегчения — после тяжелых нагрузок.
В первом же домашнем матче «предсезонки» Ржиге крепко досталось от армейских фанатов.
— Понятно, что мне неприятно. Однако стараюсь не обращать на это внимания. — говорил расстроенный Ржига. — Я пришел работать: биться за ребят, за результат, за команду СКА. Не могу ответить фанатам словами. Могу ответить лишь своей работой.
Но ответить болельщикам хорошей работой в первый сезон новому тренеру СКА так и не удалось.
2012 год
По другой тактике, но с тем же результатом
Лето 2012-го оказалось таким же жарким, как и предыдущие. Неудачу в прошедшем чемпионате Ржиге простили, продлив запись в его трудовой еще на один сезон. Импульсивный, эмоциональный тренер не со всеми и не всегда умел находить общий язык, поэтому за год работы в клубе успел нажить себе неприятелей.
Одним из самых серьезных приобретений команды в межсезонье стал канадский защитник Кевин Даллмэн.
Покинул команду новоиспеченный чемпион мира Денис Денисов, на смену ветерану Максиму Соколову пришел молодой Илья Ежов. Не удалось удержать в СКА Вадима Тарасенко. Он предпочел невским берегам поездку на североамериканский континент. Оставалась надежда на другого талантливого хоккеиста — Виктора Тихонова.
Произошли изменения и в тренерском штабе. Помощником Ржиги стал Михаил Кравец. В то время как Сергей Зубов покинул питерскую команду. Кроме того, в руководстве клуба появился еще один легендарный питерский игрок — Алексей Гусаров.
На этот раз первый сбор команда проводила не в Пршерове, на родине Милоша, а в другом чешском городке — Гавличкув-Брод.
Одним словом, начиналось все, как всегда, хорошо. Подводя итоги сборов Ржига говорил:
— В этом сезоне мы будем играть по немного другой тактике. Сейчас у нас не так много известных игроков, поэтому и политика в команде тоже поменяется. Мы точно будем работать над дисциплиной.
Доработать до конца сезона чешскому тренеру так и не удалось. Неожиданно, в середине сезона Ржига был отправлен в отставку. Его место занял главный тренер сборной Финляндии Юкка Ялонен, который и завоевал с питерской командой бронзовые медали по итогам чемпионата.
Удивительно, но даже спустя полгода после того, как Милош покинул команду, фанаты СКА добрались до него. Приехали в Пардубице, где на тот момент пан работал тренером-консультантом местной команды, и щедро украсили местный дворец спорта антиржиговскими стикерами. На мой вопрос: «Зачем?» Ответили: «Чтобы не возвращался».
2013 год
Петарды, рожки и плевки вишневыми косточками
События лета 2013 года, разумеется, еще свежи в памяти.
Как вы прекрасно знаете, самым ярким событием прошлого года стал переход из «Нью-Джерси» в СКА нападающего Ильи Ковальчука. Никто и подумать не мог, что такое возможно. Однако руководителям питерской команды удалось провернуть «сделку века». Впрочем, на первый сбор команды, который проходил в швейцарском городе Ворб, Кови не поехал. Ему требовалось время, чтобы уладить все дела за океаном. Не было в самолете, отправляющемся в Швейцарию, и Виктора Тихонова. К тому моменту нападающий еще не принял окончательного решения о месте, где продолжит карьеру.
Помимо Ковальчука в стройные ряды армейцев влился дуэт череповчан: Кетов и Шипачев.
Место отправленного домой голкипера Штепанека занял другой чех — Салак.
Одним из тренеров команды стал Алексей Гусаров, который до этого занимал должность помощника генерального менеджера команды.
Что отличало Юкку Ялонена от своих предшественников, так это спокойный, нордический характер. Мне казалось, что вывести его из равновесия практически невозможно. Окружающим тренер казался неразговорчивым и даже скрытным.
— Наоборот, в Финляндии мне говорят, что я слишком открыт к людям, — говорил Ялонен. — Просто, когда приезжаешь в другую страну, вначале присматриваешься. Стараешься понять какие-то вещи. И поначалу не можешь чувствовать себя полностью свободным. Становится сложнее открыться, пойти навстречу. Хотя в чем-то вы правы. В отличие от русских финны, наоборот, спокойные и все стараются держать в себе.
Как выяснилось впоследствии, в отношениях с игроками финский специалист «закручиванию гаек» предпочитал разумный диалог.
Итак, на первый свой сбор армейцы направились в Ворб. Ехать до него от Цюриха оказалось неблизко — около двух часов. Классический европейский провинциальный городишка. Со стороны даже непонятно, где он начинается и где заканчивается, переходя в другой, точно такой же. Утопающий в зелени, окруженный холмами и полями, на которых пасутся коровы и колосится пшеница. Главными достопримечательностями города считаются старинная римско-католическая церковь и замок Ворб, обросший легендами. Он был построен на хребте песчаника — искусственно завышенного и окруженного двойным рвом.
Расположились питерцы в гостинице «Шлосс Хюнеген»: трехэтажный комплекс зданий с белыми стенами и черепичной крышей. Такой небольшой теремок, весь утопающий в зелени. До стадиона, где тренировались армейцы, ехать было минут десять-пятнадцать на автобусе.
Признаюсь честно, никогда еще с таким наслаждением не посещала ледовые тренировки, как на том сборе. Ведь арена, где тренировался СКА, была, наверное, самым прохладным местом в городе. Жара на улице стояла невыносимая.
Армейцы проводили по две тренировки в день: утреннюю и вечернюю. Меньше чем через четыре часа в гостиницу не возвращались. Сами тренировки проходили в три этапа: зал, лед, земля. В зале крутили велосипед, выполняли силовые упражнения… На льду, сами понимаете, отрабатывали различные элементы игры, наигрывали сочетания в звеньях, проводили «двусторонку». Ну а на земле — разминочный бег и стретчинг.
Сам дворец спорта жил по принципу: «входи кто хочешь, бери что хочешь». Кажется, в нем и дверей-то не было. Так что местные жители постоянно там околачивались, а на тренировки армейцев смотрели как на цирковое представление, уютно устроившись под зонтиками кафе.
Что касается быта, то с ним у армейцев проблем не возникало. Правда, однажды врачу команды пришлось «построить» местных поваров, так как они регулярно недожаривали мясо.
Тренировались ребята плотно. Лишь немного свободного времени оставалось после ужина. Ялонена каждый вечер можно было увидеть на террасе отеля в компании своего земляка Паркиллы.
— Очень люблю рыбалку. Знаете, у меня есть небольшой домик на берегу озера Сальма, что недалеко от Лаппеенранты. Когда туда приезжаю, беру снасти и отправляюсь рыбачить, — рассказывал финн.
Однако, на том сборе с удочкой его так никто и не видел.
Игроки вели и вовсе аскетический образ жизни. Все, что могли себе позволить, — короткий променад вокруг отеля, поскольку и гулять-то было негде.
Помню, накануне матча с командой «Ред Айс», выступающей во второй лиге швейцарского чемпионата, питерским армейцам не давали выспаться местные жители. Всю ночь взрывали петарды, устраивали фейерверки. Отмечали день основания Швейцарской Конфедерации. В отеле три пузатых мужика играли на альпийских рожках, а обитатели отеля соревновались в плевках вишневыми косточками на дальность.
В общем, «повеселили» наших игроков накануне отъезда. Быков и Юрзинов в Швейцарии самые популярные русские тренеры. Помню, как один местный товарищ настойчиво спрашивал меня: «Это команда Быкова?». И получив отрицательный ответ, возмущенно качал головой, мол, не может такого быть. А ведь как в воду глядел!
Финскому специалисту, как и остальным его предшественникам, не удалось завоевать со СКА Кубок Гагарина. И вот теперь у руля питерских армейцев впервые за долгие годы русские тренеры: Быков и Захаркин. Болельщики СКА смотрят на них с надеждой. Ведь если не они, то кто?
! Первая часть текста ЗДЕСЬ