Игра мышцами
Шведский коллега озабоченно рыскал по интернету, выуживал оттуда непонятные русские слова, кидал их в автоматический переводчик. Самоистязания в итоге не выдержал.
— Скажите, травма Широкова — серьезная?
— Нет, — ответил — Сыграет завтра на 99 процентов.
Швед задумался.
— А какая именно мышца у него болит? — решил он на всякий случай пойти на второй круг. Словно собирался немедленно отправиться к автобусу сборной России, найти там Широкова, выявить больную мышцу и наступить на нее побольнее, чтобы наверняка. За сутки до игры присутствие в составе шведов Златана Ибрахимовича волновало нас меньше, чем шведов — здоровье Романа Николаевича.
Тот, кстати, хорошо выглядит. Словно стал моложе. Концентрация вызова в глазах пришла в норму. Обыграть «шведский колхоз» не обещал, может, просто потому, что само словосочетание неудобоваримо для восприятия. Шведы начали первыми.
Олбин Экдал, совершенно пока не впечатляющий в «Гамбурге», и не порадовавший в итоге Эрика Хамрена на «Открытии», решил сказать, что уровень шведских игроков выше, чем российских. Можно, конечно, после победы разлить море пафоса, он во все времена у нас действовал в качестве отменного фактозаменителя. Но на Экдала обижаться не стоит, его заблуждения понятны. Российскую лигу ни в Швеции, ни в Германии не смотрят. Знают только то, что в ней есть большие деньги и более или менее приличные клубы, появляющиеся в Лиге чемпионов. А даже если бы и смотрели, то этот самый уровень с ходу ни за что не определили бы. Русским игрокам нужен кто-то, при ком они будут играть в футбол с удовольствием. Тогда слово «уровень» окончательно превратится в абстрактное понятие. Тот же Роман Широков слишком поздно начал с большим футболом, чтобы хорошо в него играть, когда неинтересно.
Золотой телец
Экдал, в конце концов, сам себя наказал, так и не определившись со своей ролью на поле, не сумев в первом тайме привести себя хоть в какое-то соответствие роли диспетчера. Объявив, по традиции, стартовый состав заранее (Эрик Хамрен словно издевается над штампом «тренерские сюрпризы»), скандинавы отказались от контригры, втащили Россию за волосы на свою половину, заставили почувствовать кровь и в итоге отдали Широкову, Смольникову и Дзюбе свой донорский взнос.
При этом впереди у шведов бестолково маячил еще один футболист космического уровня. Чьим здоровьем Леонид Слуцкий если и интересовался перед матчем, то вскользь, не собираясь выстраивать всю подготовку к игре под нейтрализацию одного лишь золотого тельца. Ибрахимович показал пару неуловимых приемов мяча, совершил два-три вампирических поворота корпуса, скинул мяч в зону, куда, вопреки ожиданиям не ворвался Экдал и покинул поле в перерыве, заявив, что боли не позволяют ему совершать подвиги дальше.
Все пошло, как всегда. После ухода Ибры Швеция «дала движение», стала, наконец, перекрывать кислород сопернику, и вместо парада победы мы увидели настоящий футбольный матч, с яркими находками и грубыми ошибками, эмоциями и классными вратарскими сейвами. Сборная России могла не выиграть, отбивалась изо всех сил, полностью переигрывая шведов на втором этаже (Слуцкий оперативно разменял всех высоких игроков соперника, выпустив Алексея Березуцкого) и, как всегда, теряя концентрацию при подборах. Но за настроение свой бонус получила и теперь снова может бороться за второе место. Тем более, если Швеция и с Австрией проведет такой же тайм, как первый на «Открытии».
Писал об этом год назад после матча в Стокгольме, повторю и сейчас: Эрик Хамрен — несчастный тренер, потому что обязан ставить на Златана Ибрахимовича каждый раз, когда он просто может ходить. И можно сколько угодно сотрясать воздух, констатируя факт, что шведы лучше и собраннее играют, когда его нет на поле. Сотни тысяч шведских мальчишек хотят быть как Златан. Партнеры Златана хотят быть как Златан. Спонсоры Ассоциации хотят, чтобы Златан был «всегда живой». А Эрик Хамрен обречен отделываться правильными словами даже если Златан играет, как Экдал. Он может не выйти на Евро-2016, но его уволят, если поставит Златана под сомнение. А в это время с уходом Ибры совершенно по-другому заиграл во втором тайме Форсберг, известный как свирепый фланговый игрок, а не слепой котенок, раскрылся Дурмаз, чья нога все смелее направляла в штрафную радиоуправляемые мячи…
Без штанги на плечах
Сборная России ни на кого не уповала. Она в первый раз за долгое время вышла на поле без штанги на плечах. И играла, как умела на данный момент, собрав всех лучших. Даже когда шведы были пассивны, получалось не очень. Кто-то, как Дзагоев, оказался более готовым, кто-то «провисал», как Шатов. Атаковали долго и предсказуемо, игры в касание практически не было. Как только это случилось, сборная забила. Интересно, о чем подумали Ибрахимович и Экдал, увидев «пятку» Широкова?
Совершенно согласен с теми, кто утверждает, что тяжелые 1:0 в данном случае лучше, чем 3:0, которые Россия вполне могла сделать в контратаках. Эту сборную надо строить без эйфории, с терпением, интеллектом и самоотдачей — лучшими качествами тренера Слуцкого. Собственно, и не сделали 3:0 до нервной концовки, потому что терялись в последний момент. Экдал радовался своей правоте, уже сидя на скамейке запасных, когда были неубедительны на острие Кокорин, Шатов. Но в ответ было много «зато». Зато Кокорину помогло провести приличный матч его редкое для нашего футбола умение играть без мяча. Зато Широков покидал поле под овации, а не недоуменное молчание, как Ибра. Зато Шатов, наверное, лишний раз поймет, что как только избавится от лишних движений на мяче, сделает шаг на новый УРОВЕНЬ. Зато Дзюба поступил, как классный форвард, успев предпринять все для того, чтобы не попасть в лежащего Смольникова на 38-й минуте. Зато Акинфеев… Акинфеев — это просто невероятно. Главный враг Швеции по сумме двух матчей, если вспомнить пенальти в Сольне.
В общем, Олбину Экдалу — удачи. У сборной России впереди слишком много работы, чтобы размениваться на ерунду.