Мнение Константина Столбовского
Хиддинк никому ничего не должен
Приятно, оказывается, цитировать самого себя. Вчера мне показалось, что «…с точки зрения чисто технической любопытно, позовет Гус Хиддинк в сборную Аршавина или использует временно свободную вакансию (речь про первые два матча сборной на чемпионате Европы) в личных целях».
Считайте меня законченным конформистом, но в данном случае оба решения Хиддинка я готов назвать верными. Под каждое из них можно подобрать могучую базу аргументов.
У сборной России нет, к счастью, острого (подчеркну это определение) дефицита креативных футболистов в середине поля. Они очень разные, да, — Аршавин, Билялетдинов, Семшов, Зырянов, Измайлов (ярко выраженных «крайков» не обозначаю в этом ряду умышленно) — но строить из столь вариативного материала действенные схемы, безусловно, можно. Уверен, что уже с Румынией Хиддинк будет моделировать конкретику для Испании (10 июня) и Греции (14 июня). Причем для Испании — в гораздо большей, чем для Греции, степени. Хиддинк — самый настоящий буржуй, капиталист и мироед. То есть приземленный, чистой воды прагматик, четко понимающий, что результат определяет тренерское бытие. Хиддинк спит и видит, как бы выжать максимум прибыли из синиц, которых держит в руке, и совсем не желает думать о журавлях.
Аршавин тут, к большому сожалению, не при делах. Я уверен, что Аршавин поедет на чемпионат Европы, потому что этот препарат в состоянии основательно расширить командное сознание — уж кто как не этнический голландец должен понимать столь простые вещи? Но если вдруг сложится так, что Аршавин будет не нужен в конкретном матче со шведами (18 июня), Гус даже не вспомнит, что этот румяный русский парень сидит у него на лавке.
Вот именно такого рода соображения, на мой персональный взгляд, Хиддинк посчитал вчера утром рабочими. Было бы много хуже, если бы тренер, соблюдая правила хорошего тона, выдернул Андрея из клуба («Ты свой, ты в обойме»), а на поле в Бухаресте не выпустил.
Хиддинк в России никому и ничего не должен — вот какой вывод делаю я в этой ситуации. Все его обязательства — в контракте. Да ведь и тот еще не подписан.
Мнение Сергея Бавли
Хиддинк должен был взять Аршавина
Как только сроки европейской дисквалификации Андрея Аршавина стали известны, Гус Хиддинк осторожно выразил сомнения в целесообразности поездки питерца на первенство континента. В дальнейшем голландец вроде бы от этих слов отказался.
Объяснение вроде бы на поверхности: Хиддинк наигрывает состав на первые два матча. А команда на третий ему не нужна? Под командой я в данном случае подразумеваю сплоченный, единый коллектив, а не просто набор квалифицированных исполнителей. Мировая практика пестрит примерами, когда тренеры приглашают на сборы дисквалифицированных и даже травмированных футболистов. Ведь создание коллектива — процесс сложный, командный механизм легко рушится и значительно труднее регулируется.
В любом ансамбле, в том числе и в футбольном, есть лидеры формальные и неформальные. Вряд ли кто-то не согласится с тем, что Андрей Аршавин — лидер сборной России, во всяком случае на поле. А значит, в формировании командного микроклимата играет важную роль. Убежден, что уже по этой причине Аршавин должен быть в сборной. Не стоит забывать, что игровые связи отрабатываются не только в ходе матча (на поле в Бухаресте зенитовец мог бы и не выходить), но и во время тренировок. Андрей — конструктор атак нашей главной команды, и ему необходимо шлифовать эти связи.
Но вернемся к психологии. Аршавин — лучший футболист России последних лет. Это неоднократно подчеркивал и сам Хиддинк. В свете этих высказываний нашего именитого тренера его решение не вызывать питерца на матч в Бухарест может восприниматься как некий сигнал неверия в собственные силы. Не хочется думать, что Хиддинк, славящийся своим максимализмом, заранее убежден в отсутствии спортивной значимости поединка третьего тура группового турнира финальной части Евро-2008 для сборной, а уж о плей-офф и не помышляет. Беда, если именно так воспримут нынешнее кадровое решение (а не заметить его невозможно, масштаб фигуры Аршавина не позволяет) тренера его подопечные. А ведь и такое объяснение произошедшего — тоже на поверхности.
Тем более что никаких официальных разъяснений не прозвучало.