Фабио Капелло сидел в шатре «Петровского» прямо передо мной, совершенно не ощущая микроволн от моего напряженного мыслительного процесса. Что же это за ассоциация? Знакомые с малых лет черты, напоминающие о наскальных профилях американских президентов, олицетворяющие ту самую завидную европейскую «старость в расцвете сил», синяя спортивная куртка, трескучие ответы, о которые, как маленькие градинки о железный настил, разбивались любые вопросы. Удивительно, но этого человека никто особо в нашей радушной стране не любит, несмотря на то, что сборная, помимо Белфаста, ни разу не дала повода спустить на себя собак. Капелло, впрочем, и не ищет этой любви, как тот же симпатяга Хиддинк. Он устанавливает свои давно запатентованные правила и не читает советских газет. «В Моей команде пенальти кто попало не бьет». «Я не люблю, когда Моя команда пропускает голы». Никаких тебе: «Мы — Россия», или «у нас в России», как это нередко произносилось в том же самом шатре обладателем вовсе не российского паспорта. Есть торговая марка «Фабио Капелло». Устраивает она вас — пользуйтесь на здоровье. Не нравится — что ж, прецедент в Англии с принципиальным уходом из-за капитанской повязки Джона Терри уже имел место.
Итак, кого же напоминает Фабио Капелло, сидящий напротив в синей куртке и сухо парирующий «душевные» вопросы? Отто Рехагеля. Конечно же. У них даже волосы вьются похожим образом.
Учитесь вязнуть в зубах
Немца с колючим взглядом верховного судьи в Греции тоже поначалу не сильно любили. Его же раздражало греческое «сига-сига» — кредо каждого честного эллина, переводящееся как что-то вроде «потихоньку-полегоньку». В отборочных турнирах греки утомляли стерилизованным футболом, брали очки, но после матчей, по признанию одного коллеги из Афин, ни у кого и близко не было эмоций, положенных организму после побед. Но, наверное, одно дело томить душу в отборочных встречах, и совсем другое, пить кровь соперников в финале чемпионата Европы. Когда Греция навязла в зубах у португальцев (дважды), французов и чехов, возражений в стране ни у кого не возникло. Рехагель стал героем на веки вечные, и отменить это не способны ни последующие годы стагнации (а что еще могло наступить после победы на Евро в Греции?), ни Ангела Меркель. Пойдя самым, что ни на есть, рациональным путем — достань из игроков все лучшее, и запрети им все худшее — немецкий тренер одушевил самую расхожую фразу с пресс-конференций о том, что слабых соперников в мире не осталось.
Россия Капелло (да, эта Россия — Капелло, а не просто наше всеобщее достояние, нравится это кому или нет) движется по тому же самому направлению, пусть футбол у греков был несколько другой. Расставляя игроков по позициям, тренер наделяет каждого определенным функционалом, за рамки которого ни один не имеет права выходить. В данный момент Капелло более интересны и важны «понятные» футболисты, вроде крайних хавбеков линейных защитников, чем тот же трудноуправляемый Дзагоев. И если в клубах индивидуальные качества игроков еще бросаются в глаза, то, скажите, много ли вы сможете вспомнить эффектных действий отдельных личностей в игре с тем Израилем, который, по сути, после голов в начале второго тайма зажмурился и ждал конца? За процессом воспитания из Дзагоева солдата интересно наблюдать. И у тренера, и у игрока своя правда. Алан решил совершить дополнительную обводку в центре, потерял мяч, и Капелло вытянулся на бровке, как гончая перед атакой. Когда армеец в своей эксцентричной манере «заплясал» в штрафной, мяч нашел руку соперника, и был пенальти. При лучших раскладах, именно Дзагоев в состоянии «делать разницу» в этой сборной, как это и угадывалось на смазанном Евро в Польше.
Как раскрыть секрет Блумфонтейна
Капелло считает, что запоминается результат. И речь не только о табло. Для него крайне ценен тот игрок, что способен при подготовленной атаке сделать один, но убийственный пас, и потому в этой сборной России на вес золота Широков. Будет Капелло верить и в Комбарова, и в Козлова, потому как ему импонирует их способность, подключившись в атаку, доставить мяч в штрафную, а не потерять его, не запнуться (чего уж там, в чемпионате России хороший навес случается по красным дням календаря). Если вспомните, сборная Англии при итальянце также акцентировано играла флангами, в памяти до сих пор всплывает маячащий справа Аарон Леннон.
В Бразилии, если Россия Капелло туда поедет, для того, чтобы все не закончилось групповой стадией, понадобятся еще люди с убийственным ударом. Их, как будто, полно: Кержаков, Кокорин, Дзагоев. Но «стрелков» было много и у сборной Англии в ЮАР, но ни Джеррард, ни Лэмпард как следует так и не «расчехлились». Правда, перекладина ворот в Блумфонтейне до сих пор дрожит, а разговоры об электронной фиксации взятия ворот по-прежнему не привели к единому решению. Человеческий фактор помешал три года назад узнать то, что нам бы сейчас очень было бы знать кстати: следует ли ждать за длинными скучными месяцами как минимум полуфинала, или о сборной Росии на ЧМ-2014 даже при выходе в 1/8 финала будут вспоминать еще меньше, чем о команде, которая в Японии не вышла из группы с хозяевами, Тунисом и Бельгией? Следовательно, не терпящей шагов вправо-влево системе игры Капелло требуется инженерная точность тех, кто будет завершать атаки. Что если второй шанс не придет?
С Израилем железные нервы продемонстрировал Василий Березуцкий. Старый добрый метод — если нападающие и хавбеки в тупике, подключи к атаке стоппера. Как правило, обороняющиеся к таким набегам не готовы и дело в 90 процентах случаев заканчивается голевым моментом. Вопрос реализации. Армеец сыграл роль динамита, и взорвал дверь, в которую до этого усердно колотили палкой. Но промахнись он на 50-й минуте, еще неизвестно, когда бы пришел следующий шанс.
Не думаю, что послематчевые слова Эли Гутмана о том, что «Португалия сильна игроками, а Россия — и игроками, и организацией», были дежурными. Португальцы даже по игре не выглядят фаворитами группы. После Евро-2012 они еще выше установили статую Криштиану Роналду и ниже склонили головы в знак почтения. Если Роналду не знает что делать, этого не знает что делать вся команда. Если Роналду на мяче, все ждут, что сделает он, а не сосредоточены на собственных действиях. Будь по-другому, в июне Россию в Лиссабоне могли разгромить. Будь по-другому, в Лужниках на силу и организацию команды Капелло нашлась бы сила в виде хотя бы пары-тройки острых моментов в ответ на гол Кержакова. Португалия не заслуживает первого места в группе и только нелепость теперь может помешать России выйти на чемпионат мира. При этом, никто не спорит, что мы и нелепости — понятия неразлучные. Не уверен, что на это способен повлиять и Фабио Капелло.