История с Кокориным и Мамаевым для меня болезненная, все-таки с нынешним зенитовцем не один пуд соли съели. Шесть лет бок о бок в «Динамо», где я работал руководителем пресс-службы, а до этого постоянно контактировал с форвардом в качестве журналиста, отвечавшего за освещение бело-голубых.
Десять лет спустя
6 октября 2008 года в «СЭ» вышел мой материал о дебюте Кокорина за «Динамо» — 17-летний нападающий только две недели потренировался с основой, но появился на поле и сразу же забил победный гол в ворота «Сатурна». Так что первое интервью вундеркинда во взрослом футболе напрашивалось. Тогда с эксклюзивами после матчей было чуть проще — других претендентов в смешанной зоне среди коллег не нашлось.
Спустя 10 лет и 1 день «Зенит» сыграл с «Краснодаром», пути Кокорина и Мамаева роковым образом пересеклись, а тут еще и повод подходящий — 10 лет дружбы. Получается, кстати, что чуть ли не после дебютного матча с «Сатурном» тогдашний динамовец сошелся с тогдашним армейцем. Даты практически совпадают.
С Мамаевым я не знаком, лишь в 2006-м делал небольшое интервью со скромным 18-летним торпедовцем, ставшим открытием сезона. Но о воспитании и ориентирах человека вполне можно судить по матерному монологу его отца, да по откровениям и образу жизни супруги.
Кокорин — не такой. Его отчим Кирилл Логинов — тоже не святой, но в нашем общении всегда был предельно корректен и вежлив. В среду я предложил Кириллу Алексеевичу через «Спорт День за Днем» выступить с каким-нибудь заявлением, тот поблагодарил за предложение и обещал подумать. В итоге Логинов все же принял верное, на мой взгляд, решение, обратившись к народу. Пусть и не через наше издание, а через инстаграм сына. Сравните этот текст с высказываниями отца Мамаева.
«Да ладно, не парься»
Нет, Кокорин не белый и пушистый. Далеко не так. Он постоянно влипает во всякие истории, принимая абсурдные решения. Как в 2010-м, когда болельщики «Динамо» скандировали нецензурные кричалки в адрес него и Смолова, — двух талантов, не оправдывавших ожидания. Кокорин тогда запустил мячом в направлении трибун, случился скандал, выход из которого одобрил президент клуба Юрий Исаев — встреча футболиста с тогдашним лидером фанатов Александром Быковским. Может, вы уже догадались — юный спортсмен на запланированный разговор не явился.
Или другой случай: я договорился с Сашей об интервью для клубной программки, наш сотрудник ждал его у раздевалки, а игрок ретировался через черный ход. В голове не укладывается.
С Кокориным вообще было интересно. То весь декабрь 2012-го СМИ муссировали тему их взаимоотношений с Мамаевым, которую ребята из США подогревали различными фотографиями, а потом Саша отмахивался: «Кость, ну ты же понимаешь, кто это обсуждает...» То опубликовал фото новенького автомобиля, о котором тут же написали — «за 75 миллионов рублей». Саше забавно: «Конечно, дешевле». Мне же директива из высокого кабинета не клубного, а российского масштаба — провести воспитательную беседу с целью недопущения впредь.
После того разговора Кокорин в «Динамо» терпел, но совсем задушить эту песню не смог — он любил подразнить, наблюдая за реакцией. В «Зените» то фото с Эскобаром выставит на обозрение, то с пистолетами на свадьбе, то «месседж» отправит, сплавив себя и Дзюбу. Со словами «Прикол же», как рассказал менеджер сборной Евгений Савин для книги Игоря Рабинера «Сборная-2018: чемпионы наших сердец».
В этом весь Кокорин. С одной стороны глупость несусветная, с другой — на него невозможно злиться. Он после любой ситуации обезоруживает своей примиряющей улыбкой: «Да ладно, не парься, ерунда это все». Примерно такими словами, кстати, он мне и ответил после того знаменитого «месседжа», когда я спросил, зачем он своими руками перекрывает себе дорогу в сборную. И начал уводить разговор в сторону, мол, все опять поняли неправильно. «Прикол же», — явно написано на лице Кокорина на пугающей фотографии в наручниках. С такой же улыбкой он отправлялся на самый тяжелый забег у Андрея Кобелева на своих первых сборах с основой «Динамо» в испанском Кампоаморе.
Перейти в режим «Футбол»
Кокорина тяжело заподозрить в избытке аналитических способностей, он за всю жизнь не прочитал и десятка книг, но при этом всегда оставался позитивным и никогда не был агрессивным. Все его «залеты», включая громкое дело с шампанским в Монако все с тем же другом Мамаевым, были полны дуракаваляния и глупости, но лишены реальных пострадавших.
Надо было видеть, как Саша разговаривал с девочкой-инвалидом, которую привезла в Новогорск съемочная группа «России 2». Они тогда делали цикл передач «Особый день». Девочка поведала, что является персональной поклонницей Кокорина, и ей сделали сюрприз — встречу с футболистом. Это было максимально трогательно. Саша не общался формально, потому что так надо, ему действительно было интересно, отчего девчонка пребывала в полном восторге. Тогда же на вопрос о мечте поведала о Диснейленде. Динамовец, нигде не афишируя, сделал чуть позже Алине этот подарок, оплатив поездку в Лос-Анджелес.
Известно и о том, что Кокорин лично спонсирует финал турнира ДФЛ «Большие звезды светят малым». В Анапу приезжает больше сотни команд, можете представить расходы. Это все к тому, что Саша далеко не черный.
Вот только друзей он выбирал себе сам. И брата воспитывал без уважения к старшим — тоже сам. И путь в футболе и жизни — собственный выбор Александра. Кокорин, уверен, мог бы легко играть в любом клубе мира. Все данные. И это не только мое мнение, наблюдавшего долгие годы за его скоростью и техникой на тренировках, а еще и профессионалов — того же Кевина Кураньи, скажем. Или Андрея Воронина. Для игры в какой-нибудь «Барселоне» не хватило самой малости — мозгов и характера. На словах он мечтал о каталонском клубе, а на деле частенько ставил личную жизнь или какие-то свои обиды на руководителей выше интересов футбола и команды. И переломить ситуацию теперь будет крайне непросто, даже если удастся избежать реального срока и многолетней дисквалификации.
Впрочем, тут Кокорину достаточно перейти в режим «футбол». Он его включал пару раз, но ненадолго — при Петреску в «Динамо» и год назад при Манчини в «Зените». Кто знает, не станет ли нынешняя встряска тем самым нужным тумблером.