…Павел Федорыч Садырин. Так гласила одна из наиболее популярных кричалок болельщиков «Зенита». Выдающийся тренер ушел из жизни ровно пять лет назад.
А все могло бы быть совсем не так…
...если бы зимой 1965 года новичок горьковской «Волги» перспективный полузащитник Павел Садырин не позвонил матери. 22-летний уроженец Перми впервые покинул родной город и отчаянно скучал по дому.
«Паша, тебе из Ленинграда звонили, – сообщила мама. – Сразу из двух команд – «Динамо» и "Зенита"».
Перед соблазном играть в первой, а не второй группе класса «А» молодой игрок не устоял. И всего через сутки уже открывал двери зенитовской базы.
Игровой номер шесть, в те годы твердо закреплявшийся за левым полузащитником, Садырин, как оказалось, получил надолго. Тонко разбирающаяся в футболе ленинградская публика мгновенно приняла рыжеволосого худощавого игрока, неутомимо сновавшего по полю. «Своим» на берегах Невы Павел стал 17 июля, когда в присутствии 90 тысяч болельщиков (были времена!) на стадионе имени Кирова забил победный гол «Спартаку». Всего же Садырин в сезоне 1965 года забивал трижды и – невероятный случай для новичка – был включен в престижнейший список 33 лучших футболистов страны!
Увы, иных титулов многообещающий футболист Садырин так и не добьется. Быть может, стоило попытать счастья в другой команде, но Павел был слишком предан клубу со «стрелкой». Зато тренеры в клубе менялись как перчатки: за 11 лет Садырин играл под руководством Федорова, Алова, Фальяна, Горянского, а заканчивал карьеру в 1975-м уже при Зонине. И ни разу выше итогового седьмого места с «Зенитом» так и не поднялся.
За одной партой с Малофеевым
Открытие Высшей школы тренеров пришлось для закончившего играть Садырина очень кстати. Первый набор абитуриентов был поистине звездным: учились рядом с Павлом такие асы, как Малофеев (с которым Садырин сидел за одной партой), Федотов, Прокопенко, Асатиани, Логофет, Пшеничников, Хмельницкий… Красный диплом Садырин получил в декабре 1977-го. И тут ему повезло. Принявший «Зенит» Юрий Морозов позвал тренера-новичка в родную команду.
Юрий Морозов, заслуженный тренер СССР:
– Нет, я не рисковал, когда пригласил в «Зенит» начинающего тренера. Когда Садырин еще учился в Москве, он проходил стажировку именно в «Зените». И мы с ним тогда много беседовали о футболе. Во многих аспектах наши точки зрения совпадали. А кроме того, мне очень импонировали человеческие качества Садырина – его надежность и отношение к делу. И футболистом он был таким же. В общем, я даже не сомневался, брать ли его в свой тренерский штаб…
Ответственный участок работы
Работу новичку доверили ответственную – дублирующий состав. В те годы Павел исходил все стадионы Ленинграда, на которых проводились матчи чемпионата города. Переориентация «Зенита» на собственных воспитанников! Садырин был активнейшим участником претворения этого плана в жизнь… А первый урожай в дубле был снят в 1981 году, когда резервисты «Зенита» – спустя сезон после основного состава – завоевали бронзу.
Сергей Кропин, второй бомбардир дубля «Зенита» в сезоне-1981:
– Тот сезон я помню очень хорошо. Потому что игралось «в охотку». Садырин создал потрясающую атмосферу в дубле. Он умел найти подход к каждому игроку. И не так нагружал, как Морозов в «основе». Приведу наглядный пример. Во втором круге чемпионата играем на «Светлане» с дублем тбилисского «Динамо» с Челебадзе и Сулаквелидзе в составе. Но к перерыву ведем – 3:0! Садырин похвалил, но тут в раздевалку врывается Морозов: «Куда вы так несетесь?!» Короче говоря, 3:3 сыграли…
Посрамил «футбольную общественность»
Ровно через год Морозов решил принять предложение киевского «Динамо». На собственное место в «Зените» он рекомендовал 40-летнего тренера дубля Павла Садырина.
«Примерно 70 процентов «футбольной общественности» были категорически против этого решения», – вспоминал сам Юрий Андреевич. Но Морозов умел настаивать на своем.
И в первый же год самостоятельной работы с клубом высшего дивизиона тренер-дебютант финишировал четвертым! До медалей не хватило всего трех очков… Зато в будущем сезоне Садырина и его «Зенит» ждал в чемпионате оглушительный триумф.
Из воспоминаний Павла Садырина:
– Когда я поверил в нашу победу в чемпионате? За три минуты до конца последней игры – с «Металлистом». В этот момент «Зенит» вел со счетом 4:1, и весь стадион встал…
Анатолий Давыдов, чемпион СССР 1984 года:
– Коллектив у нас сложился тогда замечательный. И в радости, и в трудную минуту вся команда всегда была вместе. Когда что-то не получалось, не шла игра, мы собирались – только игроки, без тренеров – в одном из ленинградских кафе. И за общим столом вели прямой мужской разговор: кто где недоработал, сыграл не так, как надо. Достаться на орехи могло любому. За беседой могли и нарушить режим, но меру соблюдали. Садырин наверняка знал о наших «неформальных собраниях», но не вмешивался. И они шли на пользу делу, сплачивали команду. Впрочем, когда было нужно, Павел Федорович умел и власть употребить…
Увы, в последующие годы этого умения Садырину порой не хватало. Конфликт главного тренера с собственной командой завершился фактическим изгнанием Садырина из ставшего ему родным города. Последствия того скандала известны: всего через два сезона «Зенит» позорно вылетел из высшей лиги.
Идеально расставленные исполнители
А что же Садырин? Сезон-88 был потрачен на залечивание душевных ран в скромном клубе «Кристалл» из Херсона. Но уже на следующий год Павла Федоровича пригласили в одну из культовых команд отечественного футбола – ЦСКА.
Валерий Масалитин, чемпион СССР 1991 года в составе ЦСКА:
– Когда Садырин приступил к работе в ЦСКА, у него на столе появилась здоровенная пачка заявлений об уходе от игроков. Покинуть армейскую команду в тот момент решили все, потому что мы не видели в ней никаких перспектив для себя. И тот факт, что команду все-таки удалось сохранить практически в полном составе, – заслуга исключительно Садырина. Он нашел время для каждого футболиста, долго разговаривал, убеждая остаться. И в итоге подобрал нужные слова для всех. Мы остались – и вскоре начали «рвать» одного соперника за другим, получая громадное удовольствие от своего футбола.
О садыринском ЦСКА, игравшем в первой лиге, уже весной 1989-го заговорила вся футбольная Москва. Масалитин, безусловно, прав: армейцы просто «разрывали» одного соперника за другим. У красно-синих было очень приличное нападение (тот же Масалитин забил за чемпионат 32 мяча из 113 (!) командных), хорошего класса защитники, прогрессирующий вратарь Еремин. Но результат обеспечивала в первую очередь средняя линия. Двух неистощимых на выдумки солистов-виртуозов Корнеева и Татарчука удачно дополняли неутомимый «мотор» Брошин, трудяга Кузнецов и стремительная «электричка» Колесников. В том звездном ЦСКА конца 1980-х – начала 1990-х исполнители на поле были расставлены Садыриным просто идеально, плюсы каждого игрока использовались по максимуму. Стоит ли удивляться, что буквально ворвавшиеся в высшую лигу красно-синие с ходу выиграли серебряные медали, а через год, в 1991-м, сделали «золотой дубль»?!
Дмитрий Кузнецов, чемпион СССР 1991 года, капитан «золотого» ЦСКА:
– Мы, когда возвращались в высшую лигу, никого в ней уже не боялись. Это заслуга Садырина. Он нас так подготовил, настроил: «Вы можете победить любого соперника!» И мы сами это понимали. Выходя на поле, точно знали: забьем. Потрясающее чувство уверенности было!
…Весенний отрезок чемпионата в те времена армейцы обычно начинали в своем манеже на Ленинградском проспекте столицы. Впрочем, болельщики предпочитали иное определение: «сарай». Настолько маленьким он был, с единственной трибуной на 4 тысячи мест. Достать билет на домашний матч садыринской команды обычным путем в те времена было решительно невозможно, в кассах они даже не появлялись. Попасть в ЛФК ЦСКА могли лишь те счастливчики, кто состоял в клубе армейских болельщиков или имел там знакомых. Врезалось в память, как в 1990-м перед игрой ЦСКА – «Динамо» (Киев) меня тщетно упрашивали продать билет стоимостью 1 руб. 50 коп. за… двадцать целковых!
Горе и радость вместе
Но счастье никогда долго не сопутствовало тренеру Садырину. В ночь после победы в Кубке Союза погиб Еремин, всего за несколько часов до этого катавший на могучих плечах по беговой дорожке «Лужников» маленького Корнеева, забившего в финале два мяча. Талантливому вратарю было всего 23…
А в тот самый день, когда ЦСКА в «золотом» для себя матче чемпионата СССР-91 обыграл благодаря голу защитника Галямина «Динамо» и тысячи красно-синих фанов отправились в победный марш по Москве, в семье Садырина произошла трагедия…
Вскоре – вместе с распадом СССР – рухнул и союзный чемпионат. Немедленно «приказал долго жить» и армейский ансамбль: многие футболисты ухватились за первую же возможность уехать играть на Запад. А Садырин стал первым тренером новообразованной сборной России.
Приказ об увольнении на лестничной площадке
Увы, но в последнем десятилетии минувшего века незаурядное тренерское чутье порой стало подводить Павла Федоровича. Выведя сборную в финал ЧМ в США, он допустил решающий просчет, позволив включить в команду группу «отказников», ранее демонстративно не пожелавших играть за сборную во главе с Садыриным.
Тем же методом проб и ошибок пришлось Садырину возвращать «Зенит» в высшую лигу в 1995-м. Маститый тренер решил в начале сезона взять количеством, а не качеством. И «просеял» через команду три десятка футболистов! В итоге задача была выполнена лишь благодаря льготе: из первой лиги наверх в том сезоне поднимались не два клуба, а три. А на следующий год Павел Федорович предпочел строительству команды с прицелом на будущее борьбу за немедленный результат. Борьба эта завершилась 10-м местом в чемпионате и увольнением Садырина.
Виктор Сидоров, исполнительный директор «Зенита» в середине 90-х годов:
– Решение не продлевать контракт с Садыриным было принято на заседании Совета директоров 4 ноября, на следующий же день после игры со «Спартаком». Ничто не предвещало такого поворота событий. Но президент клуба Мутко внес соответствующее предложение, его тут же поддержали глава «Лентрансгаза» Сердюков и еще несколько человек. Против были только двое, а моим мнением интересоваться не стали, хотя право голоса было и у меня. Зато именно мне Мутко поручил готовить в срочном порядке приказ об увольнении. А вручать его Садырину пришлось моему тогдашнему заместителю Кропину.
Сергей Кропин:
– Чувствовал я себя в тот праздничный ноябрьский день ужасно. Сообщать об увольнении своему бывшему тренеру, учителю… Но пришлось ехать. И так получилось, что с Павлом Федоровичем мы столкнулись в парадной его дома на Московском проспекте, возле лифта. Садырин с достоинством выслушал неприятное известие, подписал бумаги внешне спокойно. Хотя я представляю, что творилось у него в душе!
…Такие удары бесследно не проходят. Садырин вернулся в Москву, вновь принял ЦСКА, но прежнего огня в глазах у него уже не было. Сказалась и тяжелая болезнь. По горькой иронии судьбы свое последнее жестокое поражение армейский тренер Садырин потерпел 30 сентября 2001 года именно от «Зенита» – 1:6! А еще через два месяца выдающегося тренера не стало. Павлу Федоровичу было всего 59 лет…
В тему
Садырин – спасатель
Среди множества испытаний, ниспосланных судьбой Павлу Садырину, два были совсем необычными. В 1968 году три футболиста «Зенита» – Садырин, Данилов и Белкин – перед игрой в Баку спасли из затопленного подвального помещения гостиницы «Азербайджан» девушку-телефонистку. А через 27 лет, уже на зенитовской базе в Удельной, Павлу Федоровичу пришлось повторить свой подвиг. Он спас тонущего в пруду у базы 12-летнего подростка Алешу Базлова.