Санкции со стороны УЕФА и ФИФА оказали влияние на российский футбол: клубы и сборные не выступают в международных соревнованиях, многие легионеры покинули РПЛ, а взять на их место новых качественных иностранцев стало сложнее. В этих условиях усиливается значимость детского футбола. Но если одни на эту тему только высказываются, то другие – делают, причем на протяжении многих лет.
Частная детская школа «Футболика» уже семь лет открывает филиалы по всей России. Сейчас в ней занимаются 10000 детей. О нюансах организации футбольных секций «Спорту День за Днем» рассказал Эдуард Тугов – тренер и руководитель восьми петербургских филиалов «Футболики».
Будучи студентом, Эдуард организовывал любительские турниры, а также работал в ресторанном бизнесе, но мечта о футболе не давала ему покоя, поэтому он откликнулся на вакансию «Футболики» и начал свой тренерский путь.
Главное – заложить в детях любовь к игре
– Как ты попал в «Футболику»?
– Я откликнулся на анкету, меня пригласили на собеседование. Это было очень необычно и интересно. Собеседование проводили основатель школы Станислав Озимов и тогдашний руководитель тренерского штаба Миша Кожевников. Собеседование проходило в три этапа: презентация, работа на поле и разговор тет-а-тет. Причем работа на поле была в формате «футболист-тренер» и «тренер-футболист», такое взаимодействие. Это все было экспромтом. С моей стороны не было интереса к зарплате – я хотел работать с детьми, тренировать. У меня все удачно прошло. С сентября 2016 года я работаю в «Футболике».
– Насколько я знаю, ты сейчас не просто тренер, а уже стал руководителем?
– Я тренировал младшие группы, но казалось, что мне хочется чего-то большего – тогда-то все и началось. Сначала Алексей Петров, один из старших тренеров, пригласил меня поработать со старшей сборной «Футболики»: там уже были ребята на выпуск, с ними можно было пробовать какие-то тренерские идеи.
А потом решил – почему бы не совместить тренировки и управление? Станислав Озимов начал продавать франшизы, и я приобрел свой первый филиал на Софийской улице. Сейчас стараюсь успевать руководить и тренировать одновременно.
– Трехэтапный уровень собеседования остается до сих пор, или вы как-то видоизменили его?
– Мне настолько понравился такой формат стажировки, что он работает до сих пор. Он раскрывает человека с точки зрения личности и тренера. Для нас футбольный бэкграунд не играет роли. Я по образованию инженер подземно-шахтных сооружений. Где тут футбол? Когда к нам приходит человек, мы в первую очередь смотрим на желание работать с детьми. Да, конечно, футбольное образование тут будет играть положительную роль. Но наша главная задача – привить ребенку любовь к футболу.
В «Футболике» занимаются дети от трех до семи лет, недавно возрастной потолок был увеличен. Очевидно, обучить детей в таком возрасте сложным техническим или тактическим элементам невозможно. Ключевая задача «Футболики» – воспитание достойных членов общества и популяризация футбола.
– Тренерский состав. У вас есть какие-нибудь специфические тренеры: специалисты по физподготовке, акробатике. Может, вы, как в академии «Краснодара», танцы практикуете?
– Нет, отдельных тренеров нет. У нас был опыт с приглашением тренера по вратарям. Такого списка специалистов как в академиях у нас нет. Но я хочу, чтобы из этой «частной зеленой семьи» выросло что-то большее.
– У вас есть какая-то выработанная методика тренировок?
– Изначально методика наших тренировок была создана кафедрой футбола университета Лесгафта. С этого года мы работаем по обновленной методике, в создании новых упражнений непосредственно участвовали люди близкие к профессиональному футболу. У нас нет тренерской отсебятины: есть люди, которые хотят развиваться и создавать новые идеи.
– Вы собираетесь поднимать потолок возраста?
– У нас появилась «ФутболикаПРО». Она пока работает не на всех филиалах, но мы работаем в этом направлении. В этом году дети 2012 и 2013 годов рождения уже будут участвовать в чемпионате Санкт-Петербурга.
– В чем миссия «Футболики»?
– Через игру в футбол мы создаем мир счастливых и здоровых детей. Обеспечиваем «вау»-сервис для родителей. Формируем среду для развития талантов. Наша школа не про «я хочу, чтоб мой ребенок стал Месси». Я как руководитель, тренер и отец никогда не скажу, что в три года ребенка можно научить играть в футбол. Здесь главное – закладывать любовь к мячу, к игре, объяснять, что такое команда, режим.
В футбольном сообществе бытует мнение, что в стрессовых игровых ситуациях футболист исполняет технический элемент, которому он обучен в первую очередь. Это отслеживается в «марсельской рулетке» Зинедина Зидана, переступах Криштиану Роналду и улитках Лионеля Месси.
Бывает много «почему» от родителей
– По сути с точки зрения футбола вы первые, к кому попадает ребенок. Чувствуете повышенную ответственность в своей работе?
– Безусловно, это колоссальная ответственность. И, конечно, было бы здорово научить ребенка техническому действию, которое будут вспоминать 50 лет спустя, но главное, чтоб он вырос хорошим и достойным человеком.
– Про детей. Если главная миссия – воспитать в ребенке любовь к игре, но в процессе этого не происходит. У ребенка не горят глаза. Что делать в таком случае?
– Это все индивидуально. Ребенок – это психология, в первую очередь. Как бывает у детей: сегодня хочу, завтра не хочу. Заставлять мы точно никого не будем. Изначально, если такое произошло, надо понять, почему. Часто происходят такие ситуации, что ребенка что-то задело, а тренеры даже не знают об этом. Конечно, важен диалог и с ребенком, и с его родителями.
– Что за ситуации?
– Это же совсем маленькие дети. Их может отпугнуть тренер, какая-то фраза, громкий свисток, шум вокруг. Однажды мы играли в одно из любимых упражнений наших малышей – «заяц и волк». Ребенок услышал слово «волк», испугался и ушел с тренировки.
– Команды девочек в «Футболике» есть?
– «Футболика» приветствует девочек, есть идеи создать команды девочек в каждом филиале, в некоторых такие уже имеются. Сейчас спрос на это очень вырос. Вопрос упирается в коммерцию: многие выберут бесплатные школы, мы все-таки частная. Главное препятствие сейчас – родитель хочет, чтобы его девочка занималась с девочками. У нас пока таких условий нет, но в целом в каждом филиале у нас уже занимаются девчонки.
– Родители находятся в непосредственной близости от тренировочного процесса. Тренер – достаточно автократическая профессия. Как вообще это уживается и кто от этого страдает?
– В работе с детьми самое сложное – взаимодействие с родителями. Но от этого никуда не деться. Есть родители, которые пытаются влезать в процесс: «почему это упражнение?», «почему мой сын не играл, он же лучший?», много других «почему?». Хорошо, что таких родителей не большинство. Во многом это зависит от тренера, как он себя поставит. Я бы вообще не допускал родителей на тренировку. Это лишнее – лишние переживания ребенку, лишний прессинг тренеру, лишние нервы родителям.
– Как быть в таких ситуациях?
– Это сложно. Мы частная школа, которая оказывает услуги. И эти услуги должны оказываться нашим клиентам в полной мере. Здесь мы не можем пойти наперекор. Вот единственный минус частного футбола. По этой причине спортивная составляющая не дает максимальной отдачи.
– 2023 год, первые фанаты Криштиану Роналду подросли и отдали своих детей в футбольные секции. Зная, как их кумир относится к питанию, режиму, психологии, вы даете какие-то дополнительные рекомендации родителям?
– Безусловно, во всем стараемся помогать. Нам не справиться без родителей, а родителям – без тренера. Мы стараемся работать в цепочке тренер-родитель-ребенок, тут главное – открытое общение! Иногда бывает так, что родитель что-то недосказал, и это потом отражается на желании ребенка дальше тренироваться.
– Подытожим: миссия «Футболики» – вырастить хорошего человека, а футбол в этом процессе всего лишь инструмент.
– Не совсем так, нашу миссию я вам уже назвал. Скорее, задача «Футболики» – заботиться о том, чтобы вырастить хорошего человека на поле и в жизни.
Фото: www.footbolika.ru