• Самарские чехи

    21.08.08 02:26

    Самарские чехи - фото

    Фото: сайт РПЛ

    Автор: Спорт день за днём

    Казалось, что мода на чешских футболистов в российском футболе ушла вслед за нескучными тренерами Властимилом Петржелой и Ярославом Гжебиком. Из примерно двух десятков посланцев страны Швейка, забористого пива и четвертого по счету чемпиона Европы в премьер-лиге остались на видных ролях лишь четверо — спартаковцы Ковач и Йиранек, зенитовец Ширл да «горожанин» Чижек. Но кто сейчас с ходу ответит, в каких городах и весях куют свое футбольное счастье попылившие в свое время на российских полях Влчек, Кинцл или Гартиг?

    В Самаре от этого тренда отступили. Для начала вызволили зимой из шотландских кущ заскучавшего Ярошика, а летом и вовсе взорвали небольшую трансферную бомбочку, заполучив в свои ряды одного из самых результативных форвардов бундеслиги последних лет Яна Коллера. И хотя своего первого гола за «Крылья» двухметровый гигант пока не забил, процесс адаптации в новых для себя стране и городе может считать завершенным. Во всяком случае Коллер уже вовсю гоняет по Самаре на клубной «Шевроле-Ниве», с удовольствием прогуливается по оживленной волжской набережной и охотно фотографируется со всеми желающими, галантно пригибая голову, чтобы уместиться в кадре. А если житейский комфорт в незнакомой обстановке обретен, то и голы себя ждать не заставят, уверен сам футболист.

    Нападающий «Крыльев Советов» Ян Коллер: «Искал в Интернете фотографии города»

    На первом этаже жилого корпуса базы «Крыльев» разложены в ожидании автографов мячи. Специально для Коллера подготовлен и еще один сюрприз — большое фото с недавнего матча ЦСКА — «Крылья Советов». Фотограф поймал добродушного и улыбчивого в жизни чеха с на редкость свирепым выражением лица и вдобавок… со сжатым кукишем.

    — Кому это вы так, Ян?
    — А я уже и не помню. Но точно не арбитру и не фотографу (улыбается).

    — Но вид у вас на фото самый решительный. Что нужно сделать, чтобы вот так вас разозлить?
    — Даже не знаю. На поле меня рассердить еще как-то возможно — особенно если игра не идет, — а вот в жизни вывести из равновесия точно не получится. Очень спокойный я человек. Сейчас уже и не вспомню, когда в последний раз повышал на кого-то голос и уж тем более дрался.

    — А как в «Крыльях Советов» оказались, помните?
    — Конечно. Об интересе со стороны самарской ­команды узнал, как это чаще всего и бывает, от своего агента вскоре после начала Евро-2008. Потом, уже в Австрии, поговорил с главным тренером «Крыльев» Леонидом Слуцким, с Иржи Ярошиком — они как раз сбор в тех краях проводили — и принял решение.

    — Консультации с Ярошиком и знакомства со Слуцким оказалось достаточно?
    — Еще в Интернете постарался отыскать как можно больше информации о Самаре, посмотрел фотографии. Поговорка о том, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, есть не только в русском языке. Еще созванивался с Радославом Ковачем из «Спартака», и тот тоже дал «Крыльям» хорошие рекомендации.

    — Впечатления после приезда в Самару совпали с нарисованной вами предварительно картинкой?
    — Практически полностью. Во всяком случае чувствую себя здесь вполне комфортно. Немаловажный фактор — радушный прием, который мне оказали как в команде, так и в городе. В Самаре живут очень приветливые люди, которые к тому же очень любят футбол и неплохо в нем разбираются.

    — Часто Иржи звонками теребили в первое время?
    — Не то слово! По нескольку раз за день звонил, при том что и так регулярно виделись на базе. Спасибо ему огромное за помощь и терпение.

    — Первое время на базе жили?
    — Да. И кровать нужного размера отыскалась. Но сейчас перебрался в квартиру в центре города, потому что скоро приедет супруга с детьми. Будем жить практически на набережной. Вид из окон на Волгу просто замечательный!

    — А почему супруга сразу с вами не приехала?
    — Мы ждем второго ребенка, так что в Самаре нас будет уже четверо.

    — Кого ждете?
    — Не знаю, мы решили не узнавать пол ребенка заранее. У нас уже есть пятилетняя дочка, которую, как и маму, зовут Хедвикой.

    — Слышал, что с будущей женой познакомились в Бельгии, когда выступали за тамошний «Локерен». Каким ветром ее туда занесло?
    — В команде помимо меня был еще один чешский футболист — Роман Вонашек. К нему из Праги приезжала жена, и однажды с ней за компанию приехала подруга. Это и была Хедвика.

    — Чем она занимается?
    — В Чехии работала официанткой в ресторане. Сейчас воспитывает детей.

    — Скоро все ваше свободное время будет отдано семье. А пока как выходные проводите?
    — Обычно дома, люблю просто на диване полежать. Хотя иногда могу и по набережной прогуляться, а пару раз ходил на пляж играть в волейбол.

    — В команде по понятным причинам больше всех общаетесь с Ярошиком. А еще с кем-то приятельствуете?
    — Практически со всеми общаюсь в меру возможности. Я вообще человек покладистый и неконфликтный. Не припомню, чтобы у меня с кем-то не складывались отношения. Но с Иржи, понятное дело, общаемся больше всех.

    — Видели бы вы, какое облегчение у него на лице читалось, когда он узнал, что мы с вами будем говорить по-немецки и что его помощь не потребуется. Часто вас здесь просьбами об интервью теребят?
    — В Германии интервью давал чаще. В Самаре только в первое время журналисты проходу не давали, но очень быстро потеряли ко мне всякий интерес. Наверное, потому, что пока не забиваю (улыбается).

    — Семь матчей без голов для вас — повод для серьезного беспокойства?
    — Стараюсь не зацикливаться на неприятных мыслях по этому поводу. Тем более «Крылья» сейчас неплохо играют, выдали беспроигрышную серию и вообще борются в чемпионате за высокие места. Кстати, наша команда делает ставку как раз на командные взаимодействия, так что в каждом матче я не просто стою в штрафной и жду мяча, а пытаюсь действовать в подыгрыше, участвовать в разных фазах атаки.

    — Установки тренера без помощи Иржи понимаете?
    — Практически все понимаю сам, хотя иногда помощь Иржи все-таки требуется. Подобно многим соотечественникам моего поколения, русский язык я учил в школе. Но сейчас уже все позабыл, все-таки 20 лет прошло. Но располагая какой-то базой, учить язык несравненно легче. Так что проблем с пониманием с каждым днем все меньше.

    Полузащитник «Крыльев Советов» Иржи Ярошик: «Слуцкий звал еще в "Москву"»

    В отличие от Яна Коллера, Иржи Ярошик в «Крыльях» уже больше шести месяцев. И хотя первое время у 30-летнего полузащитника в Самаре не складывалось (из-за травмы свой дебютный матч за волжан он провел лишь в мае), сегодня благодаря не столько знанию русского языка, сколько по­кладистому и приветливому нраву Иржи в команде уже свой парень.

    — Действительно чувствуете себя в «Крыльях» комфортно?
    — Сейчас точно лучше, чем в первые месяцы. Футболист чувствует себя комфортно, когда постоянно играет. Я же из-за травмы пропустил почти два месяца, лечился в Москве и Германии и долгое время чувствовал себя не в своей тарелке. Хотя к партнерам по команде претензий никаких нет и быть не может — приняли меня просто отлично, как футболисты, так и тренеры.

    — Как изменился чемпионат России с момента вашего отъезда из ЦСКА?
    — Однозначно, усилился. Сейчас просто так одной левой никого не обыграешь. Да просто в таблицу можно посмотреть, чтобы в этом убедиться. Если говорить о частностях, то самые разительные перемены произошли в «Динамо». Когда я играл в ЦСКА, бело-голубые боролись за выживание, а сейчас вполне обоснованно претендуют на самые высокие места. Не узнать и «Рубин» с «Амкаром». Не секрет, что в российский футбол в последние годы вкладывают большие деньги. Это позволило клубам обзавестись действительно сильными футболистами — вот вам и рост уровня. А после успешного выступления на Евро и на сборную России в мире будут смотреть совершенно по-другому.

    — Правда ли, что с Леонидом Слуцким вы были знакомы еще до прихода в «Крылья»?
    — Правда. Когда я два года назад решил уходить из «Бирмингема», появился вариант с «Москвой», которую тогда возглавлял как раз Слуцкий. Он даже прилетал в Англию, и мы проговорили тет-а-тет часа два. Потом, правда, с «Москвой» не срослось, и я оказался в «Селтике».

    — В России с легкой руки теперь уже бывшего генерального менеджера «Москвы» Юрия Белоуса Слуцкого называли «маленьким Моуринью». Есть ли у него какие-то схожие черты с «большим» Моуринью, под руководством которого вы играли в «Челси»?
    — Они очень непохожие люди, так что сравнивать тяжело. Их роднит, пожалуй, только любовь к футболу, о котором они готовы думать круглые сутки. Еще и тот, и другой — отличные психологи. А для тренера это качество, как мне кажется, не менее важно, чем собственно тренерские навыки и опыт.

    — С футболистом по имени Нериюс Бараса знакомы?
    — Немного. Встречались на поле, когда он играл в чемпионате Шотландии за «Хартс». А что?

    — Зимой он вспоминал, что именно после столк­новения с вами получил травму и решил повесить бутсы на гвоздь. Шутил, что с вас по приезде в Самару ужин в ресторане.
    — Вот это да! Даже и не знал о том, что нанес ему серьезную травму. Надо бы позвонить и извиниться. Ну и поужинать тоже, раз такое дело (смеется).

    — А перед Минченковым из «Локомотива», для которого ваш подкат обернулся двойным переломом, уже извинились?
    — Еще нет, но обязательно это сделаю. Знаю, что ему пришлось делать операцию и что травма достаточно серьезна. Искренне сожалею о том, что так получилось, но злого умысла в моих действиях не было.

    — Тем не менее, если кто-то по этим двум примерам наречет вас грубым игроком, найдете что возразить?
    — Грубые игроки часто намеренно идут на фол, стараются сделать сопернику больно, чтобы запугать и получить таким образом психологическое преимущество. Я же никогда не хотел никого травмировать. Просто шел в борьбу до конца и не пытался сыграть в кость, видя, что не успеваю достать мяч. Мне и самому не раз доставалось, нос мне соперник локтем ломал. К сожалению, травмы — это тоже часть футбола.

    — Поговорим на более приятные темы. Коллер благодарен вам за то, что помогли ему адаптироваться в Самаре. А вам самому было с кем поговорить на родном языке в первое время?
    — Если только с любимой девушкой Вероникой по телефону. У нее много дел в Праге с ее модельным агентством, так что ко мне переехать она пока не может. А чешской диаспоры в Самаре практически нет. Есть пара чешских ресторанов, где работали повара из Чехии. Но с ними много общаться не получалось — тренировки, матчи, а тут еще травму лечить пришлось.

    — Но сейчас-то в тех ресторанах вы с Яном завсегдатаи?
    — Не только мы. В «Крыльях» после совмест­ного похода в ресторан уже появились ценители чешской кухни. Например, Женя Савин. Еще в ЦСКА, когда мы стали чемпионами, приглашал команду в чешский ресторан. Теперь вот и в Самаре товарищей получилось приобщить.

    — Если совсем честно, есть ли что-нибудь, чего вам в Самаре не хватает?
    — Самое важное — чтобы в жизни, и любимом деле в частности, все получалось. От этого настроение зависит в первую очередь, а не от того, что чего-нибудь хватает или не хватает. Вот когда начал постоянно играть за «Крылья», сразу на душе полегчало.

    — Еще бы. А тут еще и игра у команды пошла — клубный рекорд по матчам без поражений подряд установили. Теперь и о сборной можно подумать?
    — С новым тренером сборной Чехии Петром Радой разговора на эту тему еще не было, но если буду жив-здоров и с постоянным местом в «основе» «Крыльев», почему бы и нет?

    — Поиграв к своим 30 годам в не самых захолустных клубах и став чемпионом трех стран, вы ни разу не попали на чемпионат мира или Европы. Обидно?
    — Не могу сказать, что это мешает мне спать. Хотя досадно, конечно, при мысли, что когда я буду старым и мои внуки спросят об этом, рассказать мне будет нечего. Утешает то, что во всех своих клубах я был на ведущих ролях и внес немалую лепту в каждую из их побед. Так что мне в любом случае будет что вспомнить.

    — Где будете вспоминать?
    — После окончания карьеры точно вернусь в Чехию. Не знаю только пока, в Прагу или в родной Усти над Лабем. Чем буду заниматься? Это слишком серьезный вопрос, чтобы решать его, занимаясь львиную долю времени чем-то другим. Определенные планы на будущее есть, но никаких решений я еще не принимал. Пока все мои помыслы связаны с футболом и с «Крыльями Советов».

    Самара — Москва

    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»