«Волга, жигулевское пиво, Грушинский фестиваль, ракета “Восток-1”, Александр Анюков» — именно таким был ассоциативный ряд при упоминании Самары накануне моей поездки в этот славный город. Волга — самая большая река в Европе, о вкусном жигулевском пиве наслышаны по всей России, а Владимир Высоцкий даже упоминал о нем в одной из своих песен; Грушинский фестиваль ежегодно собирает сотни тысяч любителей авторской песни, а на ракете «Восток-1» Юрий Гагарин полетел в космос. Все это так или иначе связано с Самарой, родиной нынешнего капитана «Зенита» Александра Анюкова. Можно смело утверждать, что это знаковый город для россиян, и каждому стоит хотя бы раз побывать здесь.
Фанаты и Семен Стругачев
Неудивительно, что большин ство предпочитает совместить приятное с приятным: и любимую футбольную команду поддержать на выездном матче, и посетить Самару с ее достопримечательностями. Поэтому, когда местные «Крылья Советов» в прошлом сезоне с грехом пополам сохранили прописку в премьер-лиге, сыграв вничью с «Зенитом» в Петербурге, президент команды Виктор Развеев на радостях сделал одно весьма интересное заявление. Он пообещал, что на будущий год выездная игра сине-бело-голубых с самарцами пройдет летом. Тем самым он как бы поощрял питерских фанов за их хорошее отношение к «Крылышкам». А ведь действительно, отношения между болельщиками двух этих команд достаточно теплые. Ни эксцессов, ни провокаций, лишь глубокие симпатии. Накануне субботней игры не раз видел картинку, как люди просто обменивались «розами» своих любимых клубов, при этом обнимаясь, как старые знакомые. Такие же смешанные компании облюбовали абсолютно все кафешки в Парке металлургов, находящемся на подступах к стадиону. И если большинство вело себя достаточно сдержанно, то находились и буйные головы.
Правда, первые группы таких фанатов я встретил не в Самаре, а еще в автобусе на взлетном поле аэропорта Пулково. Группа из шести подвыпивших мужиков ругалась матом и ржала так, что терпение не выдержало даже у… Семена Стругачева, известного актера, летевшего с нами одним рейсом. Да, судя по киношному образу Левы Соловейчика из «Особенностей национальной охоты», актер должен был бы понять горе-выпивох. Но то кино, а тут общественное место. На его просьбу угомониться большинство тут же сникло, но одного из них не остановили даже слова: «Успокойся, это же великий актер». «Ну и что, что актер, а я с 90-го с «Зенитом» на выезды езжу!» — отбрыкнулся тот. Зато стюардессу, которая пригрозила ссадить его с самолета, дебоширу пришлось послушаться. Видно, не захотелось ему серию свою прерывать.
Бухаров-проказник и сюрпризы от Спаллетти
Всего же с берегов Невы на Волгу пожаловали около трех тысяч болельщиков. Большая часть прибыла именно в субботу, чтобы спокойно провести в Самаре два выходных дня. На «Металлурге», в отличие от большинства арен, не четыре, а три трибуны, поэтому организаторы рассадили особо ярых фанов противоборствующих сторон на одной из них, создав буфер из пятидесяти полицейских. В итоге все песнопения и скандирования неслись из одной точки стадиона, и если они совпадали, то получался малопонятный гул.
За полтора часа до матча зенитовцы приехали на стадион и уделили сорок минут знакомству с ареной. Тут же стали образовываться компании по интересам: Игорь Чеминава принялся брататься с Антоном Сосниным и Сергеем Петровым, Дмитрий Бородин нашел собеседника в лице одного из тренеров «Крыльев» — Дениса Угарова, но больше всего на «Металлурге» ждали Сашу Анюкова. Здесь его до сих пор помнят и любят, причем абсолютно все: от руководителей клуба до простых болельщиков. Шесть лет в волжской команде дают о себе знать. Пока капитан зенитовцев фотографировался со всеми знакомыми, как маленький ребенок себя повел Александр Бухаров. Проходя мимо клубного фотографа Вячеслава Евдокимова, он принялся нажимать на все подряд кнопки фотоаппарата. Напакостив, он с улыбкой пошел в подтрибунное помещение, не обращая внимания на слова руководителя пресс-службы «Зенита» Евгения Гусева, что даже зарплаты футболиста может не хватить на ремонт этого аппарата.
Получив протокол со стартовыми составами команд и не увидев в «основе» Игоря Денисова и Бруну Алвеша, я подумал, что многострадальный лазарет питерцев пополнился еще двумя пациентами. Все-таки нынешний «Зенит» без Денисова представить достаточно трудно. Но, видимо, Лучано Спаллетти просто стало скучно, и теперь он экспериментирует: то пять защитников выставит, то лучшего «опорника» на скамейку посадит.
Три мяча за пять минут
Несмотря на все это, Мигель Данни (восстановившийся после травмы) со товарищи с первых минут завладели инициативой и принялись планомерно оказывать давление на ворота Сергея Веремко. Особо усердствовал правый фланг, где Анюков и Ионов вытворяли что хотели с оппонентом в лице Концедалова. На 22-й минуте именно новоявленный игрок второй сборной России заставил соперника нелепо упасть, в результате чего сумел беспрепятственно выполнить точный навес на Данни, которому оставалось просто подставить голову. Данное событие поумерило активную даму из VIP-ложи, которая до этого громко комментировала каждое действие зенитовцев, повторяя, как мантру: «Не пройдет, не пройдет, не пройдет».
Но прошло и в следующем игровом эпизоде, когда уже Анюкову никто не помешал выждать подключение к атаке Широкова, выкатить партнеру мяч и затем увидеть его уже в сетке ворот. Думается, в тот момент никто не ожидал, что в последующие четыре минуты будет забито еще три мяча! Но так и произошло: ошибка Малафеева на выходе — и 1:2, точный удар головой Ломбертса после углового — и 1:3, дальний выстрел Файзулина — и 1:4. «Пропускать три мяча за пять минут — непозволительная роскошь», скажет после игры наставник самарцев Андрей Кобелев. Но его подопечных сложно винить, уж больно разнится уровень исполнительского мастерства у его подопечных и питерцев. Ведь хозяева поля отнюдь не были мальчиками для битья, и им порой удавались весьма яркие атаки, но их предпоследняя и последняя стадии оставляли желать лучшего.
В перерыве на поле появилась самарская команда по пляжному футболу, выигравшая недавно бронзовые медали чемпионата России, и президент Развеев пошутил, что пора бы и главной команде добиться подобного результата вновь, так как достижение 2004 года уже подзабыто. На старте второго тайма шансы на достойный результат подарил нынешний кумир местных болельщиков Павел Яковлев. Молодой спартаковец, находящийся в «Крыльях» на правах аренды, и в прошлом сезоне отмечался потрясающими голами. И на этот раз его удар метров с тридцати пришелся точнехонько в дальнюю от Малафеева «девятку». Аккурат после этого Кобелев решился на вторую замену, выпустив на поле Антона Соснина, у команды загорелись глаза, активизировались болельщики, начавшие скандировать: «Вперед, Самара, мы с тобой», а также пускать волну по «Металлургу». Но эйфория продолжалась недолго. Все «испортил» тот самый Саша Анюков, заработавший для своей команды пенальти. К радости питерских болельщиков, к мячу подошел не Данко Лазович, смазавший свой удар в игре с «Амкаром», а Роман Широков. Полузащитнику пришлось бить дважды, и оба раза он был точен, тем самым установив счет 5:2. И все равно Анюкову простили даже такой разгромный счет, встретив его после матча скандированием: «Самара за тебя, Саша!»
Самара